Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
связанных с этой ролью;
- значимость выполняемой роли;
- умение выполнять данную роль;
- умение рефлексировать своё ролевое поведение [23, с. 15].
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе.
На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте – это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе [21, c. 76].
На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональных сферах. Ю.Е. Алёшина и И.Ю. Борисов рассматривали полоролевую дифференциацию как комплексный показатель, учитывающий не только реальное распределение ролей в семье, но и отношение к нему супругов. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов [1, c. 44].
Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.
Гендерный стереотип закрепления ролей за определённым полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интравидном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения.
Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление заставляет нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания.
Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причём некоторые личности чрезвычайно поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям.
В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.
Итак, появление гендерного конфликта имеет место при наличии не только осознания противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект), но когда, это осознание вызывает у участников конфликта негативные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект).
2.3 Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и другие) Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке.
Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. И. Таннен, наблюдая за стилями и формами общения мальчиков и девочек, вывела несколько интересных закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин. Естественно, это не значит, что абсолютно все мальчики и девочки используют заложенные в детстве программы общения. Различий в стилях общения мальчиков и девочек много. Есть, однако, два основных, из которых вытекают все прочие:
1) Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.
2) Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат. Как следствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них может быть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они с большим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой. Ведь именно при таком «камерном» общении можно наладить близкие дружеские отношения, поделиться секретами, обменяться впечатлениями. С раннего детства девочки знают, что если они будут звучать слишком самоуверенно, то не будут пользоваться успехом в своем кругу. Поэтому они учатся говорить таким образом, чтобы сбалансировать собственные интересы с интересами партнеров по общению [26, c. 92].
Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными. Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группы воспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака. Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер, который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всеми остальными.
Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы. Ожидания же от общения во взрослой среде уже другие. Так уж получилось, что мир мужчин принимает «только свою единственно правильную модель поведения», игнорируя модель поведения женщин [19, с. 65].
Выявлено, что во всех конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. У мужчин данная тенденция выражена слабо. В конфликтах мужчины чаще прибегают к инвективной лексике, «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, а женщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и у некоторых женщин (особенно у более опытных и старших по возрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин, - к «крепким» выражениям [12, с. 117].
Обнаружено, что женщины ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтными ситуациями, значительно чаще, чем мужчины; последние предпочитают активное воздействие на проблемно-конфликтные ситуации, тогда как женщины - эмоционально-экспрессивные формы воздействия; в конфликтных ситуациях женщины средних лет и более старшего возраста чаще ориентируются на поддержку семьи, а не друзей; последнее более характерно для мужчин и молодых женщин. В процессе конфликта женщины чаще вспоминают прошлые обиды, «старые грехи» и ошибки, допущенные в прошлом. Мужчины же в конфликтной ситуации нечасто вспоминают прошлые промахи, а больше придерживаются проблемы, из-за которой произошел конфликт [19, с. 62].
Р.А. Березовская, И.В. Грошев пишут: «Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты» [цит. по 12, с. 118].
Ильин пишет: «Женщины испытывают подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируюсь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способ разрядить возникшее негативное напряжение» [цит. по 12, с. 119].
М.А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено у них значительно меньше чем у женщин [17, с. 44].
Чуйкова Ю.М. пишет, что при преодолении конфликтов у мужчины больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин - приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания по ее данным выражена и у мужчин и у женщин одинаково [12, с. 111].
Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. Мужчины более четко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют свое поведение в зависимости от сферы конфликта [12, c. 113].
По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и девочек 1-5-х классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии "борюсь, дерусь" и в 1,5 раза чаще - к стратегии "дразню кого-нибудь" [20, c. 58].
Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии "обнимаю, прижимаю, глажу", "плачу, грущу". Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.
Заключение
В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать.
В основе любого конфликта лежит ситуация, под которой обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Оценка ситуации в качестве конфликтной даёт основание к принятию каких-либо действий по предотвращению возможного конфликта. В этой связи выделяют 5 основных стратегий поведения: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Однако следует помнить, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, так как универсального способа реагирования не существует.
Также в ходе работы было установлено, что в зависимости от выбранной стратегии поведения мужчины и женщины в конфликтной ситуации будут проявлять различные особенности поведения.
