Файл: Задача диагностики отражение основных факторов, определяющих стратегию предприятия, т е. путей достижения поставленной цели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ внешней среды.
Исследование непосредственного окружения осуществляется через анализ конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов и контактных аудиторий (банков, страховых компаний), имеющих прямые деловые контакты с данным учреждением, т.е. ДШИ. Фактически в данном этапе изучаются тенденции той отрасли, в которой работает рассматриваемое учреждение.


Факторы

Параметры проявления

1. Экономические

Средняя заработная плата педагога в музыкальной школе составляет 5 тыс. 670 рублей. На оборудование выделяется 39 тыс. рублей в год – притом, что покупка одного качественного музыкального инструмента обходится гораздо дороже.

Состояние педагогических кадров в этой сфере: половина преподавателей этих учебных заведений – предпенсионного возраста, 22% – пенсионеры.

Существуют проблемы недофинансирования, низких зарплат, старения кадров являются общими для всей системы образования, однако нельзя отрицать и специфические трудности, которые испытывают творческие учебные заведения. Одна из главных причин, порождающих эти трудности, состоит в том, что в свое время  ДШИ  были отнесены к учреждениям дополнительного образования.

В результате на эти учреждения не распространяются стандарты, учащиеся не сдают экзамены и не получают документы государственного образца по окончании таких школ, что, по мнению специалистов, лишает детей стимула к продолжению образования на профессиональном уровне. Кроме того, согласно СанПиНам, продолжительность индивидуальных занятий с юными музыкантами не должна превышать 30 минут, что не позволяет осуществлять полноценную подготовку. Это вынуждает работников  ДШИ  прибегать к разного рода ухищрениям – таким как составление двух расписаний: одного – фактического, второго – для проверяющих инстанций.

С 2009 года педагоги музыкальных школ лишились пенсий за выслугу лет, поскольку в Минздравсоцразвития посчитали, что их трудозатраты значительно меньше по сравнению с трудозатратами школьных учителей. Также педагогам  ДШИ  повысили среднюю нагрузку до 24 часов на ставку – в то время как в школе она составляет 18 часов. Специалисты уходят из этих учебных заведений, из-за чего возникает дефицит кадров в данной сфере.

Переход к рыночным отношениям спровоцировал взрывной спрос на управлен­ческие знания и навыки, необходимые для успешной деятельности в условиях новых отношений.

Экономический кризис обусловил значительное снижение объемов государст­венного финансирования образования. В то же время появились люди и органи­зации, готовые сами оплачивать свое обучение.

Инфляция, рост курса доллара, крах финансовых пирамид привели к тому, что инвестиции в собственное образование становятся едва ли ни самым надежным способом размещения денег.


2. Политические

При реформировании бюджетной сферы сильнее всего страдают те учреждения, правовой ста­тус которых наименее четко определен в законодательстве. К таким учреждениям относятся детские школы искусств.

В настоящий момент теоретически руководители учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства понимают прогрес­сивный характер Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совер­шенствованием правового положения государственных (муниципальных) учрежде­ний" (далее - Закон № 83-ФЗ), т. к. развитие и изменение учреждения в жесточай­ших рамках регламентации каждого шага практически невозможно. Поэтому пере­вод от сметного финансирования к государственному заданию, упрощение про­цедуры взаимодействия с казначейством (упразднение контрольных функций), переход на  нормативный  принцип финансирования, переориентация финансиро­вания с обеспечения затрат на результат  деятельности  - все это определяет перспек­тивы развития бюджетной сферы в сторону большей эффективности, повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.

Однако воспользоваться положительными нововведениями Закона № 83-ФЗ смогут далеко не все  ДШИ . Можно отметить несколько причин - проблем, ставящих школы в особые (со знаком минус) условия.

Первое - правовой статус  ДШИ . Закон № 83-ФЗ направлен на совершен­ствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений. А поскольку  ДШИ  уже два десятка лет существуют в неопределенном правовом статусе и при противоречивом законодательстве, совершенствовать им нечего. А значит, необходимо сначала определить их статус.

