ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При массаже ребенку до 3-4 мес. применяют только поглаживание. Массаж сгибателей должен понижать тонус мышц, поэтому поглаживание проводят медленно и поверхностно. Массаж разгибателей направлен на повышение их тонуса, и прием поглаживания должен быть более энергичным и глубоким. На руке сгибатели расположены на ее внутренней поверхности, на ноге - на задней поверхности.
При проведении массажа следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. До полного исчезновения повышенного тонуса используют только рефлекторные и пассивные упражнения. С 4-месячного возраста массаж и пассивные движения можно дополнять активными упражнениями при ползании. При массаже можно применять растирание, разминание, похлопывание. В возрасте 5 мес. ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но из-за слабости мышц спины позвоночник сгибается; при поддержке под мышки он может стоять прямо, удерживать полминуты игрушки в руках. Полугодовалый малыш поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки-, пытается ползать, хватает игрушки одной рукой. В 7 мес. ребенок может подниматься на четвереньки, на колени, ползать, сидеть с поддержкой под мышки, переступать. В 8 мес. он садится и из этого положения ложится, встает с посторонней помощью, пытается ходить. В 9 мес. малыш пытается стоять без опоры и, при поддержке, ходить за стулом, может из положения стоя садиться. В этом возрасте ребенок начинает понимать речь, и ему уже следует давать указания: «Возьми». «Сядь». Надо поощрять ползание, а не сидение и стояние.
Примерные комплексы массажа и физических упражнений для детей в возрасте от 1,5 мес. до 1 года
Комплекс 1для детей I возрастной группы - от 1,5 до 3 мес.
В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и др.).
1. Массаж рук. ИП - на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу (рис. 6) (6-8 раз).
Массаж рук. Поглаживание
2. Массаж живота. ИП - на спине. Поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота (рис. 7) (5-6 раз).
Массаж живота. Поглаживание
3. Массаж ног. ИП - на спине, ногами к краю стола. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ноги ребенка за стопы, производят ладонью.другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра (рис. 8) (4-6 раз).
Массаж ног. Поглаживание
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
4. Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника (спинной рефлекс). ИП - на боку, ногами к краю стола. Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (рис. 9) (по 2-3 раза в положении на правом боку и на левом).
Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника (спинной рефлекс)
5. Массаж спины. Применяют ребенку с 2-месячного возраста. ИП - на животе, ногами к краю стола. Поглаживание: производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук (рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (рис. 10, б) (4-6 раз).
Массаж спины. Поглаживание: а - пальцами; б - тыльными поверхностями кистей
6. Рефлекторное упражнение - поднимание головы (рефлекс положения) (рис. 11). ИП - на животе, ногами к краю стола. Ребенка приподнимают над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживают левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины (1-2 раза).
Рефлекторное упражнение - поднимание головы (рефлекс положения)
7. Массаж стоп (рис. 12). ИП - на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание и растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), а затем растирание (2-3 раза);
б) поглаживание стопы: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз).
Массаж стоп
8. Рефлекторное упражнение - сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). ИП - на спине, ногами к краю стола. Одной рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем другой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги (рис. 13) (3-4 раза).
Рефлекторное упражнение - сгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс)
9. Рефлекторное упражнение - потанцовывание (ножной рефлекс). ИП - ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (рис. 14) (4-6 раз).
Рефлекторное упражнение - потанцовывание (ножной рефлекс)
Общая продолжительность занятия - 5-6 мин.
Комплекс 2 для детей II возрастной группы - от 3 до 4 мес.
В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц - сгибателей и разгибателей верхних конечностей у что дает возможность ввести в комплекс пассивные движения для рук.
Ребенку старше 3 мес. при массаже кроме поглаживания и растирания вводят разминание.
1. Массаж рук. ИП - на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу (см. рис. 6) (6-8 раз).
2. Пассивное упражнение - скрещивание рук на груди. ИП -на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди (рис. 15, а). Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны (рис. 15, б) (4-6 раз).
Пассивное упражнение - скрещивание рук на груди: а - скрещивание рук; б - разведение их в стороны
3. Массаж живота. ИП - на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота (см. рис. 7) (5-6 раз);
б) растирание: производят основанием ладони одной руки (рис. 16) (2-3 раза).
Массаж живота. Растирание
Нельзя массировать область печени (правое подреберье)
4. Массаж ног. ИП - на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (см. рис. 8) (6-8 раз);
б) растирание: ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (рис. 17, а) (5-6 раз);
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
в) растирание голени: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к колену (рис. 17, б) (4-6раз).
Массаж голени. Растирание: а - ладонью; б - пальцами
5. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево. ИП - на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой за согнутую в локте правую руку малыша, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой - согнутую в локте левую руку малыша (рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).
Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот
6. Массаж спины. ИП - на животе, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят пальцами рук (см. рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (см. рис. 10, б);
б) растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак (рис. 19, а) (4-6 раз);
в) разминание: производят концами II-V пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) обеих рук в виде полукружных движений с умеренным нажимом (рис. 19, б) (4-6 раз).
Массаж спины: а - растирание; б - разминание полукружное
7. Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника и ног. ИП - на животе, ногами к краю стола. Взрослый, подводя одну руку под живот, а другой удерживая за ноги, поднимает ребенка над столом. При этом происходит разгибание позвоночника и ног (рис. 20) (2-3 раза).
Рефлекторное упражнение - разгибание позвоночника и ног
8. Массаж стоп (см. рис. 12). ИП - на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание стоп: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз);
б) растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят растирающие движения (2-3 раза);
в) вибрация: полусогнутыми пальцами руки похлопывают по стопе ребенка (4-6 раз).
9. Рефлекторное упражнение - отведение и приведение стоп. ИП - на спине, ногами к краю стола. Пальцем правой руки проводят с легким нажимом по краю и вокруг стопы ребенка, начиная от большого пальца (отведение) и вокруг всей стопы, затем начиная от мизинца и вокруг всей стопы (приведение) (2-4 раза).
10. Рефлекторное упражнение - потанцовывание (ножной рефлекс). ИП - ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка ре-флекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (см. рис. 14) (4-6 раз).
Общая продолжительность занятия - 6-8 мин.
Комплекс 3для детей III возрастной группы - от 4 до б мес.
В этом возрасте, между 4-м и 5-м месяцем, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног.
С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине - «парение»).
1. Массаж рук (см. рис. 6). ИП - на боку, ногами к краю стола: