Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск 2011 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 877
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
От паронимов следует отличать парономазы.
Парономазы (так называемые, ложные паронимы) – неоднокоренные слова одной части речи. Корни парономазов сходны по звучанию.
-
На каждого заведующего есть завидующий.
Обратите внимание! Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог на (надеть на голову). Глагол одеть имеет антоним раздеть.
Задание 7. Найдите ошибки в употреблении паронимов. Уточните по словарю их значения.
-
Чёрные и белые полоски делают оперение селезня очень эффективным. -
Нужна криминальная экспертиза. -
В профсоюзе он занимал выборочные должности. -
Он дал нам очень дипломатический ответ. -
Карелин технический спортсмен, но он совершил ошибку. -
Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать решения. -
Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. -
Приведенные докладчиком факторы никого не убедили.
Задание 8. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.
1. Музыкант______чехол на гитару.
2. На мебель были______чехлы.
3. Девочка_____куклу.
4. Слесарь_______хомут на трубу.
5. Муж жену_____как принцессу.
6. Космонавт______скафандр.
7. Сегодня холодно,_____шарф!
8. Больной гриппом должен____повязку из марли.
Задание 9. Отредактируйте предложения. Обоснуйте своё решение.
-
Прежде чем приступить к делу, необходимо изучить существо процесса. -
А теперь наше авторитарное жюри назовёт победителя! -
Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан. -
Он демонстрационно покинул зал заседаний. -
Руководитель даст вам списки рекомендательной литературы. -
На сборочном пункте было много призывников. -
Тело погибшего будет передано земле. -
В бассейне есть свободные абоненты. -
Это было самое памятливое событие моей жизни.
Задание 10. Образуйте все возможные словосочетания.
1. Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка).
2. Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище).
3 . Скрытый – скрытный (угроза, характер, недовольство, намерения).
4. Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, освещение).
5. Невежественный – невежливый (ответ, суждение, обращение, человек).
5 . Плеоназм (лексическая, речевая избыточность).
Плеоназм – речевая избыточность, употребление слов, которые не несут новой информации. Это слова-паразиты, слова-пустышки, слова-сорняки (ну, это самое, короче, значит).
Существует также скрытый плеоназм, который порой бывает трудно распознать.
-
В ноябре месяце мы уже это обсуждали!; -
У неё пять человек детей; -
Я уже писал это в своей автобиографии.
Задание 11. Проанализируйте ошибки в следующих предложениях, устраните их.
1. В аудитории собралось двадцать шесть человек студентов.
2. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?
3. Это его единственная ахиллесова пята.
4. Говорил, бурно жестикулируя руками.
5. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
6. На выполнение задания понадобилось более двух часов времени.
7. Это наши ближайшие как бы задачи на ближайшие как бы дни.
Задание 12. Отредактируйте предложения.
1. В этом году они закончили университет и получили высшее образование.
2. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности.
3. Впереди шла стройная белокурая блондинка.
4. Неженатый холостяк хочет познакомиться с девушкой.
5. На семинаре автор изложил главную суть этой книги.
6. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
6 . Тавтология.
Тавтология – это повторение однокоренных слов или одинаковых звуков в узком контексте.
-
Например, приведу такой пример.
Задание 13. Устраните тавтологию.
-
Я хочу посидеть при мягком свете светильников. -
В прошлом году выдался неурожайный год. -
Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса. -
В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. -
Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон. -
На территории собора были найдены интересные находки. -
Судя по находкам, которые они нашли, есть доказательства этой идеи -
Все работники своевременно выполнили заданное задание. -
Сначала начинаю смотреть на него. -
Судно находилось в районе нахождения наших рыбаков.
Задание 14. Найдите и исправьте ошибки.
-
Это свойство свойственно всем писателям. -
Автомобиль был оборудован газовым оборудованием. -
За воинские заслуги этот город заслужил имя героя. -
Этот вопрос вы не по адресу адресуете. -
Петров обратился к администрации с целью получения земельных участков земли. -
Нужно решить проблему наличия наличных денег. -
Вы знаете, я даже не знаю, как объявить следующего конкурсанта. -
Чтобы в дальнейшем не возникали вопросы, надо правильно поставить вопрос. -
Сообщайте нам, дорогие телезрители, где самые дорогие товары.