Второе - приоритетным типом при переводе образовательных учре­ждений становится бюджетное учреждение. То есть автономный статус "грозит" и сельским школам, и школам, не имею­щим собственных помещений и находящимся, например, в зданиях общеобразо­вательных школ.  ДШИ , работающая в таких условиях, не имеет возможности для расширения своей  деятельности , в т. ч. внебюджетной.

Третье - неясен метод определения  нормативных  затрат. В большин­стве регионов не разработаны нормативы финансирования,  нормативный  метод практически не используется.

В данной ситуации возникает еще одна ключевая проблема - четвертая: до сих пор не решен вопрос о частично платных услугах.

Пятое - не разработаны критерии результативности  деятельности  детской школы искусств.

Шестое. Во многих федеральных и региональных документах неоднократ­но подчеркивается, что перевод в новые формы государственных (муниципальных) учреждений предполагает и новые подходы к определению кадровой политики учреждения, а именно постановки руководителями  ДШИ  задач комплектования кадров с позиций квалифицированности и оптимальной достаточности. Предпо­лагается, что у каждого преподавателя должна быть нагрузка, гарантированная законодательством (не менее одной ставки), а качественная, эффективная работа должна поощряться стимулирующими выплатами, что создаст условия для под­держки наиболее квалифицированных, талантливых работников. Сама постанов­ка задачи - очень правильная, но непонятно, как ее решить, ведь на местах данный принцип воспринимается однозначно - надо сокращать штат.

Разрушение государственной монополии на образование привело к появлению множества негосударственных учебных заведений.

На государственном уровне развитие ДШИ было объявлено одним из приоритет­ных направлений в развитии отечественного дополнительного образования.

Здесь приведен далеко не исчерпывающий перечень факторов, влияющий на обра­зовательную среду.

3. Социально-демографические и культурные

Социокультурные центры поселка: профессиональное училище № 9, общеобразовательные школы № 1 и № 2, Центр дополнительного образования детей, четыре дошкольных образовательных учреждений, Детско-юношеская спортивная школа, Школа искусств. Районная библиотека, Дом культуры «Юбилейный», Никольская православная церковь.

Численность населения и изменения в его структуре, миграционные процессы, тенденции развития семьи, образовательные тенденции не могут не сказаться и на развитии сферы культуры.

Среднегодовая численность постоянного населения Тюльгана по предварительным данным переписи населения 2010 года на 01.01.2011 года составила 19,7 тыс. человек при плотности 10,4 чел./км2. В 2010 году в районе родилось 284 человека, умерло 255 человек. Естественный прирост населения составил + 1,5 человек на 1000 населения (в 2009 году – 0,5 человек). Миграционный прирост в 2010 год составил - 23 человека, в 2009 году + 32 человека. В целом район многонационален и неконфликтен. Стратегически важным представляется сохранение культурных традиций и этнической неконфликтности.

Тюльганцы редко посещают библиотеки: каждый второй респондент сообщает, что последний раз был в ней несколько лет назад. Посетителями библиотек чаще оказываются представители пенсионного поколения и студенты. Однако, недостаток специальных знаний в области сбора и анализа информации, а также занятость сотрудников текущей работы, не дает на сегодняшний день возможности заниматься таким анализом более глубоко. Должна присутствовать важность проведения на уровне области и отдельных муниципальных образований социологических исследований.

Ниже приведены результаты проектной работы сотрудников данного учреждения (ДШИ):

1. Культурно-просветительское направление. Данная работа является основной деятельностью учреждений досуга и по всем возрастным группам будет финансироваться за счет бюджета.

2. Удовлетворение коммуникативных потребностей особенно актуально для возрастных групп 7-14 лет, 18-30 лет, а также для людей старше 55 лет. Как перспективная выделена группа 18-30 лет – создание семьи, вопросы планирования и воспитания детей и т.д. Опыт в данном направлении недостаточный. Работа

с данной группой востребована государством и самой группой. Существует возможность предоставления услуг на платной основе. Требуются новые формы работы (в частности ролевые игры), изучение опыта других регионов. Углубленное изучение потребностей

3. Спортивно-оздоровительное направление. Данное направление не является профильным для учреждений и может рассматриваться как дополнительное – кружки,

творческие коллективы, современные виды активности (танцевальные направления, йога и т.д.). Услуги предоставляются на платной основе.

