Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
(наименование кафедры)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Студента (фамилия, имя, отчество)
отделение заочное факультет юридический
на тему: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений
Руководитель: д.ю.н., профессор
__________________________А.А. Гришковец
(подпись)
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой:______________
(подпись)
«___»________________2016 г.
Москва, 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………................... | 3 |
Глава 1. Административно-правовые и криминологические основы деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений….………................................................................................ | 7 |
1.1. Правовое положение, задачи и принципы деятельности службы участковых уполномоченных полиции............................................ | 7 |
1.2. Понятие и виды предупреждения правонарушений………….. | 16 |
1.3. Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с сотрудниками других служб и подразделений МВД, общественными формированиями в предупреждении правонарушений в сфере быта..................................................................................................................... | 26 |
Глава 2. Правовые и организационные аспекты предупреждения участковыми уполномоченными полиции отдельных видов правонарушений…………………………………………….…………………................ | 32 |
2.1.Организация предупреждения бытовых правонарушений............ | 32 |
2.2. Предупреждение насилия по отношению к детям...................... | 45 |
2.3. Административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных полиции ………………………………………………… | 59 |
Заключение.......………………………………………………............... | 76 |
Список использованных источников…………….…………………… | 87 |
Введение
Актуальность темы исследования. Участковые уполномоченные полиции - самые близкие к населению представители органов правопорядка и власти, всегда готовые прийти на помощь1.
Это основная сила, организующая и обеспечивающая реальную помощь гражданскому обществу в охране общественного порядка в городах и во всех населенных пунктах страны. Значимость работы участковых уполномоченных полиции трудно переоценить. Она предопределяется их непосредственным контактом с населением, создающим так называемый «мостик» доверия с жителями административных участков. Именно по результатам работы участкового уполномоченного полиции во многом дается оценка полиции в целом, от чего непосредственно зависит отношение граждан к органам правопорядка. Из всех сотрудников органов внутренних дел, именно на участковых уполномоченных полиции ложится основная нагрузка по выполнению комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и административных правонарушений на обслуживаемой территории. Однако участковые уполномоченные полиции выполняют не только полицейские функции, но и общегосударственные задачи, возложенные законодательной властью на органы местного самоуправления, они делают работу полиции открытой, доступной для контроля со стороны общественности и понятной гражданам. Всё это ведёт к тому, что участковые уполномоченные полиции в основу своей работы с населением должны вкладывать не только соблюдение законности, но и уважение прав личности, стремление достичь большего взаимопонимания между полицией и общественностью, так как находятся на передовых рубежах борьбы с преступностью.
В настоящее время к участковым уполномоченным полиции предъявляются повышенные требования по установлению более широких и тесных связей с населением, безусловного соблюдения законности. Они должны знать задачи и функции служб и подразделений полиции; формы и методы осуществления контроля за лицами, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; методы предупреждения правонарушений; правовые основы и правила применения огнестрельного оружия и специальных средств; формы и методы работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; формы взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и общественными объединениями; формы и методы гласных и негласных мероприятий, используемых в предупреждении и раскрытии преступлений; порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях и производства по заявлениям, предложениям и жалобам граждан; нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства и т.д.
Прохождение практики в органах внутренних дел, личное участие в деятельности участковых по выявлению преступлений и правонарушений, рассмотрению обращений и заявлений граждан позволяет сделать вывод, что, несмотря на вступление в действие приказа МВД России от 31 декабря
2013 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»1, при исполнении служебных обязанностей сотрудники сталкиваются с множеством правовых и организационных проблем (осуществление административного надзора за определенными категориями граждан, оказание помощи должностным лицам других правоохранительных органов в осуществлении их полномочий, не укомплектованность службы кадрами и др.).
Широкий круг обязанностей, возложенных на участковых уполномоченных полиции по различным направлениям деятельности, позволяет занять данной службе особое место в системе органов внутренних дел, что объясняет повышенный интерес к проблеме правового положения, организации и деятельности их сотрудников со стороны ученых юристов. Ряд работ содержат целый комплекс положений, прямо или косвенно относящихся к изучаемой проблеме. Среди них можно выделить труды: Д.Н. Бахраха, А.С. Дугенца, Ф.Е. Колонтаевского, В.М. Манохина, Л.Л. Попова, Ю.П. Соловья, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина и других.
Не умаляя значимости накопленного теоретического опыта, признавая огромный вклад ученых в исследование общей проблематики вопросов, лежащих в основе дипломной работы, следует отметить необходимость дальнейшей разработки основных элементов организации и деятельности участковых уполномоченных полиции.
