Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск 2011 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 877

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От паронимов следует отличать парономазы.

Парономазы (так называемые, ложные паронимы) – неоднокоренные слова одной части речи. Корни парономазов сходны по звучанию.

  • На каждого заведующего есть завидующий.


Обратите внимание! Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог на (надеть на голову). Глагол одеть имеет антоним раздеть.




Задание 7. Найдите ошибки в употреблении паронимов. Уточните по словарю их значения.

  1. Чёрные и белые полоски делают оперение селезня очень эффективным.

  2. Нужна криминальная экспертиза.

  3. В профсоюзе он занимал выборочные должности.

  4. Он дал нам очень дипломатический ответ.

  5. Карелин технический спортсмен, но он совершил ошибку.

  6. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать решения.

  7. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

  8. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили.


Задание 8. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1. Музыкант______чехол на гитару.

2. На мебель были______чехлы.

3. Девочка_____куклу.

4. Слесарь_______хомут на трубу.

5. Муж жену_____как принцессу.

6. Космонавт______скафандр.

7. Сегодня холодно,_____шарф!

8. Больной гриппом должен____повязку из марли.
Задание 9. Отредактируйте предложения. Обоснуйте своё решение.

  1. Прежде чем приступить к делу, необходимо изучить существо процесса.

  2. А теперь наше авторитарное жюри назовёт победителя!

  3. Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан.

  4. Он демонстрационно покинул зал заседаний.

  5. Руководитель даст вам списки рекомендательной литературы.

  6. На сборочном пункте было много призывников.

  7. Тело погибшего будет передано земле.

  8. В бассейне есть свободные абоненты.

  9. Это было самое памятливое событие моей жизни.


Задание 10. Образуйте все возможные словосочетания.

1. Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка).

2. Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище).

3 . Скрытый – скрытный (угроза, характер, недовольство, намерения).

4. Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, освещение).

5. Невежественный – невежливый (ответ, суждение, обращение, человек).
5 . Плеоназм (лексическая, речевая избыточность).


Плеоназм – речевая избыточность, употребление слов, которые не несут новой информации. Это слова-паразиты, слова-пустышки, слова-сорняки (ну, это самое, короче, значит).

Существует также скрытый плеоназм, который порой бывает трудно распознать.

  • В ноябре месяце мы уже это обсуждали!;

  • У неё пять человек детей;

  • Я уже писал это в своей автобиографии.


Задание 11. Проанализируйте ошибки в следующих предложениях, устраните их.

1. В аудитории собралось двадцать шесть человек студентов.

2. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?

3. Это его единственная ахиллесова пята.

4. Говорил, бурно жестикулируя руками.

5. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

6. На выполнение задания понадобилось более двух часов времени.

7. Это наши ближайшие как бы задачи на ближайшие как бы дни.
Задание 12. Отредактируйте предложения.

1. В этом году они закончили университет и получили высшее образование.

2. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности.

3. Впереди шла стройная белокурая блондинка.

4. Неженатый холостяк хочет познакомиться с девушкой.

5. На семинаре автор изложил главную суть этой книги.

6. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
6 . Тавтология.

Тавтология – это повторение однокоренных слов или одинаковых звуков в узком контексте.

  • Например, приведу такой пример.


Задание 13. Устраните тавтологию.

  1. Я хочу посидеть при мягком свете светильников.

  2. В прошлом году выдался неурожайный год.

  3. Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса.

  4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

  5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон.

  6. На территории собора были найдены интересные находки.

  7. Судя по находкам, которые они нашли, есть доказательства этой идеи

  8. Все работники своевременно выполнили заданное задание.

  9. Сначала начинаю смотреть на него.

  10. Судно находилось в районе нахождения наших рыбаков.


Задание 14. Найдите и исправьте ошибки.

  1. Это свойство свойственно всем писателям.

  2. Автомобиль был оборудован газовым оборудованием.

  3. За воинские заслуги этот город заслужил имя героя.

  4. Этот вопрос вы не по адресу адресуете.

  5. Петров обратился к администрации с целью получения земельных участков земли.

  6. Нужно решить проблему наличия наличных денег.

  7. Вы знаете, я даже не знаю, как объявить следующего конкурсанта.

  8. Чтобы в дальнейшем не возникали вопросы, надо правильно поставить вопрос.

  9. Сообщайте нам, дорогие телезрители, где самые дорогие товары.



7 . Лексическая (речевая) недостаточность.

Речевая недостаточность – непреднамеренный пропуск нужного слова (слов). Лексическая недостаточность – естественная черта живой разговорной речи.

У нас Надя в этом году заканчивает и поступает.

Отец уже давно решил, что переходит.

Таня только что вернулась, потому что купила.
Однако в официально-деловом, научном, публицистическом и даже в художественном стилях лексическая недостаточность расценивается как ошибка.

  • Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток.



Задание 15. Прокомментируйте случаи лексической (речевой) недостаточности.

  1. Население города платит за воду не по фактическому, а по нормативу.

  2. Масло выросло на 58 процентов.

  3. В связи с утерей диплома, выданного ГПТУ-29 на имя Росляковой И.А., считать недействительным.

  4. Страховая компания приглашает вас в любой день для получения травмы.

  5. Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив.


Задание 16. Отредактируйте предложения.

  1. Требуются рабочие по выпечке хлеба и безалкогольных напитков.

  2. Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете).

  3. Дети до 3-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре).

  4. Заявление от гражданки Ивановой с просьбой освободить ее от ночного сторожа.

  5. На сей раз вашему вниманию – ария тореадора из оперы Бизе «Кармен».


Обратите внимание! Любая из выше перечисленных лексических ошибок, сделанная намеренно, может быть средством выразительности, языковой игрой, художественным приёмом.

  • Заголовки в газете: «Быт и бытие»; «Крайности крайнего севера»;

  • автобус битком набит;

  • Из речи адвоката на суде: «…я буду вестине придуманную, а продуманную речь!».



КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Тест №1

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

  1. Громадная стая коров паслась на поле.

  2. Опытный преподаватель творчески насаждает новые методы обучения.

3. В соревнование за выполнение плана должны включиться все без исключения инженера производства.

4. Благодаря вам мы получим немалую прибыль!
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.

1. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.

2. Дом снова наполнился мелодичной мелодией.

3. Я этот шарф очень люблю, потому что цвет его окраски мне очень понравился.

4. В рассказе рассказывается о герое Великой Отечественной войны.
Задание 3.
Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Я была у зубного врача, и мне поставили на зуб клумбу! (из детской речи).

2. Герой Булгакова – явный прототип Иисуса Христа.

3. Пломба вводится в коронку или в полость больного зуба.

4. Город Андрея Белого – прообраз современного Петербурга.
Задание 4 Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Позвольте поднять тост за молодых.

2. Это не играет никакой роли!

3. После прочтения повести у меня поднялось впечатление, что в любом поколении есть свои герои.

4. Библейские истории учат нас в прежнюю очередь доброте.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Под фонарём стоял типичный сельский командированный, который только что приехал.

2. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

3. Наладчик Канурин неправильно одел наконечник на трубку.

4. На мебель были надеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Именно эта песня стала моим дебютом.

2. Они жили в параллельных, непересекающихся цивилизациях.

3. У Лермонтова мы не встретим радостного оптимизма.

4. – Отец уже давно решил, что переходит.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).

1. – Пусть она хоть в кардиобалете танцует!

2. К тридцати годам он стал махровым специалистом.

3. – На завтрак я съела один бутырьброд.

4. – Ты, я знаю, обожаешь грейфрукты.
Тест №2

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

  1. Он болел недомоганием, чувствовал себя неважно.

  2. Трактористы и шофера колхоза взяли на себя обязательства на сэкономленном горючем вывезти к месту работы строительные материалы.

  3. Мы решаем наиболее важнейшую задачу.

  4. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.


Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.

1. Неожиданно Нина наткнулась на маленького малыша.

2. В ноябре месяце мы выступили четыре раза.

3. В прошедшие дни прошли снегопады.

4. Он был молодым парнем, ловким, поэтому легко перепрыгнул через канаву.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.