Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск 2011 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 882

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


16. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.

Директор, ректор, тренер, сторож, тенор, фельдшер, инспектор, диспетчер. Катер, кузов, купол, ордер, округ, порт, принтер, склад, торт, флот, фронт.
17. Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

Адресы - адреса,

кондукторы - кондуктора,

лагери - лагеря,

тормозы - тормоза,

ордены - ордена
18. Выберите правильную форму множественного числа существительного, соответствующую современной грамматической норме.

  1. На совещание соберутся а) директоры б) директора.

  1. На столе лежат а) договоры б) договора.

  1. Она умеет разбирать разные а) почерки б) почерка.

  2. Повторите правило деления слов на а) слоги б) слога.

  3. Сад охраняют а) сторожи б) сторожа.

  4. а) Тоны б) Тона сердца глухие, едва прослушиваются.

  5. В продаже имеются а) торты б) торта с белковым кремом.

  6. Обсудим а) тормоза б) тормозы развития экономики.


19. Употребите слова из скобок в именительном падеже множественного числа:

1. Для проведения конференции были отобраны лучшие (лектор).

2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токарь) и (слесарь).

3. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер).

4. У причала стояли военные (катер), а на внешнем рейде - (крейсер).

5. В доме отдыха оказались представители самых разных профессий: (учитель, бухгалтер, редактор, инженер, профессор, налоговый инспектор, доктор наук, кондуктор железнодорожных поездов).

6. У милицейского поста проверяли (пропуск).

7. Спортивные (лагерь) расположены недалеко от города.
1.3. Трудности образования родительного падежа множественного числа существительных
В родительном падеже множественного числа существительные имеют окончания:

м.р. - -ОВ/-ЕВ бананов

ж.р., ср.р. – нулевое рыб; окон

Утратили окончания -ОВ/-ЕВ следующие слова:

  • названия парных предметов одежды и обуви (брюк, валенок, сапог, погон);

  • названия некоторых групп людей (армян, грузин, солдат, цыган);

  • названия некоторых единиц измерения (ампер, вольт, микрон, рентген).



20. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю, данному в Приложении.

Помидоры, солдаты, буряты, монголы, якуты, рельсы, баржи, чулки, носки, калмыки, апельсины, граммы, армяне, осетины, болгары, цыгане, южане, северяне, баклажаны, грузины, сапоги, валенки, яблоки, партизаны, килограммы, румыны, горожан, манжеты, абрикосы, ананасы, инопланетяне, погоны, джинсы, амперы, рентгены, вольты, акры, яблони, микроны.
21. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных, употребляя их в сочетании с числительными 5, 6,..., 19, 20.

Ампер, апельсин, баклажан, басня, ботинок, вишня, вольт, гектар, грамм, килограмм, мандарин, носок, партизан, погон, полотенце, помидор, рельс, чулок, яблоня, ясли.

22. От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Армянин, башкир, болгарин, бурят, грузин, киргиз, монгол, осетин, румын, туркмен, узбек, цыган, хорват, якут.




Окончания родительного падежа множественного числа существительных, не имеющих единственного числа, надо запомнить.

Например: банка консервов
23. Раскройте скобки. Проверьте себя по словарю, данному в Приложении.

Банка (консервы), пачка (макароны), два месяца (каникулы), пара (ножницы, кусачки), нет (плоскогубцы), нет (клещи), несколько (пассатижи), нет (тиски).
24. Итоговое упражнение. Найдите ошибки в предложениях.

  1. Для этого салата нужно полкило яблоков, пару лимон и пару банан.

  2. В Иркутске много иностранцев: и монгол, и болгаринов, и румынов.

  3. Нет ни джине, ни ботинков, ни туфлей, ни сапогов, ни чулков.

  4. Осталась одна банка консерв да пачка макаронов.

  5. Нет сапогов, носок, туфлей, джинс, ботинков.

  6. В нашей области живет много монгольцев, цыганов, грузинов, якут.

  7. Купил по килограмму апельсин, помидоров, яблоков.

