ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СТАТЬЯ: Влияние призыва на молодых людей
В данной статье мной сделана попытка проанализировать как воинская призывная служба влияет на моральные и физические характеристики призывника. С целью написания данной статьи мной был изучен опыт ведения воинской службы во времена бывшего Советского Союза,
в сегодняшние дни, опыт проведения призывной кампании в зарубежных странах. В статье изложены мнения ученых и людей, побывавших в армии, как сторонников, так и противников срочной службы, ее плюсы и минусы. Также сделана попытка рассуждений о будущем призывной армии, возможности перехода на контрактную систему.
Как было в СССР
В Советском Союзе служба в рядах Советской Армии считалась почетным долгом каждого гражданина. В Армию старались попасть абсолютно все, а молодые люди, не служившие в Армии, не попавшие
на срочную службу по состоянию здоровья, действительно жалели об этом, считали себя ненастоящими мужчинами. Про таких молодых людей говорили с осуждением: «у него волчий билет!». А мальчишкам с детства прививали патриотические чувства.
Служба тогда была школой жизни для вчерашнего пацана. Там парни учились элементарным навыкам, дисциплине и принятию самостоятельных решений. Чего иногда так не хватает нынешней молодёжи. Особенное внимание уделялось физическому развитию солдата. Хочешь, не хочешь, а будешь бежать кросс с противогазом, если сержант скомандует. Не можешь подтянуться – научат. Не хочешь подтянуться – заставят. Отлынивать было никак нельзя, один неверный шаг и можно было получить наказание, и заодно подставить своих товарищей. После армии приходил уже не мальчик, а настоящий мужчина, готовый к семейной и к взрослой жизни.
В Советской Армии всё было другим: срочники сами себе готовили еду, сами убирали. Никогда им не приглашали поваров и кухработниц.
А знаменитое «одеться, пока горит спичка или капают 45 секунд»… Можно сказать, что это была система, и чтобы выжить в этой системе, надо было иметь острые зубы, крутой нрав и силу духа.
В СССР считалось, что армия формирует в молодых людях чувство ответственности, дисциплинированность и другие качества, свидетельствующие о зрелости личности. По этой же причине в СССР
не брали мужчин, не служивших в армии, на работу в правоохранительные органы и на различные ответственные должности. Эта традиция продолжается и по сей день. Кроме того, молодым людям, отслужившим
в армии, давались дополнительные льготы при поступлении в вузы.
Не последнюю роль в формировании негативного отношения
к уклонистам играли комсомольские организации, которые предавали позору граждан, уклоняющихся от священного долга перед Родиной, и написали заявления об отказе от воинской службы по причине своих религиозных убеждений.
В 1987 году комиссия по правам человека ООН приняла резолюцию, предписывающую признать за убежденными уклонистами права проявления свободы мысли, совести и религии. Несмотря на государственную политику, в Советском Союзе все же не брали в армию представителей некоторых религиозных течений. В конце восьмидесятых годов от срочной службы освобождались баптисты, но добиться такого освобождения было непросто. Нужно было доказать, что человек исправно посещал службы, занимался духовными исканиями в рамках своей конфессии и строго придерживался пицифического мировоззрения.
Помимо религиозных причин можно было уклониться от службы
«по блату» или с помощью банальной взятки. Заплатив немалую по тем временам сумму, молодой человек получал военный билет и соответствующую отметку согласно закону о воинской обязанности.
Служба в армии в постсоветский период
Уже в новой России, в определённый, не столь давний, период жизни нашей страны, всячески муссировалось мнение, что годы службы – потерянное, выброшенное из жизни мужчины время, причём делалось это весьма настойчиво, на уровне в том числе и государственных СМИ.
От молодых людей, уже отслуживших в армии, я не раз слышал про ужасы, преследовавшие их во время срочной службы, начиная с учебки и далее: какие грубые, бессердечные, алчные были начальники, да и о своих товарищах слова доброго не находится.
