Файл: Католицки, чсср, 1990г Методика дрессировки спасательных собак.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Католицки, ЧССР, 1990г

 

Методика дрессировки спасательных собак

 

 

Часть 1 - 3

Часть 1
Идея использования собак в армии достаточно стара. Впервые военные собаки использовались в розыске раненых в конце XIX века, потом в русско-японской войне 1904 - 1905 годов. В годы первой мировой войны было обучено и использовано около 35 000 собак, в годы второй это количество значительно возросло, Первая спасательная бригада мирного времени родилась в 1961 году в Нидерландах.

Первая бригада спасательных собак в ЧССР создана в г. Пршибрями в 1968 году. Цель ее создания заключалась в установлении возможности использования собак в розыске и спасении людей. На основании опыта этой бригады в 1976 голу начата регулярная дрессировка спасательных собак в СВАЗАРМ. Правда, некоторые собаководы этой дрессировкой занимались и раньше. В 1978 году были организованы первые показательные испытания спасательных собак и сформировались бригады. К этому времени относятся и первые контакты и началось сотрудничество с Гражданской обороной и Чехословацким Красным Крестом в форме совместных учений. С 1981 года стало традицией проводить чемпионаты ЧССР по дрессировке спасательных собак, что способствует улучшению и популяризации дрессировки. Основная цель дрессировки собак - оказание помощи в розыске пострадавших людей при стихийных бедствиях, промышленных авариях, в военных действиях.

Выбор собак для дрессировки

1. Выбор породы, типа собак. Для дрессировки спасательных собак можно использовать все служебные и рабочие породы. Однако практика показывает, что наиболее способные к работе спасателя немецкие овчарки. Это собаки крепкого и сухого телосложения, отважные, обладающие не только врожденным трудолюбием, но и физической выносливостью. С ними можно заниматься при сильных морозах и жаре. Так же очень хорошо себя зарекомендовали немецкие боксеры, ротвейлеры, эрдельтерьеры, доберманы и другие. Правда, работая с собаками этих пород, следует рассчитывать на более длительную дрессировку и иметь в виду, что они не могут работать в мороз и жару.

Для дрессировки желательно выбирать собак крепкого типа, то есть с хорошо развитым скелетом, с сухой и сильной мускулатурой, умеренно широкой формой головы в виде продолговатого клина, конечностями, длинными и хорошо развитыми, короткой с подшерстком шерстью. Тип высшей нервной деятельности желателен уравновешенный и подвижный. Собаки вышеперечисленных пород являются представителями этого типа. Они обладают физическими предпосылками к преодолению максимальных нагрузок в период дрессировки и практического использования.


Идеальным типом собаки является сангвиник, то есть уравновешенный, подвижный тип. Собаки этого типа легко переходят из состояния раздражения в состояние спокойствия. Условные рефлексы возникают сравнительно легко и быстро. Собака холерик непригодна к дрессировке, у нее преобладает процесс раздражения, она может напасть на отысканного ею человека. А главное, холерики не могут работать в группе собак. Также не подходит для дрессировки собака флегматического типа. Это медлительные, неуклюжие собаки. Рефлексы у них возникают медленно, они ненадежны в практической работе.

Успех дрессировки собак во многом зависит от взаимопонимания между собаководом и собакой. Не каждый собаковод может этого достичь, Нельзя думать, что животное обладает такой же степенью понятливости, как человек. Правда, собака является самым умным из домашних животных, но, однако, она всего лишь животное.

Собака выполняет лишь то, чему обучена. Советский физиолог И. П. Павлов пришел к выводу, что животное действует на основе условных и безусловных рефлексов. Безусловными рефлексами являются все инстинкты, без которых животное было бы беспомощно. Оно погибло бы с голода, не могло бы утолить жажду, размножаться и охранять свое потомство. К безусловным рефлексам относится, например, инстинкт добывания пищи, самосохранения, инстинкт размножения и воспитания потомства, Они составляют биологическую основу существования животного, Инстинкт добывания пищи при дрессировке собак играет особую роль.