Женщины, в конфликтной ситуации выбирая стратегию компромисса, проявляют больше терпимости и стремление к примирению интересов. В отличие от мужчин они стараются найти решение, основанное на взаимных уступках.
Мужчинам же более свойственна стратегия ухода, так как они не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий. Также при преодолении конфликтов, выбирая стратегию конкуренции, мужчины отстаивают собственную позицию, в то время как женщины чаще выбирают стратегию сотрудничества, потому что стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обоих сторон.
Таким образом, в результате исследования были изучены гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте, описаны гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что гендерные особенности поведения участников конфликтной ситуации зависят от выбранной стратегии поведения.
Список литературы:
- значимость выполняемой роли;
- умение выполнять данную роль;
- умение рефлексировать своё ролевое поведение [23, с. 15].
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе.
На макроуровне гендерный конфликт представляет собой социальный конфликт. Э. Гиденс отмечает, что в основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей, в упрощённом варианте – это борьба женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе [21, c. 76].
На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональных сферах. Ю.Е. Алёшина и И.Ю. Борисов рассматривали полоролевую дифференциацию как комплексный показатель, учитывающий не только реальное распределение ролей в семье, но и отношение к нему супругов. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов [1, c. 44].
Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.
Гендерный стереотип закрепления ролей за определённым полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интравидном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние человека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения.
Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление заставляет нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания.
Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причём некоторые личности чрезвычайно поло-типизированы и сильно подвержены гендерным ролям.
В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.
Итак, появление гендерного конфликта имеет место при наличии не только осознания противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект), но когда, это осознание вызывает у участников конфликта негативные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект).
2.3 Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и другие) Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке.
Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. И. Таннен, наблюдая за стилями и формами общения мальчиков и девочек, вывела несколько интересных закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин. Естественно, это не значит, что абсолютно все мальчики и девочки используют заложенные в детстве программы общения. Различий в стилях общения мальчиков и девочек много. Есть, однако, два основных, из которых вытекают все прочие:
1) Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.
2) Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат. Как следствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них может быть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они с большим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой. Ведь именно при таком «камерном» общении можно наладить близкие дружеские отношения, поделиться секретами, обменяться впечатлениями. С раннего детства девочки знают, что если они будут звучать слишком самоуверенно, то не будут пользоваться успехом в своем кругу. Поэтому они учатся говорить таким образом, чтобы сбалансировать собственные интересы с интересами партнеров по общению [26, c. 92].
Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными. Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группы воспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака. Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер, который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всеми остальными.
Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы. Ожидания же от общения во взрослой среде уже другие. Так уж получилось, что мир мужчин принимает «только свою единственно правильную модель поведения», игнорируя модель поведения женщин [19, с. 65].
Выявлено, что во всех конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. У мужчин данная тенденция выражена слабо. В конфликтах мужчины чаще прибегают к инвективной лексике, «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, а женщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и у некоторых женщин (особенно у более опытных и старших по возрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин, - к «крепким» выражениям [12, с. 117].
Обнаружено, что женщины ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтными ситуациями, значительно чаще, чем мужчины; последние предпочитают активное воздействие на проблемно-конфликтные ситуации, тогда как женщины - эмоционально-экспрессивные формы воздействия; в конфликтных ситуациях женщины средних лет и более старшего возраста чаще ориентируются на поддержку семьи, а не друзей; последнее более характерно для мужчин и молодых женщин. В процессе конфликта женщины чаще вспоминают прошлые обиды, «старые грехи» и ошибки, допущенные в прошлом. Мужчины же в конфликтной ситуации нечасто вспоминают прошлые промахи, а больше придерживаются проблемы, из-за которой произошел конфликт [19, с. 62].
Р.А. Березовская, И.В. Грошев пишут: «Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты» [цит. по 12, с. 118].
Ильин пишет: «Женщины испытывают подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируюсь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способ разрядить возникшее негативное напряжение» [цит. по 12, с. 119].
М.А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено у них значительно меньше чем у женщин [17, с. 44].
Чуйкова Ю.М. пишет, что при преодолении конфликтов у мужчины больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин - приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания по ее данным выражена и у мужчин и у женщин одинаково [12, с. 111].
Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. Мужчины более четко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют свое поведение в зависимости от сферы конфликта [12, c. 113].
По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и девочек 1-5-х классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии "борюсь, дерусь" и в 1,5 раза чаще - к стратегии "дразню кого-нибудь" [20, c. 58].
Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии "обнимаю, прижимаю, глажу", "плачу, грущу". Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.
Заключение
В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать.
В основе любого конфликта лежит ситуация, под которой обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Оценка ситуации в качестве конфликтной даёт основание к принятию каких-либо действий по предотвращению возможного конфликта. В этой связи выделяют 5 основных стратегий поведения: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Однако следует помнить, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, так как универсального способа реагирования не существует.
Также в ходе работы было установлено, что в зависимости от выбранной стратегии поведения мужчины и женщины в конфликтной ситуации будут проявлять различные особенности поведения.
Женщины, в конфликтной ситуации выбирая стратегию компромисса, проявляют больше терпимости и стремление к примирению интересов. В отличие от мужчин они стараются найти решение, основанное на взаимных уступках.
Мужчинам же более свойственна стратегия ухода, так как они не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий. Также при преодолении конфликтов, выбирая стратегию конкуренции, мужчины отстаивают собственную позицию, в то время как женщины чаще выбирают стратегию сотрудничества, потому что стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обоих сторон.
Таким образом, в результате исследования были изучены гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте, описаны гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что гендерные особенности поведения участников конфликтной ситуации зависят от выбранной стратегии поведения.
Список литературы:
-
Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов / Ю.Е. Алешина, И.Ю. Борисов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1984. - № 2. - С. 44-53. -
Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов., А.И. Шипилов. – Москва, 2000. – 551 с. -
Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 310 с. -
Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с. -
Воронина, О.А. Феминизм и гендерное равенство / О.А. Воронина. – Москва: Едиториал УРСС, 2004. – 320 с. -
Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола / В.А.Геодакян // Природа. – 1991. № 8. – С.60-69. -
Громова, О.М. Конфликтология. / О.М. Громова. – Москва: ГАУ, 1993. – 430 с. -
Грошев, И.В. Половой диморфизм и поведение в конфликте / И.В. Грошев // Психология. – 1996. № 6. – С.13-15. -
Дмитриев, С.М. Конфликтология / С.М. Дмитриев. – Москва: Эко – Пресс, 2005. – 111 с. -
Здравомыслов, Л.Г. Социология конфликта / Л.Г. Здравомыслов. Москва: Аспект Пресс, 1996. – 420 с. -
Знаков, В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана / В.В.Знаков // Психологический журнал. – 1997. – №1. – С.38-49 -
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с. -
Клёцина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клёцина. – Санкт-Петербург, 1998. – 315 с. -
Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – Москва: Владос, 1999. – 340 с. -
Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон. – Москва, 2009. – 776 с. -
Котлова, Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов / / Т.Б. Котлова // Женщина в Российском обществе. – 2002. - № 1. – С. 25-33. -
Круглова, М. А. Мотивация активности личности как регулятор социального поведения / М.А. Круглова // Психология. – 1999. – № 7. – С. 44-45. -
Минорова, С.А., Кустова, О.Л. Формирование образа жизни в различных социальных группах / С.А. Минорова, О.Л. Кустова // Журнал практического психолога. – 1997. – №5. – С. 27–29. -
Николаева, Л.А. Мужчина и женщина глазами психофизиолога / Л.А. Николаева / Под редакцией Т.В. Барчуновой. – Новосибирск, 1998. С. 62-81. -
Никольская, И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников / И.М. Никольская // Психология. – 2001. – № 2. – С. 14-16. -
Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Составитель Е.Г. Луговицкая. – Новгород, 2002. – С. 62-81. -
Перовская, Л.А. Компетентность в общении: социально – психологический тренинг / Л.А. Петровская. – Москва: Вестник МГУ, 1989. – 216 с. -
Психологические основы поведения в конфликте / Составитель И.И. Семененя. – Мозырь, 2007. – 97 с. -
Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровского. – Москва, 2007. – 510 с. -
Скотт, Д.Г. Конфликты: пути их преодоления / Д.Г. Скотт. – Киев, 1991. – 228 с. -
Таннен, Д. Ты просто меня не понимаешь! / Д. Таннен. – Санкт-Петербург, 1996. – 320 с. -
Хорни, К. Психология конфликта / Под редакцией Н.В.Гришиной. – Москва, 2000. – 415 с. -
Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск, 1996. – 340с.