Файл: Лабораторные работы, добавленные в последней редакции общеобразовательной программы по физике. Пояснительная записка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка.

Порядок выполнения работы.

1.Зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении.

2.С помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.

3.Остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.

4.Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.

5.Повторить опыт , подвесив пластину в другой точке.

6.Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.

7.Сделать вывод.

Дополнительное задание.

Можно провести исследования по определению центра тяжести плоской пластины:

а) правильной геометрической формы (круг, квадрат, кольцо, прямоугольник);

б) со смещенным центром тяжести пластины правильной геометрической формы;

в) пластины произвольной формы.

Лабораторная работа №10.

Измерение давления твердого тела на опору.

Цель работы: измерить давление твердого тела на опору и выяснить, зависит ли оно от площади опоры, и если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления динамометра.

2.Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска)с помощью динамометра.

3.Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

4.Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска.

5.Расситайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

6.Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь и занесите в таблицу.

Fдавл. Н

а, см дли-на

b, см ширина

с, см высо-та

S, см 2 площадь наименьшей грани

S, см2 площадь наибольшей грани

p , Н/см2 давление наименьшей гранью

P, Н/см2 давление наибольшей гранью

























7.Вычисления S –наименьшей грани, S – наибольшей грани, p – давление наименьшей гранью, p – давление наибольшей гранью выполнить в тетради после таблицы.


8.Сделайте вывод о том, как давление твердого тела зависит от площади опоры при неизменной силе давления.


Лабораторные работы 8 класс

Лабораторная работа №1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой (70оС – 80оС), стакан, термометр.

Выполнение работы.

1.Определите цену деления термометра.

2.Налейте в стакан горячую воду массой 100 – 150 г.

3. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу.

4.По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени, при этом по оси ОХ отмечайте время , а по оси ОУ – температуру.

5.Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур. В области каких температур вода остывает быстрее?

Таблица

Время, t, мин.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Температура, tоС


































При работе с термометром следует выполнять следующие правила:

1) для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз;

2)помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется;

3)снимать показания термометра после того, как установится температура.

Лабораторная работа №4.

Измерение относительной влажности воздуха.

Цель работы: измерить влажность воздуха в кабинете физики двумя способами и сравнить полученные результаты.

Приборы и материалы: волосной гигрометр, психрометр.



Порядок выполнения работы. Демонстрационный вариант выполнения работы.

1.Ответьте на вопрос: что лежит в основе принципа действия волосного гигрометра?

2.Определите по волосному гигрометру относительную влажность воздуха и запишите результат в тетрадь.

3.Определите влажность воздуха с помощью психрометра. Для этого: а) определите цену деления термометра б) определите температуру сухого термометра tсухого в) определите температуру увлажненного термометра tувл. г) найдите разницу показаний сухого и влажного термометров ∆t= tсухого- tувл. д) используя психрометрическую таблицу, определите влажность воздуха φ.

4.Сделайте вывод, сравнив полученные двумя способами значения влажности воздуха.

5. Решить задачи №1167,1161. Сборник задач по физике.В.И.Лукашик,

Е.В.Иванова.М.Просвещение. 2005г.

Фронтальный вариант выполнения работы.

1.Изготовить модель психрометра. Для этого оберните резервуар термометра со спиртом кусочком ткани и закрепите ее нитью.

2.Измерьте температуру воздуха в кабинете, tсухого

3.Измерьте температуру воды в сосуде. Она должна иметь комнатную температуру.

4. Смочите ткань водой и некоторое время наблюдайте за изменением показаний увлажненного термометра. Запишите температуру увлажненного термометра tувл. в тот момент, когда температура перестанет изменяться.

5. Найдите разницу показаний сухого и влажного термометров ∆t= tсухого- tувл.

6. Используя психрометрическую таблицу, определите влажность воздуха φ.

7.Сравните измеренное значение влажности с помощью модели психрометра с влажностью, измеренную психрометром или волосным гигрометром. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №8.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

Цель работы: убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Приборы и материалы: источники постоянного тока ,исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Порядок выполнения работы.

1.Начертите схему электрической цепи, соединив последовательно источник питания, спираль, амперметр, реостат ,ключ. Вольтметр подключается параллельно спирали.


2.Соберите электрическую цепь по схеме.

3.При четырех положениях ползунка реостата (крайнее левое,1/3 от левого конца реостата, середина, крайнее правое) произвести измерения силы тока в цепи и напряжения на концах спирали.

4.Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

1










2










3










4











5.Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения.

6. Результаты вычислений занесите в таблицу.

7.Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем.

Лабораторная работа №12.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Цель работы: убедиться в том, что угол отражения света всегда равен углу падения.

Приборы и материалы: источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительные

провода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем.
Порядок выполнения работы.

1. Собрать электрическую цепь, последовательно соединив источник тока, лампочку, реостат, ключ.
2. Установите зеркало на листе тетради.
3. Проведите на листе линию вдоль отражающей поверхности.
4. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.
5. Направьте световой пучок на зеркало.
6. На падающем и отраженном лучах поставьте по две точки.
7. Выключите лампочку и через точки проведите падающий и отраженный лучи.
8. В точке падения луча на зеркало восстановите перпендикуляр к его поверхности.
9. Измерьте углы падения и отражения.
10. Повторите опыт пять раз, изменяя направление падающего луча.
11. Все измеренные значения углов запишите в таблицу.

Угол отражения
















Угол падения


















12.Проанализируйте результаты и сделайте вывод.

Лабораторная работа №13.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Цель работы: экспериментально подтвердить то, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.

Приборы и материалы: стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка, источник света, лампочка, ключ, соединительные провода, экран с узкой щелью.

Порядок выполнения работы.

1. Собрать электрическую цепь, соединив последовательно источник света, лампочку, ключ, реостат.

2. Обведите контур основания стеклянной пластинки карандашом. В дальнейшем при выполнении опыта следите за тем, чтобы пластинка не смещалась за пределы контура.
3. Направить световой пучок на пластинку. Поставить нападающем пучке две точки. На вышедшем из пластинки пучке поставить тоже две точки.
4.Убрать пластинку, провести падающий и преломленный лучи, восстановить

перпендикуляры к поверхности пластинки в точках падения луча на пластинку и выхода из нее.
5. Измерить транспортиром углы падения и преломления.
6. Изменяя угол падения луча, повторить опыт три раза.
7. Все измеренные и вычисленные величины записать в таблицу.


№ опыта

αо

βо

sin α

sin β

sin α/sin β

1
















2
















3

















8. Сделать вывод.
Лабораторные работы 9 класс

Лабораторная работа №3.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

Цель работы: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

Приборы и материалы: набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер.

Порядок выполнения работы.

1. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз.

2. Измерить время 20 колебаний.

3.Вычислить период.

4.Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов.