Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск 2011 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 876
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Прочитав название «Боевые колесницы», я подумала, что речь в стихотворении пойдёт о знаменитых китайских колесницах и их навозниках.
2. На скачках наши наездники показали своё мастерство.
3. Мария щёлкнула щиколоткой калитки и вышла в сад.
4. Щеколда на двери была сломана.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Оставшиеся в живых делали замечательные подвиги.
2. Прививка вырабатывает иммунитет к гриппу.
3. Кометы, безусловно, привлекают большой интерес.
4. Самые высокие впечатления мне запомнились в последний вечер.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Он является членом элитарного клуба.
2. Этот эпизод показывает, что Иванов преобладал такими чертами характера, как смелость, решительность.
3. Возвращаю вам ваше командировочное удостоверение.
4. Всех командировочных удалось разместить в ближайшей гостинице.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Обсуждая заметку, исполком переволоцкого сельсовета признал факты правильными.
2. Я до сих пор храню ваш памятный подарок.
3. Моя Надя в этом году заканчивает и поступает.
4. Возвращаясь домой из круиза, каждый старается привезти памятный сувенир.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).
1. Невропатолог принимает по средам и четвергам.
2. Надо полувер надеть.
3. Я так и не женился: один, как перстень.
4. Воткни вилку в ризетку!
Тест №3
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
1. К тридцати годам он стал махровым специалистом.
2. Герой – это человек, самопожертвовавший собой ради других.
3. Сейчас у нас в стране более быстрее развивается машиностроение.
4. Гувернантке были даны хорошие рекомендации.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.
1. Сегодня у нас в гостях гости из Иркутска.
2. Имеющиеся в некоторых сельских районах районные торги находятся как бы в двойном подчинении.
3. Толпа людей ворвалась в здание.
4. Василий сидел, облокотившись локтем о стол.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Выпас собак запрещается.
2. Стадо журавлей летело к югу.
3. Две недели судно дрейфовало вдоль западного побережья Африки.
4. Колхозный выгон находится недалеко.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Прилетела птица с чёрным носом.
2. Он и был зачинщиком переписки.
3. Эта игрушка осталась у меня до натурального времени.
4. Василий был моим закадычным другом.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Мы пришли работать в отсталую бригаду.
2. Командировочных развезли по гостиницам.
3. Предварительно на проводник одевается изоляция.
4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребёнка, должна надевать марлевую повязку.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Минувшей осенью, в прошлом году, мы побывали на Байкале.
2. В мае у нас была встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
3. Эта пьеса стала его первым дебютом.
4. Таня только что вернулась, потому что купила.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).
1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
2. – Дайте мне кепчук, а то я вкуса не ощущаю!
3. – Мы ему скальпель за это снимем!
4. Световой скальпель – это лазерный луч, применяемый в хирургии для рассечения тканей.
Тест №4
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
1. В тот день мы возвращались из южных Сочей.
2. Трудно было уловить главную суть выступления.
3. Нечасто увидишь, чтобы сами повары кафе «Багира» приносили блюда.
4. Убийство было совершено подсудимым в состоянии аффекта и глубокого душевного волнения.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.
1. В повести повествуется о тружениках тыла.
2. Ребята говорили о гуманности и человечности главных героев фильма.
3. У нас жила пожилая женщина.
4. Подходит к финалу наш финальный бой.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Теперь они не только зрители в жизни, но и её соучастники.
2. В конницу вошёл человек, который должен был напоить лошадей.
3. Конюшня оказалась просторной: в ней помещалось почти два десятка лошадей.
4. Отъявленный охотник, он знал и любил лес.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Благодаря наводнению погибли посевы.
2. Восстание не нашло успеха.
3. По истечении срока эксплуатации будет произведена контрольная вырезка трубы.
4. Команда опять потерпела победу.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Любую работу он делает не отрывками, а сразу.
2. Чёрные, бурые и белые полоски делают оперение селезня очень эффективным.
3. Карнавал в Рио-де-Жанейро – необычайно эффектное зрелище.
4. Комиссия представила абитуриентам полную свободу в выборе темы для сочинения.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Он рассказал нам о своих планах на будущее.
2. Имеется вакансия на медицинском факультете.
3. Шла стройная белокурая блондинка.
4. Вторая половина игры не изменила счёт: ответные контратаки армейцев.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).
1. Мы записались на приём к нервопатологу.
2. «Переходим к плаванию и нырьбе», – объявил нам тренер.
3. – Ты бы хоть бегом или какой кубикой-рубикой занялась!
