Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие, основные признаки и субъекты местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, в процессе исследования были выборочно опрошены жители четырех муниципальных образований Республики Башкортостан: городских округов г. Уфа и Стерлитамак, Аургазинского и Кармаскалинского районов, всего 120 человек. В результате опроса установлено, что 69% респондентов не знают фамилии главы своего муниципального образования, 85% опрошенных не смогли назвать хотя бы одного депутата представительного органа. Наиболее низкая осведомленность – среди молодых граждан[21].

С точки зрения действующего законодательства, местное самоуправление во многом обеспечивает «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Исходя из интересов населения, граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления».

Очевидно, что власть не может результативно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны общества. Власти нужно четко ставить задачу, следить за процессом и итогами деятельности. Эффективным механизмом, который позволяет обществу контролировать власть как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки результата, является общественный контроль.

В 2014 г. был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля», предусмотревший возможность гражданам не только получить достоверную информацию о том, почему принимаются те или иные решения, но и повлиять на власть, указать ей на существующие проблемы и недоработки.

С этой целью, наряду с действующими муниципальными органами (городской думой, администрациями) имеется необходимость в создании районных и городских общественных советов и комитетов общественного контроля. Подобная конструкция системы местного самоуправления, в сравнении с ныне действующей, конечно, будет иметь более сложную структуру как в функциональном, так и в процессуальном отношении; но, будет иметь ряд преимуществ, таких как:

- устранит многоаспектный монополизм. Общественная собственность не будет использоваться только одной ветвью власти или одним органом самоуправления. Тем самым будут преодолены негативный консерватизм, застой и иные известные пороки, присущие всякой монополии и осложняющие общественное саморазвитие;


- обеспечит требуемое единство личных интересов каждого отдельно взятого жителя и общественных интересов населения; пропорциональность запросов населения их потребностям, приоритетам, возможностям, интересам и имеющимся условиям; снижение необходимости в административном аппарате управления;

- усилит этический, духовный, цивилизационный уровень, качество и эффективность управляемости, создаст максимально выгодные условия для самоорганизации и саморазвития населения, проживающего на территории данного муниципального образования;

- повысит в значительном объёме возможность реализации контрольных функций органов управления на взаимной основе, снизит риск управленческих погрешностей.

Необходима организация социально-коммуникативной системы для общественных советов на основе созданного собственного сайта с использованием технологий краудсорсинга и краудфандинга, которая, несомненно, должна стать приоритетной формой участия в местном самоуправлении[22]. Именно она является современной, инновационной технологией социального участия в местном развитии, позволяющей сформировать новые модели социального партнёрства с органами власти и, в конечном итоге, обеспечить реальную возможность постиндустриального развития муниципалитета, привести к улучшению качества жизни на конкретной локальной территории.

Общественные советы и комитеты общественного контроля, несомненно, наделят местное самоуправление новыми достоинствами, активизируют население, выступят эффективным и достаточно надёжным механизмом обратной связи между органами местного управления и населения, повысят качество и эффективность работы органов местного самоуправления.

Указанные проблемы необходимо решать системно и последовательно, как на уровне каждого субъекта Российской Федерации, так и на федеральном уровне, путем разработки конкретных мер по развитию (в том числе, увеличению финансирования) соответствующих региональных и федеральных программ.

2.3. Передача полезного опыта как необходимое условие для развития системы местного самоуправления


Нормативная и организационная среда местного самоуправления в современной России преобразуется динамично, но крайне неравномерно. В связи с этим чрезвычайно актуальна задача передачи полезного опыта решения муниципальных проблем от одних муниципалитетов другим. Получив такую информацию, муниципалитет может поверить ей собственную деятельность и использовать ее при выработке направлений своего развития.

Так возникла идея разработки Кодекса и Библиотеки лучшей практики в сфере муниципального управления возникла в фонде «Институт экономики города»[23]. Необходимую базу для этого обеспечил богатый и плодотворный опыт сотрудничества ИЭГ с российскими муниципалитетами в области планирования местного социально-экономического развития, проведения важных структурных реформ системы управления, экономики и социальной сферы.

Работа над формированием Кодекса велась ИЭГ с 2003 по 2004 гг. Кодекс лучшей практики (КЛП) – это свод систематизированных определенным образом стандартов, то есть четко прописанных процедур, которые в данный момент считаются наиболее прогрессивными способами решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Это своего рода набор деклараций на тему "что такое хорошо" в сфере муниципального управления.

