Файл: Образовательное учреждение высшего образования Ростовский государственный университет путей сообщения (фгбоу во ргупс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
• программные продукты для работы с графической информацией;
• базы и банки данных для обработки больших массивов информации;
• мультимедийные системы, используемые для вывода высококачественного звука и видеоизображения;
• гипертекстовые и другие системы.
4.
По типу пользовательского интерфейса:
• пакетные автоматизированные информационные технологии, не позволяющие пользователю участвовать в процессе обработки информации в автоматическом режиме, так как организация обработки данных основана на выполнении программно-заданной последовательности;
• операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными;
• диалоговые автоматизированные информационные системы, предоставляющие пользователю в реальном масштабе времени взаимодействовать с информационными ресурсами, хранящимися в системе;
• сетевые информационные системы, дающие пользователю средства доступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам.
5.
По способу построения сети: локальные, многоуровневые и распределенные информационные технологии.
Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю средства доступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает их многофункциональными и широко используемыми.
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологии в единый компьютерно-технологический комплекс, который называется интегрированным.
При объединении различных типов информационных технологий в единый интегрированный комплекс используются средства коммуникации, которые обеспечивают технологические возможности автоматизации управленческой деятельности и являются основой для создания разно- образных сетевых вариантов информационной технологии.
6.
По обслуживаемым предметным областям:
• информационные технологии бухгалтерского учета;
• банковской деятельности;
• налоговой деятельности;
• страховой деятельности и др.

12
1.1.2 Автоматизированные информационные системы (АИС), общие
принципы их формирования и функционирования.
Понятие и определение автоматизированных информационных систем
(АИС)
Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
Создание АИС способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления.
Наибольшая эффективность АИС достигается при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Поэтому процесс управления в условиях функционирования автоматизированных информационных систем основывается на экономико-организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта.
Адекватность модели означает, прежде всего, ее соответствие объекту в смысле идентичности поведения в условиях, имитирующих реальную ситуацию, поведение моделируемого объекта в части существенных для поставленной задачи характеристик и свойств. Безусловно, полного повторения объекта в модели быть не может, однако несущественными для анализа и принятия управленческих решений деталями можно пренебречь.
Модели имеют собственную классификацию, подразделяясь на вероятностные и детерминированные, функциональные и структурные. Эти особенности модели порождают разнообразие типов информационных систем.
Опыт создания АИС, внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов, формализация ситуаций производственно- хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются
АИС управленческой деятельности.
Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков (рисунок 3).


13
По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами
– это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС
управления
организационно-технологическими
процессами
представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
АИС научных исследований
обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.
Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
В соответствии с третьим признаком классификации выделяют
отраслевые,
территориальные и межотраслевые АИС,
которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и
Рисунок 3 – Классификация автоматизированных информационных систем

14
агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно- территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые
АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем.
Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов информатизации, являются:
• активное участие человека – специалиста – в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;
• интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;
• наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;
• создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;
• формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение;
• постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.
Эффективность АИС во многом определяется их качеством и доверием к ним пользователей. Качество изделий, процессов проектирования, производства и услуг является одной из узловых проблем, определяющей уровень жизни человека и состояние народного хозяйства, что полностью относится и к области информационных технологий.
Практически все АИС имеют в своем составе следующие компоненты:
 физическая компонента – материальная основа носителя информационной системы;
 информационная компонента – организованная определенным образом


