Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналогично и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.
Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов [22, с. 216].
В частично понятом конфликте оценка сторонами ситуации существенно расходится с реальным положением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшей проблемы). В ложном конфликте объективная конфликтная ситуация полностью отсутствует, между субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем не менее стороны ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство. Восприятие субъектом ситуации, как конфликтной не всегда обуславливается какими – либо действиями другой стороны. Исходя из посылки о враждебных намерениях человека, субъект сам ведет себя агрессивно, чем вызывает действительную враждебность.
Разные люди оценивают одну и ту же ситуацию и реагируют на нее по-разному, порой прямо противоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом [14, с. 107].
Таким образом, под конфликтной ситуацией обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Несмотря на то, что конфликтная ситуация может складываться как объективно, так и субъективно, осознание конфликта предполагает элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным.
2.1 Понятие гендера
В своих работах Ш. Берн подчёркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия). Но факт телесного несходства мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине [4, с. 256].
Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.
В настоящее время обоснованность жёсткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола, ставится биологами под сомнение.
Как отмечает Г. Келли [21, с. 64] , выделяется несколько уровней сексуальной организации человека:
-
Генетический пол (определённый набор генов) -
Гонадный пол (железы внутренней секреции) -
Морфологический пол (наружные и внутренние половые органы) -
Церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).
Как справедливо подчёркивает Е.П. Ильин сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический признак: наличие того или иного детородного органа. Индивиды, рождённые с неопределёнными внешними половыми признаками, воспринимаются как биологическая аномалия. Если у индивида одни гениталии, то ему приписывается одно поведение, если другие-, то, соответственно, другое поведение [22, с. 117].
Таким образом, в сознании большинства людей присутствует редко осознаваемая познавательная установка на то, что именно гениталии являются основным критерием и начальной точкой отсчёта при оценке всех составляющих биологического пола. Именно к гениталиям привязываются характеристики генетического, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или отклонений в развитии сексуальности человека.
Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, это было вызвано чётким разграничением конституциональных и социокультурных аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
По мнению В.А. Геодакян, Т.А. Клименковой термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [6, с. 58].
Термин «гендер» – социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [5, с. 17].
Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей, указывает Л.Г. Здравомыслов. Вместе с тем далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер – не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности. Только один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчёркивает социокультурное происхождение психологических различий [10, с. 192].
И.С. Кон считает, что и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми
, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия [15, с. 771].
По мнению И.А. Школьникова сегодняшняя ситуация такова, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов [21, с. 65].
С.А. Минорова и О.Л. Кустова отметили, что определение пола обычно включает в себя черты непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых ещё не известны. Проблема в том, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами [18, с. 28].
Таким образом, пол и гендер – не взаимодополняющие категории и социальные конструкты человеческой сексуальности. Термин «пол» делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как термин «гендер» подчёркивает социокультурное происхождение психологических различий.
Вопрос терминологии ещё не до конца разрушен учёными, однако можно сделать вывод о том, что целесообразно использование понятия «пол» только как демографической категории, основанную на биологическом поле, а остальных случаях применять термин «гендер», в связи со смыслом, отражающим социально обусловленную природу мужского и женского.
2.2 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом [4, с. 31].
Ролевые теории – одно из направлений интеракционистской ориентации. Наиболее известные представители этого направления: И. Гофман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт [16, с. 26].
В подавляющем большинстве случаев реакцией на социальные нормы является почти автоматическое подчинение, но бесспорно существуют ситуации, когда мы этого не желаем. По мнению И.С. Клециной существуют 3 типа подчинения социальным нормам:
1. Уступчивость – тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит своё поведение в соответствии с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
2. Одобрение, интернализация – тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.
3. Идентификация – тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели [13, с. 66].
Набор норм, содержащие обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.
Гендерная роль – это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нормативна, выражает определённые социальные ожидания (экспектации).
И.С. Кон отмечает: «гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении» [цит. по 15, с. 765].
Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.
Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по половому признаку. Основным критерием выступает биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах большинство женщин работают в производственной сфере вне дома, а мужчина перестал быть только «воином и охотником». И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин – в сфере общественной, что не раз подчёркивает О.А. Воронина и Т.А. Клименкова [5, с. 10].
Гендерные роли можно изучать на 3 различных уровнях:
На макросоциальном речь идёт о дифференциации функций по половому признаку и соответствующих культурных нормах.
На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности.
На интраиндивидном уровне интернализованная гендерная роль – производная от особенностей конкретной личности: индивид строит своё поведение в качестве мужа или отца с учётом, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта.
С.И. Клецкина подчёркивает, что успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:
- знание роли и представления о правилах и обязанностях,