Изложенные выше доводы определили актуальность данной работы, в которой хотелось бы проанализировать основные проблемы правового и организационного характера, возникающие в процессе деятельности сотрудников данной службы и предложить возможные пути их разрешения.
Цель и задачи работы. Основная цель проведенного исследования состоит в поиске путей повышения эффективности работы участковых уполномоченных полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений на основе анализа организационных и правовых аспектов их деятельности.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
– исследовать административно-правовой статус участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел;
– проанализировать историю становления и развития службы участковых уполномоченных;
– выявить факторы (условия), влияющие на организацию деятельности участковых уполномоченных полиции;
– рассмотреть нормативную правовую базу и организацию деятельности службы участковых уполномоченных полиции и предложить рекомендации по их совершенствованию;
– раскрыть формы и содержание взаимодействия участкового уполномоченного полиции с общественными формированиями.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта дипломного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления участковыми уполномоченными полиции своих служебных обязанностей по предупреждению преступлений и административных правонарушений.
Предмет исследования составляют правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных полиции.
Круг основных рассматриваемых вопросов. В работе предполагается рассмотреть правовое положение службы участковых уполномоченных полиции; выявить проблемы, возникающие в ее деятельности, найти пути их решения.
Методы, использованные в процессе исследования. При подготовке дипломной работы применялись общенаучные и частно - научные методы познания, в том числе аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный, формально-логический, статистический, социологический.
Структура и объем дипломной работы. Структура и логика дипломной работы предопределены исследованием общих закономерностей, присущих участию граждан в охране общественного порядка в целом и ее специфике при взаимодействии с органами внутренних дел.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников, послуживших информационной основой для формирования и обоснования выводов, полученных в ходе исследования.
Глава 1. Административно-правовые и криминологические основы
деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению
правонарушений
1.1. Правовое положение, задачи и принципы деятельности службы участковых уполномоченных полиции
Работа участковых уполномоченных полиции - одна из наистарейших служб полиции, которая за наиболее чем девяносто летнею историю претерпела значительные изменения - прототипами современного участкового уполномоченного полиции были квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор милиции, участковый уполномоченный милиции.
Функции участковых уполномоченных полиции еще в царское время выполняли урядники, околоточные, приставы, но февральская и октябрьская революции 1917 г. уничтожили всю полицейскую систему и данную службу в том числе.
Сделанное большевиками руководство не могло управлять страной без полицейского аппарата и потому уже на 3-й день прихода к власти, т.е. 10 ноября 1917 года был принят Декрет о создании милиции1. Но точной регламентации прав и обязанностей милиции не было и только 13 октября 1918 года НКВД и НКЮ по поручению СНК РСФСР была подготовлена и утверждена аннотация «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», у которой определялись главные задачи милиции: охрана общественного порядка и сражение с преступностью.
Чрезвычайно быстро появилась нужда в такой категории сотрудников милиции, какие, исполняя служебные обязанности на определенной местности, отлично знали все народонаселение и занимались вопросами профилактики преступлений, потому в конце 1922 года в печати широко обсуждался вопрос о внедрении в штат всей муниципальной милиции должностей участкового надзирателя.
Днем формирования службы считается 17 ноября 1923 г., когда указам НКВД РСФСР № 103 была утверждена Аннотация участковому надзирателю. В данное время данная дата является днем участковых уполномоченных полиции1.
В 1930 г. участковые надсмотрщики были переименованы в участковых инспекторов милиции, какие входили в состав службы охраны общественного порядка. В дальнейшем, в целях возвышения статуса участкового инспектора милиции, в Распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 года «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему её укреплению» нашло закрепление следующее положение: «лица, принимаемые на службу в должности участкового, инспектора милиции подлежат обязательному утверждению в исполкоме соответствующего местного совета депутатов трудящихся».
В 1974 г. участковые уполномоченные были введены в службу профилактики, являвшейся составной частью уголовного розыска. После упразднения службы профилактики в 1983 г. участковые инспектора милиции были исключены из подчинения аппарата уголовного розыска, а в 1986 г. снова включены в состав службы охраны общественного распорядка. При этом в феврале 1987 года было принято распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР по совершенствованию работы участковых инспекторов милиции, совершенствованию их материального обеспечения, что свидетельствовало о значимости работы, проводимой предоставленной службой.