Условные рефлексы возникают постепенно, их можно назвать привычкой или повадкой. Собака их усваивает на основе приятных и неприятных ощущений, то есть на основе собственного жизненного опыта.

Безусловные рефлексы - врожденные, они никогда не исчезнут из памяти собаки. Условные же легко забываются, если их не закреплять.

Интересно, что И. П. Павлов установил: некоторые из условных рефлексов наследуются и переходят в безусловные*. Дрессировка служебных собак основана на условных и безусловных рефлексах.

2. Физические данные и выносливость собак. Выбирая собаку для дрессировки, необходимо учитывать не только ее способности к выучке, но и физические данные, выносливость. Она должна быть сильной, настойчивой, способной работать в любых погодных условиях, преодолевать трудный и продолжительный путь при розыске, выдерживать большие нагрузки, отыскивая людей в завалах. Поэтому необходимо содержать собаку в хорошей физической форме. Нельзя забывать и о физической форме собаковода.



3. Подбор подходящих методов дрессировки. Под методом дрессировки подразумевается систематическое воздействие на собаку с использованием определенных стимулов.

В своей работе используем пять основных методов:

Вкусового раздражения.

Механический.

Контрастный.

Подражания.

Интенсивный.

Сущность метода вкусового раздражения заключается в том, что собака принуждается к выполнению определенного действия лакомством. Безусловный рефлекс должен находиться в стадии достаточного раздражения. Перед занятием собаку нельзя кормить. Этот метод позволяет достаточно быстро вырабатывать условный рефлекс, вызывает у собаки заинтересованность в выполнении задания, способствует взаимопониманию между собакой, собаководом и помощником, привлеченным к работе. Метод вкусового раздражения мы используем главным образом при развитии способностей работать по нюху (чутью), розыска заваленных людей. Если собака страстный апортер, можно вместо лакомства в качестве награды использовать любимый предмет (апорт) собаки. Такой подход исключит случаи, когда насытившаяся собака отказывается выполнять задание. Учитывая, что на тренировках животное должно работать долго и с постоянной охотой, необходимо строить занятия на добровольности, без принуждения, а главное, на основе и метода вкусового раздражения.

Механический метод подразумевает применение определенных физических воздействий. Выработанные таким способом условные рефлексы более постоянные обеспечивают беспрекословное послушание животного. Правда, он приводит к нарушению взаимного контакта между собакой и собаководом. Поэтому механический метод используем лишь в отдельных случаях.

Контрастный метод сочетает метод вкусового раздражения и механического. Он способствует более быстрой дрессировке собаки и обеспечивает ее послушность.

Метод подражания не имеет существенного значения в дрессировке. Используется в основном в воспитании молодых собак на групповых занятиях по лаю, преодолению препятствий, опознанию лиц. Здесь на примере обученной собаки учатся молодые.

Интенсивный метод применяется в основном при проведении дрессировок в лагерях и на сборах, когда требуется ускоренное обучение собаки. Занятия по интенсивному методу должны проводить опытные инструкторы так, чтобы собака работала с постоянным желанием и не допуская у животного действия инстинкта самосохранения,


Как уже отмечалось, для дрессировки спасательных собак больше всего пригоден метод вкусового раздражения. Здесь можно использовать лакомства или у страстных апортеров любимые предметы, применяемые при апортах. Именно этот метод наиболее действенный. Дрессируя спасательную собаку, необходимо создать очень хорошие отношения между собакой и собаководом. Необходимо добиваться точного и надежного выполнения всех приемов. Этот метод используем на занятиях по нюху и опознанию людей, как в работе по следы, так и в завалах.

 

Часть 2

II. Дрессировка спасательных собак

1. Основная дрессировка.