4. Творческая самореализация. В этом направлении выделена детская группа до 7 лет. Перспективно развитие широкого спектра услуг для детского развития. Опыт – нет комплексного подхода, специалистов. Развитие детей - приоритет государства. Услуги могут и должны предоставляться на платной основе.

5. Образовательная деятельность. Перспективна для среднего и старшего возраста, объединена с творческой самореализацией.

6. Досугово-развлекательная деятельность. Исключительно на платной основе, за исключением мероприятий, реализуемых за счет бюджета. Кроме дискотек и др. рассматриваются варианты работы с бизнесов – корпоративные праздники.

Повышение мобильности каждого: от ценностей пожизненного найма к по­строению жизненной карьеры. В среднем, работающий должен рассчитывать на то, что за время жизни он сменит 6-7 направлений своей деятельности. Таким образом, переквалификация становится насущным требованием.

Все больше людей одновременно учатся и работают. В результате время стано­вится ресурсом еще более ценным, чем деньги.

4. Технологические

Для успешного ведения учебно-воспитательного процесса в ДШИ осваиваются новые технологии с целью расширения информационного пространства и углубления знаний учащихся, повышения профессионализма преподавателей.

Применяются:

1. Компьютерные технологии для организации учебно-воспитательного процесса и оформления документации:

- Использование цифровых образовательных и Интернет - ресурсов на уроках;

- Создание видеороликов, презентаций для мероприятий;

- Мультимедийное сопровождение концертов, лекториев, воспитательных мероприятий;

- Оформление дипломов, сертификатов для конкурсной деятельности учащихся и педагогов;

- Оформление и хранение учебной документации педагогов и администрации;

- Использование нотных редакторов для создания аранжировок, нотных переложений, композиторской деятельности педагогов и учащихся;

2. Проектная деятельность преподавателей и учащихся:

- тематическое планирование;

- содержание предметов;

- создание презентаций по музыкально-теоретическим предметам

3. Использование в учебно-воспитательном процессе возможностей звукозаписывающей студии, фонограмм;

4. Использование в учебно-воспитательном процессе цифрового пианино, синтезаторов, CD –проигрывателей, медиатеки.

5. Здоровьесберегающие технологии:

- Направленность воспитательной работы на здоровье (дни здоровья, пропаганда здорового образа жизни, проведение развлекательно-оздоровительных мероприятий с учащимися во время школьных каникул);

- Направленность учебного плана на здоровье (недопустимость перегрузки ученика).

- Контроль за нагрузкой преподавателей, расписанием уроков;

- Смена видов деятельности на уроке;

- Создание комфортных условий для занятий (соблюдения требований СанПиНа, гигиенических норм, освещение, тепловой режим и т.д.);

- Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Развитие телекоммуникаций. Все больше ребят учатся рабо­тать в сетях, а выпускники окажутся в мире, где сетевые коммуникации приоб­ретают все большее значение.

Производительность микропроцессоров удваивается примерно каждые 18 меся­цев. Предполагается, что эта тенденция сохранится, что приведет к изменениям в схемах использования компьютера в деловой жизни.

Умение использовать современные технологии в разнообразных практических целях в настоящее время является необходимым условием для большинства ра­ботников. Это требование относится теперь к базовым навыкам.



Охарактеризуем факторы непосредственного делового окружения, подлежащие выявлению и анализу.


Факторы

Параметры проявления

Покупатели

Ближайшее внешнее окружение ДШИ состоит из заказчиков образовательных услуг. Это группа потенциальных потребителей (учащихся, родителей), обладающих рядом общих характеристик, по которым они предъявляют требования к образовательным услугам. Обычно администрация школы искусств редко видит в своих учащихся тех субъектов, ради которых стоит выстраивать свой имидж. А ведь выпускники являются главными «PR-агентами» образовательных учреждений. Память о школе хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного заведения, малопривлекателен, то отдать в данную школу своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. Обучаясь в школе искусств, учащиеся служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (одноклассникам, в Интернете) или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном сообществе. Родители учащихся это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе школы искусств, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о данном учебном заведении. Поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе. Парадокс заключается в том, что родители могут выступать и основными инвесторами имиджевой политики.

Поставщики

Организации и отдельные лица, которые обеспечивают образовательное учреждение материальными или кадровыми ресурсами (управленческие структуры, осуществляющие финансирование; высшие учебные заведения; спонсоры и др.) выступают поставщиками. Сегодня все большее значение для успешного продвижения компании на рынке играет ее общественная деятельность и социальное партнерство (реальное и потенциальное). Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные школьные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность, ведь польза от такого партнерства должна быть обоюдной.

Конкуренты

Следующими составляющими непосредственного микроокружения выступают другие учреждения дополнительного образования детей (государственного и негосударственного типа), которые осуществляют аналогичную деятельность и в какой-то мере являются конкурентами на рынке образовательных услуг.

Рынок рабочей силы


Решающая  роль в развитии образования принадлежит рынку рабочей силы. Именно на долю их квалифицированного интеллектуального труда приходится преобладающая масса работы с обучающимися.

В состав работников ДШИ входят четыре основные группы: административный, педагогический, учебно-вспомогательный  и обслуживающий  персонал.

Штат укомплектован полностью. Соотношение ученик / педагог составляет 8:1. Это отношение выигрышно для учащихся, но влечет большие расходы на оплату столь обширного штата педагогов. Хотя, у большого числа педагогов педагогическая нагрузка выше нормы.

Соотношение местных и приезжих сотрудников составляет 1:0, то есть все сотрудники проживают в п.Тюльган.

Высшее  образование имеет в основном административный, педагогический и учебно-вспомогательный персонал, среднее – обслуживающий персонал. Что весьма закономерно, т.к.  уровень выполняемой работы предъявляет свои требования к качеству образования сотрудников. Работа  управляющего персонала отличается, по сложности, по наличию ответственности в принятии решений, по масштабам, и по многим другим характеристикам.      

      Состав  кадров ДШИ довольно стабилен.      Одним из достоинств кадровой политики школы  – является ее относительно верный подход к набору, подготовке и вербовке кадров. Подбором кадров занимается директор школы. В идеале, работу по подбору персонала должен осуществлять отдел кадров (но данные штатные единицы в школе не предусмотрены). Организовывать  анкетирования,  собеседования, и представлять наиболее достойных кандидатов на вакансию непосредственно комиссии состоящей из директора, его заместителей, заведующих отделениями, на вакансию которого претендует кандидат. 

Также существует в ДШИ профсоюз работников, который обеспечивает социальную защиту, гарантии и льготы, в т.ч. в рамках отраслевых договоров о социальном партнёрстве на всех уровнях (район, город, область).



Анализ внешней среды оформим в форме исчерпывающего перечня возможностей и угроз ее развития для ДШИ.
Перечень возможностей и угроз внешней среды


Факторы внешней среды

Возможности

Угрозы

Макроокружение

Экономические

Политические


Социальные


Технологические


1. Существенное замедление темпов инфляции.

2. Рост покупательной способности рубля.

3. Снижение ставки рефинансирования с 21% до 18% вызовет закономерное снижение банковских ставок по кредитам.

4. Понижение курса доллара и его стабилизация.

5. Продолжение экономического роста.

6. Улучшение деятельности банковской системы.

1. Стабильная политическая ситуация в стране.

1. Рост реальных денежных доходов населения.

2. Рост склонности населения к организованным сбережениям.

3. Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию.

4. Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами.

5. Особое внимание уделяется совершенствованию системы трудовых отношений на основе социального партнёрства и реформирования трудового законодательства.
1. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.

2. Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования.

3. Постепенная активизация усилий Правительства, направленных на развитие инноваций, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств.

4. Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.


1. Повышение цен на энергоносители.

2. Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность.

3. Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций.

4. Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства.

5. Повышение цен на транспортные перевозки.

6. Несовершенство налогообложения (в частности, отмена налоговых льгот на прибыль).

7. Вероятное снижение банковских ставок по кредитам должно вызвать понижение процентов по вкладам.