Читая на вышеуказанную тему, я наткнулся на интересный диалог
в интернете. Автор указывает, какие черты настоящего мужского характера должна прививать армия (кстати, эти же аргументы в пользу армии приводят и психологи, например, Айзек Сидиков, сам в прошлом офицер),
по мнению сторонников службы, и насколько это, по его мнению,
не соответствует действительности, поскольку он сам служил и знает, каково оно на самом деле. Но ему отвечают тоже служившие в вооружённых силах и считающие, что эти годы дали им немало.
Самостоятельность. На самом деле ни о какой самостоятельности речи нет, всё по распорядку и по приказу. А если кто-то её проявляет, то это вполне наказуемо. Конечно, если под самостоятельностью понимать поход
в самоволку, подрыхнуть в неустановленное время или забодяжить бражки, то да, таковая пресекается. И разве на гражданке в какой-нибудь коммерческой компании, на производстве, в банке или на госслужбе личность более самостоятельна? Кроме того, необходимость каждый день убирать постель, стирать и зашивать свои вещи и т.д. воспитывает бесценные навыки самостоятельности и самообслуживания.
Разумность. По мнению многих отслуживших, в течение года, выполняя чужие решения и живя по строгому графику, ты становишься исполнителем, а не ответственным разумным гражданином. Но все зависит от человека даже и в армии: кто-то в армии достаточно много читал, много знаний почерпнул от офицеров и, кстати, от товарищей, съехавшихся с самых разных уголков нашей страны и с самым различным жизненным опытом.
Умение принимать решения и отвечать за них. Никаких решений военнослужащие срочной службы не принимают, главная задача –
не получить по шапке от вышестоящего начальства. Но о каких особенно важных решениях идёт речь? Много ли таких решений принимает студент или молодой рабочий в рамках своей повседневной жизни? Нередко
за решения своих великовозрастных оболтусов приходится отдуваться родителям, а в армии при таких случаях на мамы, ни папы рядом нет, отдуваться придётся самому.
Устойчивость в экстремальных обстоятельствах. Скорее учит терпеть и выдерживать экстремальные условия и не ломаться. Но процесс
не контролируемый и сломаться вполне возможно. Но устойчивость – это и есть умение терпеть, в первую очередь. Сама служба в армии, весь строй жизни в ней для многих выпорхнувщих из-под маминой юбки есть экстремальная ситуация. И если ты освоишься в армии, значит потом
не пропадёшь ни в студенческом общежитии, ни в рабочей бригаде.
У Ремарка это очень хорошо описывалось, как романтичным немецким юношам планомерно и жестоко ломали психику, и как это им помогло впоследствии.
Умение защищать своих родных и близких. Один отслуживший товарищ сказам мне: «Знаешь, сколько я патронов отстрелял за время службы? Шесть. Шесть патронов! У меня не было рукопашного боя. Не было серьёзной физической подготовки.» Но это чисто проблема автора: кто-то все время нахождения в военной части исступлено качался. Не надо сваливать свою немощность и безынициативность на армию.
Умение работать в коллективе. В полной мере воспитывается: учишься взаимодействовать и находить общий язык с различными сослуживцами. Но, по-мнению некоторых отслуживших, есть и минус: тот тип отношений, который ты учишься выстраивать в армии – это тип отношений в стаде позднего палеолита. В нормальном социуме, в котором не происходят сильные потрясения, такой тип отношений мало встречается.
Я бы еще добавил, что армия развивает у молодых людей такие качества, как Исполнительность, дисциплина, ответственность, которые ценятся работодателями на гражданской службе. Армия воспитывает привычку к здоровому образу жизни. Ну и, наконец, служба в армии дает молодому человеку ощущение причастности к очень важному делу – защите Родины.