7 . Лексическая (речевая) недостаточность.
Речевая недостаточность – непреднамеренный пропуск нужного слова (слов). Лексическая недостаточность – естественная черта живой разговорной речи.
У нас Надя в этом году заканчивает и поступает.
Отец уже давно решил, что переходит.
Таня только что вернулась, потому что купила.
Однако в официально-деловом, научном, публицистическом и даже в художественном стилях лексическая недостаточность расценивается как ошибка.
-
Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток.
Задание 15. Прокомментируйте случаи лексической (речевой) недостаточности.
-
Население города платит за воду не по фактическому, а по нормативу. -
Масло выросло на 58 процентов. -
В связи с утерей диплома, выданного ГПТУ-29 на имя Росляковой И.А., считать недействительным. -
Страховая компания приглашает вас в любой день для получения травмы. -
Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив.
Задание 16. Отредактируйте предложения.
-
Требуются рабочие по выпечке хлеба и безалкогольных напитков. -
Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете). -
Дети до 3-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре). -
Заявление от гражданки Ивановой с просьбой освободить ее от ночного сторожа. -
На сей раз вашему вниманию – ария тореадора из оперы Бизе «Кармен».
Обратите внимание! Любая из выше перечисленных лексических ошибок, сделанная намеренно, может быть средством выразительности, языковой игрой, художественным приёмом.
-
Заголовки в газете: «Быт и бытие»; «Крайности крайнего севера»; -
автобус битком набит; -
Из речи адвоката на суде: «…я буду вестине придуманную, а продуманную речь!».
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Тест №1
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
-
Громадная стая коров паслась на поле. -
Опытный преподаватель творчески насаждает новые методы обучения.
3. В соревнование за выполнение плана должны включиться все без исключения инженера производства.
4. Благодаря вам мы получим немалую прибыль!
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.
1. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.
2. Дом снова наполнился мелодичной мелодией.
3. Я этот шарф очень люблю, потому что цвет его окраски мне очень понравился.
4. В рассказе рассказывается о герое Великой Отечественной войны.
Задание 3.
Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Я была у зубного врача, и мне поставили на зуб клумбу! (из детской речи).
2. Герой Булгакова – явный прототип Иисуса Христа.
3. Пломба вводится в коронку или в полость больного зуба.
4. Город Андрея Белого – прообраз современного Петербурга.
Задание 4 Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Позвольте поднять тост за молодых.
2. Это не играет никакой роли!
3. После прочтения повести у меня поднялось впечатление, что в любом поколении есть свои герои.
4. Библейские истории учат нас в прежнюю очередь доброте.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Под фонарём стоял типичный сельский командированный, который только что приехал.
2. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
3. Наладчик Канурин неправильно одел наконечник на трубку.
4. На мебель были надеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Именно эта песня стала моим дебютом.
2. Они жили в параллельных, непересекающихся цивилизациях.
3. У Лермонтова мы не встретим радостного оптимизма.
4. – Отец уже давно решил, что переходит.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).
1. – Пусть она хоть в кардиобалете танцует!
2. К тридцати годам он стал махровым специалистом.
3. – На завтрак я съела один бутырьброд.
4. – Ты, я знаю, обожаешь грейфрукты.
Тест №2
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
-
Он болел недомоганием, чувствовал себя неважно. -
Трактористы и шофера колхоза взяли на себя обязательства на сэкономленном горючем вывезти к месту работы строительные материалы. -
Мы решаем наиболее важнейшую задачу. -
Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.
1. Неожиданно Нина наткнулась на маленького малыша.
2. В ноябре месяце мы выступили четыре раза.
3. В прошедшие дни прошли снегопады.
4. Он был молодым парнем, ловким, поэтому легко перепрыгнул через канаву.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.