8. Неблагоприятный деловой климат.

9. Сильное падение объемов капиталовложений, опережающее по своим темпам производственный спад.
1. Несовершенство государственной политики в области инвестирования.

2. Недостаточное внимание поддержке автодорожных предприятий со стороны государства.

3. Фрагментарность законодательства.

Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.

1. Рост суммарной задолженности по заработной плате.

2. Социальная незащищённость населения.

3. Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.

4. Высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

1. Высокая энергоёмкость продукции.

2. Критическое состояние производственной инфраструктуры.

3. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.

4. Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту услуг и уровню затрат.

Непосредственное окружение

Покупатели

Поставщики

Конкуренты

Рынок рабочей силы



Рост потребности в услугах ДШИ.

1. На основе анализа имеющихся поставщиков определять наиболее выгодных и перспективных.

2. Поиск новых поставщиков более качественного и недорогого материала, оборудования и др.


Короткие сроки выполнения заказов.

1. Молодая квалифицированная рабочая сила.
2. Мобильность рабочей силы.



1. Потребность в высококачественных услугах.

2. Заинтересованность потребителя в низких ценах.

3. Нестабильное финансовое положение потребителей.
1. Недостаточный уровень обслуживания со стороны поставщиков.

2. Нестабильность цен поставщиков.

3. Нестабильность поставок.

1. Увеличение числа конкурентов.

2. Конкуренты постоянно расширяют ассортимент предоставляемых услуг.

3. Возможность переключения потребителей на конкурентов.
1. Требование профсоюза по оплате труда.
2. Недостаток квалифицированной рабочей силы.



Анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

Наибольшую угрозу для ДШИ представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов учреждению следует направить свои сильные стороны.

Технологические, политические и социальные факторы дают учреждению умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направить на это свои сильные стороны, а также, если суметь использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

В наибольшей степени благоприятное влияние на учреждение оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны покупателей и поставщиков учреждение должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.

С целью выявления влияния на учреждение факторов внешней среды проводится количественный анализ.

Для проведения количественного анализа построим матрицу вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на учреждение (возможности).

Матрица возможностей




Влияние возможностей на организацию

Вероятность использования возможностей





Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Поле «ВС»

Существенное замедление темпов инфляции.

Поле «ВУ»

Продолжение экономического роста.

Поле «ВМ»

Короткие сроки выполнения заказов.

Средняя вероятность

Поле «СС»

Стабильная политическая ситуация в стране.

Поле «СУ»

Поиск новых поставщиков более качественного и недорогого материала, оборудования и др.

Поле «СМ»


Низкая вероятность

Поле «НС»

Рост потребности в услугах ДШИ.

Поле «НУ»


Поле «НМ»




Матрица возможностей показала, что на поля наиболее благоприятных  возможностей  попадает  существенное замедление темпов инфляции «ВС», стабильная политическая ситуация в стране «ВУ» и  продолжение экономического роста «СС».

Матрица возможностей, попавших на рост потребности в услугах ДШИ «НС», поиск новых поставщиков более качественного и недорогого материала, оборудования и др. «СУ», а также на короткие сроки выполнения заказов «ВМ», т.е. здесь руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточное количество ресурсов.

Теперь рассмотрим матрицу угроз, где факторы внешней среды, оказывают негативное воздействие на организацию (угрозы)1.

Матрица угроз




Влияние угроз на организацию

Вероятность реализации

угроз





Разрушение

Кризис

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Поле «ВР»

Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства.

Поле «ВК»

Сильное падение объемов капиталовложений, опережающее по своим темпам производственный спад.

Поле «ВТ»

Возможность переключения потребителей на конкурентов.


Поле «ВЛ»

Недостаток квалифицированной рабочей силы.

Средняя вероятность

Поле «СР»

Рост суммарной задолженности по заработной плате.


Поле «СК»

Нестабильность поставок.


Поле «СТ»

Увеличение числа конкурентов.


Поле «СЛ»


Низкая вероятность

Поле «НР»

Неблагоприятный деловой климат.


Поле «НК»

Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций.


Поле «НТ»

Поле «НЛ»