Психолог главного управления Росгвардии по г. Москве Татьяна Гуделова так же считает, что служба в армии формирует характер молодого человека положительным образом. В числе прочих причин она называет следующие:
– армия воспитывает лидерские качества, поскольку адекватно руководить не сможет тот, кто не умет подчиняться;
– армия учит внутренней уверенности в себе и способности преодолевать страхи;
– армия воспитывает аналитическое, стратегическое и тактическое мышление, умение мыслить нестандартно. Особенно это касается тех, кто нацелен на армейскую карьеру;
– и, наконец (неожиданно!) армия способствует снижению агрессии
в человеке. Татьяна Гуделова полагает, что необходимость постоянной самодисциплины и постоянный контроль учат военных более адекватно относиться к тому факту, что у них в руках имеется боевое оружие. Кроме того, она приводит статистику, согласно которой подавляющее большинство преступлений совершают люди, далекие от армии и силовых структур.
Однако Татьяна Гудеева отмечает, что все это возможно только
при одном условии: добровольном принятии решения о несении воинской повинности. Таким образом, по словам ученых, оказалось, что принуждение, а тем более «дедовщина», внутренне «ломает» человека, настраивая
на жесткую конкуренцию вместо кооперации с другими людьми.
Из солдат, сломленных дедовщиной, непривычным образом жизни и постоянным прессингом со стороны офицеров, и получаются те, кто идет на суицид или расстрел своих же товарищей. Безнаказанный беспредел неуставных взаимоотношений («дедовщина») приводят к тому, что из армии на «гражданку» возвращается человек или окончательно сломленный, или, напротив, привыкший все на свете проблемы решать исключительно силой и наглостью. «Армия – не коррекционная школа. Она может воспитать, но не перевоспитать!» – подчеркивает Айзек Сидиков.
Из всего сказанного можно сделает вывод, что личностные черты и жизненные навыки, которыми должен обладать мужчина, армия по большому счёту не воспитывает. Более того, даже культивирует несколько противоположные черты. В армии срочники реально получают навыки обращения с оружием, занимается рукопашкой и физподготовкой, осваивает тактику боя. Но нередка и ситуация, когда солдат действительно весь срок службы проводит на хозработах и марше по плацу, а автомат держит только
на присяге. Необходима понимать, что служба бывает совершенно разной
в разных подразделениях, и нельзя переносить свой неудачный опыт на все вооружённые силы. Не стоит забывать, что военная служба дает молодым людям возможность познакомиться с тем, с чем они бы не встретились
в обычной жизни никогда. Пообщаться с жителями из всех уголков страны, сельский парень мог познакомиться с морем или авиацией, а городской узнать, чем пахнет свежевыкопанная земля из окопа. Прежняя жизнь
под родительским крылом уходит в прошлое, надеяться остается только
на себя.
Также я слышал мнение, что молодые люди, которые имеет хотя бы оконченное высшее образование или опыт со стабильной работы за последние 3-4 года перед службой, и пошли в армию после окончания магистратуры в возрасте 23 лет, чувствовали себя некомфортно среди парней-срочников. В армии пытаются «сделать из тебя мужчину», а
по статистике выходит только то, что из тебя делают наёмного рабочего на график 24/7, которому платят 2000 р. в месяц и который не может отказаться от работы. Зато такая деятельность служит хорошим опытом для ребят, которые только закончили школу или колледж, или же никогда в своей жизни не работали и не имеют навыков, необходимых для самостоятельной жизни в будущем. Наверное, поэтому около 90% срочников сейчас в возрасте 18-20 лет. Конечно, это не везде именно так, но в большинстве случаев
к солдатам-срочникам относятся именно как к бесплатной рабочей силе.
По сути: что армия, что и учеба в ВУЗе, направлены на то, чтобы сформировать из человека личность, научить навыкам и знаниям, привить ответственность. Просто, на мой взгляд, учеба имеет более позитивный вектор для человека с более положительным опытом, армия же более жестче учит «школе жизни». Но и после окончания вуза они сумели кое-чему научиться и в армии.
Для комфортного пребывания в армии на начальных этапах, некоторые мои товарищи рекомендуют подготовиться к службе