Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Профессиональное физкультурноспортивное совершенствование.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тольяттинский государственный университет»
Институт физической культуры и спорта
(наименование института полностью)
Кафедра«Адаптивная физическая культура, спорт и туризм»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
49.03.01 Физическая культура
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Физкультурное образование
(направленность (профиль)/ специализация)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (учебному курсу)
«Профессиональное физкультурно-спортивное совершенствование»
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему: "Совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитание координационных способностей юных футболистов"
Группа_ФЗКбз-1700а
Студент | (И.О. Фамилия) | |
Руководитель | А.Н. Пиянзин (И.О. Фамилия) | |
Оценка: _______________
Дата: __________________________________________ (подпись руководителя)
Тольятти 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................стр.2-4.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .....................................................................стр.5-17.
1.1. Понятия, группы и факторы влияющие на развитие координационных способностей. ...............................................................................стр.5-9.
1.2. Возрастные особенности развития координационных способностей
.........................................................................................................стр.9-12.
1.3. Учебно-тренировочная деятельность, как фактор развития координационных способностей..................................................стр.12-17.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
.........................................................................................................стр. 17-20.
2.1. Задачи исследования..............................................................стр.17.
2.2. Методы исследования............................................................стр.17-19.
2.3. Организация исследования....................................................стр.19-20.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
..........................................................................................................стр. 21-
3.1. Программа внеурочных занятий учебно-тренировочного
процесса...........................................................................................стр.21-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................стр.23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................стр.24-25.
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................стр.26-31.
ВВЕДЕНИЕ
«При работе с детьми основная масса внимания тренера должна быть сфокусирована не столько на их технике, сколько на воодушевлении, с которым они играют, на том, как развивается их игра, на ее зрелости, на их боевом настроении и на получаемом от игры удовольствии».
Ринус Михелс, бывший тренер национальной сборной Голландии
Футбол — самый популярный спорт на планете. По оценке Международной федерации футбола (FIFA), пять миллиардов человек по всему миру следят за игрой с мячом и могут назвать себя футбольными фанатами, а 265 миллионов человек регулярно занимаются любимым спортом сами. Чемпионат Мира по футболу — самое посещаемое событие на планете, игры мирового первенства в России в 2018 году вживую посетили три миллиона человек, а на улицах городов страны каждый день царил праздник единения. [1]
В любом виде спорта всегда ценилась ловкость, в футболе – особенно. Умение владеть мячом и собственным телом отличало великих мастеров всегда. Такие способности в последнее время называют координационными. Наверняка они закладываются генетически, но корректировать и развивать их нужно. Есть целые методики такого развития с юного возраста, и они дают свои плоды. [2]
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос связанный с изучением средств и методов развития и совершенствования координационных способностей детей младшего школьного возраста является необходимым условием развития всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Несомненно детский футбол - современный и популярный вид занятий, который выбирают для ребенка многие родители. Польза футбола для детей, в первую очередь, заключается в физической активности. В процессе игровой деятельности, детям необходимо овладевать сложной техникой и тактикой. Техника футбола сложна так же и тем, что действия с мячом выполняют ногами, что требует особой ловкости, способности к тончайшей координации, быстроты
На основании выше сказанного, актуальным является совершенствование учебно-тренировочного процесса детей младшего школьного возраста, Что и послужило выбором темы курсовой работы.
Специалисты отмечают, что если у детей в возрасте 7-9 лет упущена возможность развития этого процесса, то позднее, практически не удастся наверстать упущенное, что отрицательно отражается на успешном профессиональном пути будущего спортсмена[3]
Теоретическая база исследования состоит в расширении и дополнении общетеоретических положений спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у футболистов 7-10 лет.
Цель исследования - изучение влияния учебно-тренировочного процесса на воспитание координационных способностей юных футболистов.
Для достижения поставленных целей в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Разработать и внедрить программу внеурочных занятий учебно-тренировочного процесса, направленную на воспитание и развитие координационных способностей юных футболистов.
2. Определить эффективность разработанной программы занятий учебно-тренировочного характера для учащихся младших классов экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация внеурочных форм занятий по воспитанию и развитию координационных способностей будет способствовать улучшению развития физических качеств, повышению мотивации для занятий физической культурой, укреплению здоровья учащихся старших классов.
В курсовой работе использовали следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ документальных и архивных материалов.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Беседа, интервью и анкетирование.
5. Контрольные испытания.
6. Экспертное оценивание.
7. Хронометрирование.
8. Педагогический эксперимент.
9. Математико-статические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и дополнении общетеоретических положений спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и обосновании практических рекомендации воспитания координационных способностей юных футболистов в возрасте 7-10 лет, обеспечивающих повышенную эффективность тренировочного процесса и способствующих росту спортивного мастерства на последующих этапах многолетней подготовки. [4]
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятия, группы и факторы влияющие на развитие координационных способностей.
Для того, чтобы успешно решить задачи данного исследования, необходимо разобраться, что такое координация, какие она выполняет функции и какие виды способностей существуют.
Термин «координация» (от лат. сoordination – согласование, сочетание). Что же касается определения «координация движений», то содержание понятия более многообразно, нежели буквальный перевод с латинского [5] В настоящее время существует большое количество определений координации движений, но еще в 1946 году крупнейший отечественный ученый Н.А. Бернштейн предложил определение координации движений, которое и по сей день является наиболее распространенным: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы» [6] Ашмарин, Борис Андреевич в пособии "Теория и методика педагогических исследований" подчеркивает, что координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях [7]. Ж. К. Холодов считает , то координационные способности являются основой ловкости . Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Начиная с 30-х годов, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способности, и до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др.
Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим.
Большое внимание вопросу развития координационных способностей школьников уделялось такими учеными как, как Аустер Б. В., Ботяев В. Л., Лях В. И. Вопрос физического воспитания детей младшего школьного возраста показано в работах Матвеева Л. П., Холодова Ж. К. Изучением особенностей развития координации младших школьников в школе, занимались Баландина В. А., Верхлина В. Н., Тарасова Л. И. По мнению ученых, особую важность имеет формирование именно координационных двигательных способностей в возрасте 6–11 лет, когда происходит «закладка фундамента» для их развития. Достижению этой цели может способствовать применение средств мини-футбола, так как использование элементов этой игры дает возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата.[8.]
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации, можно в определенной мере разбить их на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое'! (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.
Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:
• в циклических и ациклических двигательных действиях;
• движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);
• движения манипулирования в пространстве различными частями тела ;
• перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);
• баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);