Библиотека лучшей практики (БЛП) – это набор конкретных примеров наиболее успешной реализации стандартов, вошедших в Кодекс лучшей практики.

Кодекс и Библиотека лучшей практики в совокупности представляют собой систему передовых практик в сфере муниципального управления. Кодекс формулирует "что надо делать", Библиотека – иллюстрирует "как это делается". Муниципалитеты могут использовать КЛП и БЛП как инструмент практического решения проблем муниципального управления, не выходя за рамки правового поля. Кодекс носит не нормативный, а рекомендательный характер. Он не противоречит действующему законодательству РФ, а ставит в его рамках конкретные задачи.

На сегодня Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления включает в себя более 50 практик. В Библиотеке представлены около 40 российских муниципальных образований из 22 субъектов Федерации и около 15 зарубежных муниципальных образований из США, Великобритании, Австралии, Казахстана и других стран.

Кодекс состоит из 5 разделов, соответствующих основным отраслям муниципального управления: общеэкономические вопросы, муниципальные финансы, социальная сфера, городское хозяйство, муниципальная земля и недвижимость, жилищное финансирование.


Практики делятся на четыре блока, отражающие включенность секторов местного сообщества в процесс муниципального управления:

  • управленческие решения, принимаемые "внутри" самих администраций;
  • управление муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями;
  • взаимодействие с хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
  • взаимодействие с общественностью.

Практики также разбиты на три уровня по критерию возможности их тиражирования:

  • базовый уровень – стандарты, реализуемые на сегодняшний день большинством муниципальных образований;
  • перспективный уровень – стандарты, реализуемые лишь наиболее "передовыми" муниципальными образованиями;
  • стратегический уровень – стандарты самого высокого уровня качества муниципального управления, доказавшие свою эффективность за рубежом, но в российской практике по ряду причин сложнореализуемые.

Начиная с 2017 года ежегодно проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика». Конкурс проводится Правительством Российской Федерации совместно с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований и Всероссийским Советом местного самоуправления в целях выявления, поощрения и распространения применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 815 «О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в конкурсе участвуют городские округа (городские округа с внутригородским делением) и городские поселения (I категория); сельские поселения (II категория).

Конкурс организационно состоит из регионального и федерального этапов, проводимых последовательно. Отбор конкурсных заявок на региональном уровне осуществляется высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конкурс проводится по 4 номинациям, отражающим практику организации муниципального управления и решение вопросов местного значения муниципальных образований, в том числе по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» (ответственные – Минэкономразвития России и Минфин России).

Примеры лучшей муниципальной практики публикуются в соответствующих сборниках, подготовка которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти.


Например, описание практик муниципальных образований в сфере управления муниципальными финансами за 2019 год оценивалось с учетом их влияния на повышение эффективности управления муниципальными финансами, направленности на решение существующих финансовых проблем, связанных с формированием и исполнением местного бюджета; на формирование (сохранение) долгосрочных, устойчивых позитивных изменений качества управления муниципальными финансами, содействие достижению сбалансированности, росту доходной базы местных бюджетов и оптимизации бюджетных расходов, снижению долговой

Как показывает практика, распространенными формами работы по увеличению доходной части местных бюджетов остаются мероприятия, направленные на развитие и реализацию налогового и, особенно, неналогового потенциала земельных ресурсов в форме инвентаризации и оформления прав на земельные участки, проведения мониторинга договоров аренды, ведения реестров муниципальной собственности. Проведение разъяснительной работы с населением на сходах граждан, размещение актуальной информации об изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, в том числе о сроках уплаты налогов, на официальных сайтах органов местного самоуправления также являются действенными формами работы, направленной на увеличение поступлений налоговых доходов.

В ряде направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению доходной части местных бюджетов можно отметить работу по расширению сферы оказания дополнительных платных услуг муниципальными учреждениями, автоматизации администрирования доходов, анализу количества безработных граждан с целью оказания помощи в трудоустройстве, имущественную, информационную и консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, инвентаризацию налоговых льгот.

В части работы, направленной на повышение эффективности управления муниципальными финансами, в том числе бюджетными расходами, описания практик содержат мероприятия, проводимые в сфере улучшения организации бюджетного процесса, с примерами оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе в результате объединения поселений, организации казначейской системы исполнения местных бюджетов, формирования местных бюджетов по программно-целевому принципу, проведения совместных закупочных процедур, а также реализации проектов поддержки местных инициатив граждан (инициативное бюджетирование).