15
система записей данных
(информационная база), характеризующаяся определенным языком, на котором выполнены образующие ее записи;
 функциональная компонента – система процедур управления, обновления, поиска и завершающей обработки данных.
АИС и ее компоненты могут быть сосредоточены в одном месте, если взаимодействие между компонентами АИС (или между частями одного компонента) происходит посредством каналов связи, то такая АИС называется распределенной.
Аппаратные компоненты АИС имеют достаточно универсальный характер и относительно слабо зависят от функционального назначения конкретной информационной технологии. Хотя при их выборе всегда учитывается ряд технических характеристик, анализ и испытания этих компонент могут проводиться достаточно традиционными методами и средствами, разработанными в области сложного приборостроения.
Остальные компоненты АИС составляют их интеллектуальную часть, определяющую назначение, функции и качество решения задач в конкретной области человеческой деятельности. Эти компоненты могут отличаться принципиальной новизной, большим разнообразием характеристик, которые трудно формализуются и требуют глубокого исследования методов проверки их значений.
Архитектурная, техническая и программно-информационная совместимость различных АИС может быть обеспечена только путем стандартизации и сертификации программно-технических средств в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов.
Любая реальная АИС действует в окружающей ее информационной среде, которую часто называют инфраструктурой.
Под
инфраструктурой в экономике
понимаются структуры, которые обеспечивают функционирование производственных систем, но непосредственно в технологических процессах производства продукции не участвуют. В их число входят: дороги, линии электропередач, системы снабжения ресурсами и т.д.
Классификация АИС по признаку их применения:
автоматизированная система управления (АСУ)
– организационно- техническая система, созданная с применением автоматизированных информационных технологий для повышения эффективности процессов управления различными объектами;
автоматизированная система научных исследований (АСНИ)
– автоматизированная информационная система, предназначенная для информационно – аналитического обеспечения научно-исследовательских работ;
экспертная система
автоматизированная информационная система, которая использует экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой предметной области;
автоматизированная система контроля измерений (АСКИ)



16
автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, анализа и хранения показателей, которые считываются с контрольно- измерительных приборов;
система
автоматизированного
проектирования
(САПР)
– организационно-техническая система, состоящая из программно-технического комплекса автоматизации проектирования, пользователями которого являются сотрудники подразделений проектной организации;
автоматизированная
система
обучения
– автоматизированная информационная система, которая включает в себя преподавателя, студентов, комплекс учебно-методических и дидактических материалов, автоматизированную систему обработки данных и предназначенная для поддержки процесса обучения с целью повышения его эффективности;
автоматизированная справочная система
– справочное руководство, содержание которого создается, хранится и доводится до пользователя с использованием автоматизированных информационных технологий;
автоматизированная библиотечная система
– автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ к данным библиотечных каталогов и фондов, а также сбор, обработку и хранение соответствующей информации;
автоматизированная система перевода
– автоматизированная система, предназначенная для перевода текстов с одного языка на другой, составной частью такой системы является автоматизированный словарь;
автоматизированная информационная юридическая система

автоматизированная информационная система в предметной области юриспруденции;
автоматизированные
системы
военного
назначения

АИС, предназначенные для управления боевыми действиями, военными объектами, системами ПВО и т.д.

17

Тема 1.2. Системы управления базами данных. Табличный процессор
Проблемы накопления, хранения и использования информационных ресурсов резко возрастают при увеличении организации и усложнении организационной структуры.
Чем больше накапливается информации, тем сложнее становится хранить ее на бумажных носителях или запоминать. Бумажные документы имеют ограниченный доступ, и их трудно изменять.
Поэтому предприятия и организации сейчас переходят к использованию интегрированных информационных ресурсов, чтобы все сотрудники могли использовать накопленную информацию, вносить при необходимости изменения.
Информационные Базы и Банки данных, их особенности
Ведущим направлением в организации внутримашинного информационного обеспечения является технология Баз и Банков данных.
База данных
- это специальным образом организованное хранилище информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающее удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.
База данных представляет собой управляемую совокупность данных, являющихся исходной информацией для решения задач системы управления и принятия управляющих решений, может включать информацию для всех задач или групп задач.
Система управления базой данных (СУБД)
представляет собой совокупность языковых и программных средств, обеспечивающих формирование и введение массивов данных. Обработка и выдача необходимой информации для коллектива пользователей или задач управления реализуется посредством программ управления информационной базой.
Банк данных
- это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных.
Организационная структура Банка данных включает:
• базу данных;
• систему управления базой данных;
• архив и система управления архивом;
• языковые средства (языки программирования, языки запросов и ответов, языки описания данных);
• методические средства (инструкции и рекомендации по созданию и функционированию Банков данных);
• технические средства, удовлетворяющие определенным требованиям;
• обслуживающий персонал, включая программистов, инженеров по техническому обслуживанию, администратора.
Обслуживающий персонал должен решать следующие задачи: