Файл: Контрольная работа по дисциплине Антимонопольное регулирование и организация закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенностью данной формы является то, что актом недобросо­вестной конкуренции могут быть признаны действия хозяйствующего субъекта, связанные с приобретением и использованием исключитель­ных прав, даже если они соответствуют гражданскому законодательству.

Иначе говоря, лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации зарегистрировало товарный знак (знак обслу­живания) или фирменное наименование, может его лишиться, если такие действия признаны антимонопольным органом актом недобро­совестной конкуренции.

Для квалификации указанных действий в качестве акта недобросо­вестной конкуренции необходимо установить все признаки недобросо­вестной конкуренции, рассмотренные в§1 настоящей главы.

Важно отметить, что действия по регистрации исключительных прав, соответствующие установленным правилам, но противоречащие требованиям добропорядочности, разумности или справедливости, могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции. Поэтому определяющим критерием для признания действий по регистрации ис­ключительных прав недобросовестной конкуренцией является недобро­порядочность и несправедливость таких действий.

В подавляющем большинстве случаев недобропорядочность дей­ствий по приобретению исключительных прав выражается в том, что хозяйствующий субъект регистрирует на свое имя товарный знак (знак обслуживания), который используется в предпринимательской дея­тельности конкурента. Такая ситуация возможна, когда производитель, вводя товар в оборот под определенным обозначением, не зарегистри­ровал его в качестве объекта исключительных прав (товарного знака или знака обслуживания).

Прямой действительный ущерб, как правило, связан с тем, что уже произведенная продукция, маркированная обозначением, зарегистри­рованным недобросовестным конкурентом в качестве товарного знака, в силу ст. 1515 ГК РФ будет признана контрафактной. Она подлежит изъятию из оборота и уничтожению за счет производителя. Новый правообладатель получит право потребовать от производителя товара, маркированного обозначением, возмещения убытков либо выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей либо в размере дву­кратной стоимости всех товаров, на которых размещено такое обозна­чение.

Упущенная выгода производителя будет выражаться в том, что в дальнейшем он не сможет извлекать доход от продажи товара, маркиро­ванного таким обозначением. Размер ущерба в виде упущенной выгоды напрямую зависит от того, какие усилия приложил производитель для формирования спроса на свой товар (рекламная компания, качество товараит.д.).


Хозяйствующий субъект, недобросовестно зарегистрировавший обозначение в качестве товарного знака, обладает преимуществами в предпринимательской деятельности. С момента регистрации товарно­го знака он получает право запрещать всем другим лицам производить товар под таким же либо сходным до степени смешения обозначением, а также возможность извлекать доход, основанный на репутации и из­вестности товарного знака потребителям.

Указанные обстоятельства могут стать основанием для того, чтобы действия по приобретению и использованию исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индиви­дуализации продукции, работ или услуг были признаны актом недобро­совестной конкуренции.

2 Рынок услуг теплоснабжения

Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения Российской Федерации в 2017 г. и предложения ФАС по развитию конкуренции


Выдержки из Доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации, г. Москва, 2018 г. В Докладвключены данные ведомственной статистики, характеризующие правоприменительную практику антимонопольных органов, материалы, предоставленные Минэкономразвития России, федеральными органами исполнительной власти и рядом общественных организаций предпринимателей Общая характеристика состояния конкуренции


Всего проанализирована деятельность около 2500 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению на территории 85 субъектов РФ.
Результаты проведённого анализа позволяют сделать следующие выводы.
Среди исследованных административных центров с численностью населения более 100 тыс. жителей установлено, что в 2017 г. рынки характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией, что обусловлено технологическими особенностями процесса теплоснабжения, так как предоставление услуги теплоснабжения возможно только в рамках присоединённых тепловых сетей.
Исключение составляют Пермский край, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ленинградская область, в границах муниципальных образований которых есть рынки с низким и умеренным показателем концентрации. Достигнутые результаты развития конкуренции
Частью 2.1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определены случаи заключения договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по соглашению сторон.


В 2017 г. заключены 318 договоров по ценам, определённым соглашением сторон, на территории субъектов РФ. Проблемы развития конкуренции
По результатам исследования к барьерам на рынке услуг по теплоснабжению можно отнести:
1.Административные барьеры:
— получение от органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) либо от органов государственной власти субъектов РФ разрешения о выделении земельного участка под строительство объектов теплоснабжения;
— высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации. 2.Экономические барьеры:
— владение источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями на любом законном основании. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (например, стоимость строительства участка сети трубами диаметром 2×ДУ50 на расстояние в 0,4 км составляет более 20 млн руб.), что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок. Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым. При этом объекты теплоснабжения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.
— долги предприятий сферы ЖКХ за отпущенную тепловую энергию;
— регулируемый вид деятельности, т.е. необходимость обращения в уполномоченные органы исполнительной власти за установлением тарифа на осуществление определённого вида деятельности;
— в некоторых регионах отсутствие решения администраций городов по присвоению статуса ЕТО на территории муниципальных образований;
— нарушения ОМСУ требований ПП РФ от 22.02.2012 г. № 154;
— отказ от заключения договоров (подключения, теплоснабжения, передачи, поставки) теплоснабжающими организациями;
— стоимость входа на рынок (строительство теплотрассы) не окупается при установленных тарифах. 3Технологически барьеры:
— «нулевой» радиус эффективного теплоснабжения.
В соответствии с Законом о теплоснабжении, под понятием радиус эффективного теплоснабжения определено максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразнопо причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения.
Стоит отметить, что в настоящее время единая утверждённая методика по расчёту РЭТ отсутствует. Строгое выполнение требований вышеупомянутого закона определяет нулевое значение радиуса эффективного теплоснабжения, т.к. присоединение любого дополнительного абонента к действующей системе централизованного теплоснабжения всегда увеличивает совокупные расходы, требует дополнительных инвестиций, расхода топлива и т.д.
Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.
При этом объекты теплоснабжения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.
Все вышеперечисленные барьеры оказывают существенное влияние на перспективы развития конкуренции исследуемого рынка по теплоснабжению. Предложения по развитию конкуренции
В рамках реализации Указа Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» ФАС России поручено совместно с федеральными органами исполнительной власти внести в Правительство РФ в установленном порядке проект акта Правительства РФ об утверждении планов мероприятий по развитию конкуренции на 2018-2020 гг. в соответствующих отраслях экономики Российской Федерации.
Во исполнение указанных актов ФАС в сфере ЖКХ предложено. В сфере тарифного регулирования в ЖКХ:
· Внести изменения в действующее законодательство РФ, предусматривающие введение понятия «тарифная дискриминация», а также механизмпривлечения к ответственности органов властиза создание «тарифной дискриминации»;
· Внести изменения в действующее законодательство, направленное на введение критериев сетевых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также установление для таких организаций цен (тарифов) методом сравнения аналогов.
Ожидаемый результат – устранение многочисленных нарушений со стороны органов регулирования при установлении цен (тарифов) и снижение финансовой нагрузки на потребителя.

 В сфере оказания жилищно-коммунальных услуг ГУПами и МУПами:
· Внести изменения в законодательство в части установления запрета на создание и осуществление деятельности ГУПов и МУПовоснованных на праве хозяйственного ведения, ГУПов и МУПов для осуществления видов деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Цель данного изменения – устранение ГУПов и МУПов в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. В сфере законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях:
· Внести изменения в Закон о концессионных соглашениях: 1. В части установления равного доступа к заключению концессионного соглашения по частной инициативе, а также установления сроков и объёма размещаемой информации на сайте torgi.gov.ru, срока принятия решения концедента о проведении конкурсных процедур в случае наличия иных претендентов с целью обеспечения равного доступа при заключение концессионного соглашения по частной инициативе и установление прозрачного порядка размещения соответствующей информации на torgi.gov.ru;
2. В части заключения концессионного соглашения в отношении объектов по обращению с ТКО в соответствии с особенностями, установленными для объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения с целью унификации проведения конкурентных процедур для объектов жилищно-коммунального комплекса, исключения субъективного подхода при проведении торгов в сфере обращения с ТКО, обеспечения открытости таких торгов;
3. В части перевода торгов на право заключения концессионного соглашения в электронную форму с целью повышения информативной прозрачности проведения торгов, увеличения количества участников торгов. Совершенствование порядка передачи прав в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
· Внести изменения в законодательные акты в части заключения договоров аренды объектов ЖКХ без учёта амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, в случае если такие расходы не несёт арендодатель.
Данные изменения позволят сократить убытки регулируемых организаций, которые в ряде случаев приводят к банкротству.
· Внести изменения в действующее законодательство в части распространения на хозяйственные общества с государственным или муниципальным участием обязанности передавать права владения, пользования, распоряжения объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с порядками, установленными ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (владение, пользование) (ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ. – Прим. ред.) и Законом о приватизации (распоряжение) (ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ. – Прим. ред.).
Ожидаемый результат – предотвращение обхода обязательных конкурентных процедур при передаче хозяйственными обществами с государственным участием или муниципальным участием, созданных путём преобразования унитарных предприятий, прав владения, пользования, распоряжения объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Обеспечение равного доступа к государственным и муниципальным объектам коммунальной инфраструктуры.
· Выработать понятие «технологическая связь» в целях единообразия применения при передаче объектов коммунальной инфраструктуры.
· Внести изменения в законодательство в части установления запрета на неоднократную и последовательную передачу объектов коммунальной инфраструктуры, если это приводит к ограничению конкуренции в целях установления прозрачного порядка передачи объектов коммунальной инфраструктуры по технологической связи.


Список используемой литературы


1. Беляева О.А.. Торги: основы теории и проблемы практики

[Электронный ресурс]:Монография. - Москва: ООО "Научно-издательский

центр ИНФРА-М", 2015. - 250 с.

2. Пузыревский С.А., Гаврилов Д. А. Конкурентное право

[Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Юридическое издательство

Норма", 2019. - 416 с.

Дополнительная литература:

3. Мамедова Н.А., Байкова А.Н. Общественный контроль в сфере

государственных закупок: теоретические и практические

основы[Электронный ресурс]:. - Москва: ООО "Научно-издательский центр

ИНФРА-М", 2016. - 312 с.