4. Измена – это вообще отрицательный порок.
Тест № 5
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
1. И начал ветер дуть из-за всех сил.
2. Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.
3. Чтение романа «Овод» произвело на юношу большое впечатление.
4. Здание будут украшать витражи цветного литого стекла.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.
1. У нас в гостях был почётный гость.
2. Управляющие органы управления у нас не очень.
3. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитников.
4. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Он обиделся, хотя и был закоренелым другом Грома.
2. Елена Петровна – прекрасный специалист, имеющий огромный опыт работы. Она в своём деле настоящий мавр!
3. Наш преподаватель по сольфеджио – великий учитель, мэтр!
4. У него случился инсульт миокарда.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Всё это тормозит развитие физкультурного движения.
2. Нельзя делать горе другим.
3. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
4. Вдруг послышался голос, который миловидно рычал.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Недавно я стал абонентом сотовой компании.
2. Он долго блудил по степи.
3. Обмороженные стёкла окошек едва пропускали свет.
4. Соня устремила на Порфирия Петровича раздумчивый взгляд.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Я указала все места работы в автобиографии.
2. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.
3. Васильев впервые с ней познакомился в 1997 году.
4. Если Ольга не поступит, то уйдёт.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).
1. Лучше пустить новых рыбок в аквариам.
2. Параллейные прямые не пересекаются.
3. Вам надо сдать анализы в лаболаторию.
4. Никто не считал, что героиня сделала подвиг.
Тест № 6
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
1. Я хочу посидеть при мягком свете светильников.
2. Архитектора и инженера спроектировали новый тип промышленного здания, свободного от крановых нагрузок, с большим пролётом и лёгкими экономичными конструкциями.
3. Запретить наращивание ногтей: царапают клавиатуру и не могут работать десятипальцевым способом.
4. На поверхности рельс матово поблескивали огоньки уходящего поезда.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых присутствует тавтология.
1. Жители жили обыденной жизнью.
2. Можно у вас спросить вопрос?
3. Всё более пышным цветом цветёт культура якутского народа.
4. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Необходимо решать щепетильную проблему с Домом писателя.
2. С возникновением различных течений протестантизма конфессиями стали называть религиозные общины, связанные общностью вероучения.
3. Наш храм посещают прихожане разных профессий.
4. Он оказался в очень щекотливом положении.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Диспетчер изобразил расписание движения грузовых составов.
2. Машина может задержаться: погода скользкая.
3. Хотелось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала чёткий и ясный ответ.
4. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Этот человек ведёт праздничную жизнь.
2. Сочетание чёрного с красным делает эффективным любой костюм.
3. В конце конференции трибуна была представлена гостям.
4. Он демонстративно покинул зал заседаний.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Население города платит за воду не по фактическому, а по нормативу.
2. Ребята говорили о гуманности и человечности главных героев фильма.
3. Необходимо беречь каждую минуту времени.
4. Я надеюсь, вы порадуете свою подругу этим поздравлением.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова (фразеологизма).
1. Палочки должны быть попендикулярны.
2. Эти два человека – азербайджаны.
3. Плита неисправна: надо бы заменить две конфорки.
4. Вчера мы играли в бамбинтон.
III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
-
Трудные случаи употребления имён существительных
-
Т рудные случаи определения рода имён существительных
Род некоторых склоняемых (т.е. изменяемых по падежам) существительных надо просто запомнить.
1. Употребите данные существительные в единственном числе. Проверьте себя по словарю.
Проржавевшие рельсы, войлочные тапки, импортные кроссовки, элегантные туфли, старые банкноты, лечебные шампуни, зеленые босоножки, спортивные кеды, дешёвые плацкарты, разнообразные тюли, эффективные аэрозоли, большие залы, любимые мозоли, домашние тапочки, рыжие бакенбарды, черные ботфорты.
Н екоторые существительные, склоняемые и несклоняемые, могут употребляться по отношению как к мужчинам, так и к женщинам. Они называются словами общего рода. Определения и глаголы при них имеют род в соответствии с полом данного человека:
Он был такой умница.
Она была такая умница.
2. Составьте с данными существительными общего рода предложения о мужчинах и о женщинах.
Плакса, задира, умница, молодец, молодчина, жадина, обжора, пьяница, свинья, соня, ябеда, сирота, коллега, визави, протеже, левша, правша, зомби, задира, одиночка, хиппи, чистюля, невежа, невежда, белоручка.
К ак правило, несклоняемые существительные, если обозначают одушевлённые предметы, относятся к мужскому роду (весёлый шимпанзе