К дрессировке спасательных собак допускаем молодых собак, начиная обучение с подготовительных упражнений, и более старших. Занятия для молодых собак составляем из подготовительных упражнений: отыскивание предметов или лакомства в высокой траве, дрессировщика, лаяние, переход через кучи камней, кирпичей, через развалины. Включаем упражнения на апортирование, заинтересовываем животных работой по следу и опознанию лиц. Водим собак в темные помещения и подвалы. Все упражнения проводим в форме игры. Из взрослых собак выбираем животных, прошедших начальную дрессировку, имеющих уравновешенный характер, с интересом работающих по нюху. Собаки, нападающие на других, для дрессировки не пригодны, потому что им предстоит работать в группах. Обучение собак, прошедших предварительную дрессировку, к спасательным работам готовить намного легче и быстрее, На подготовку молодой собаки в возрасте нескольких месяцев уходит около двух лет.

2. Снаряжение собаки и собаковода для дрессировки спасательных собак. Основным снаряжением для собаки служит серая защитная покрышка с красным крестом на фоне белого круга. Так обозначаются спасательные собаки при проведении специальных упражнений, чтобы отличались от других находящихся там собак. Покрышка служит также для охраны собаки от возможных травм. Собаковод должен иметь белую каску с красным крестом, крепкую обувь, облегающую одежду без поясков, рукавицы и маленькую аптечку для оказания немедленной помощи себе и собаке при небольшом ранении. Дрессировщику нужно уметь не просто оказывать помощь себе и собаке, но и делать это таким образом, чтобы можно было продолжать работу после оказания помощи. Рекомендуем при проведении специальных занятий носить с собой фляжку с водой, чтобы, например, работая в пыльной среде, можно было освежить собаку, сполоснуть ей голову.


Бригада спасателей должна быть обеспечена всем необходимым снаряжением, чтобы работать самостоятельно, независимо от других, автономно. Опыт показывает, что лишь самостоятельная, хорошо оснащенная бригада может успешно работать при природных катастрофах, промышленных авариях.

 

Часть 3

III. Работа по нюху

1. Основные понятия. Цель проведения занятия по нюху: собаковод с собакой должны отработать сложный след, без обозначения его начала, а собака лаем обозначить разыскиваемого человека на конце следа. Очень выгодно отыскивать неизвестную личность по следу: экономится время розыска, сокращается - площадь поиска и количество собак, участвующих в нем. Наведение собаки на след можно проводить с помощью предмета, принадлежащего безвестной личности, или посылая собаку в определенном направлении. В последнем случае собака может взять совершенно другой след.

Снаряжение бригады спасателей из 10 членов

Название снаряжения

Кол-во, шт

Крытый грузовой автомобиль АВИА или 2 легковых автомобиля 1203

 


Радиостанция с диапазоном до 5 км

5

Радиостанция с диапазоном 20 км в автомобиль

1

Карты 1:25 000

-

Санитарная сумка

1

Бинокль

3

Канат

6

Кирка

3

Лопата

3

Топор

1

Пила

1

Фонарь большой

3

Фонарь малый

10

Респиратор

10

Противогаз

10

Газовая горелка

2

Кислородный аппарат

2

Реанимационный аппарат

2

Лопатка снайперская

10

Цветные фляжки

100

Канистра для воды 5-литровая

5

Полевой набор тарелок

10

Котелок

2

Пластмассовый умывальник

2

Миска для собаки

10

Ошейник светящийся

10

Защитная покрышка для собаки

10

Намордник, поводок упряжь, поводок длинный

10

Одежда летняя

10

Одежда зимняя

10

Обувь зимняя и летняя

10

Обувь резиновая

10

Каска защитная

10

Рукавицы рабочие летние

10

Рукавицы рабочие зимние

10

Одеяло

10

Спальный мешок альпинистский

10

Палатка альпинистская

5

Плащ для собаковода

10

Рюкзак альпинистский

10

Запас питания для 10 человек и 10 собак на 14 дней