  8. Нет сапогов, носков, гольф, туфлей, валенков.

  9. В городе много грузинов, болгаров, цыганов, якут, монголов.

  10. Купил по килограмму мандарин, абрикос, лимон, баклажан.

  11. В городе много грузинов, болгар, цыганов, чех.

  12. Д.И.Менделеев внес особую лепту. Он занимался освоением северов.

  13. В мастерской много разных клещ, плоскогубец, кусачков, ножницев.

  14. Купил по килограмму ананас, лимон, макаронов.

  15. В городе много армянов, туркмен, румынов, монголъцев.

  16. Варварская разработка недровналицо...

  17. Никаких наркотиков, ни бомбов у нас нет.

  18. Подобная пара джинс уже есть в вашем гардеробе...





    1. Склонение имен, фамилий и др. имён собственных

Фамилии склоняются, если

  1. оканчиваются на согласный и относятся к мужчинам: Черняк, Ли Дэ-цун, Ким, Дауик, Бак, Дункан. И не склоняются, если относятся к женщинам у Татьяны Баранович, Бородич

Исключение – фамилии на -ЫХ и –ИХ (Головных).

  1. оканчиваются на безударную –А: ПьЕха, Эзра, Абу СИна, Абу СаЯра, Бен-ИУда, Ко Ара,

  2. оканчиваются на ударную –А и являются славянскими, тюркскими (СковородА, Саи-БабА, ГуррагчА)



Собственное / нарицательное

Любовь (Иванова), (истинная) любовь

И.п. Любовь любовь

Р.п. Любови любви

Д.п. Любови любви

В.п. Любовь любовь

Т.п. Любовью любовью

П.п. о Любови о любви
(Дмитрий Петрович) Перец, (болгарский) перец

И.п. Перец перец

Р.п. Переца перца

Д.п. Перецу перцем

В.п. Переца перец

Т.п. Перецем перцем

П.п. о Переце о перце
25. Устно просклоняйте следующие имена и фамилии:

Иван Голубец, Дмитрий, Крестец, Андрей Лобок, Алексей Лубок.

26.Оформите вступительную часть заявления
От кого подано заявление?

Юрий Живаго, Булат Окуджава, Константин Рерих, Евгений Крыса, Пётр Горло, Михаил Петренко, Наталья Жук, Иван Белых, Демьян Бедный, Павел Глоба, Тамара Глоба.

Кому адресовано заявление?

Наталья Седых, Жан-Клод ван Дамм, Сергей Кириенко, Ирина Хакамада, Антонина Венда, Марина Мицкевич, Светлана Карась, Елена Ремесло, Иван Карась.
27. Прочитайте правильно, различая склоняемые и несклоняемые имена собственные.

Пользуюсь (Тайд, Лоск, Блендамед, Интернет, Рунет, Комет), уважаю мнение (Офер Леви, Паоло Коэлья, Мустафа, Нейрами, Дани, Бака, Иван Петровича Подопри-Гора, Инесса Нилович, Семён Перекати-Поле, Соломон Мизрахи).
В Тв. падеже иноязычные фамилии на –ИН имеют окончание –ОМ/–ЕМ (Дарвином), а русские -ЫМ (Путиным)
28. Раскройте скобки и впишите нужные окончания
а) Я восхищаюсь не только (Чарли) Чаплин____, но и его дочерью Ирэн___ Чаплин___. Я провожу отпуск с (Акиро Курасава), выходные – с Эллен___ (Бурда), а вечера - со Станислав___Жук___ и его подопечными. По воскресеньям я встречаюсь с Галкин___, по вторникам – с Якубович___, по средам - с Вульф_, по четвергам – с (Эркюль__ Пуаро), а по пятницам – со (Сванидзе).
б) На презентации с мистером Стивен__ Кристин___была его супруга. (Ани) Кристин__ познакомили с нашим банкиром Степан_ Кристин__, с хозяином магазина Антон___Квакин__ и его супругой Елен__ Квакин__, а также с его американским партнером (Энтони) Квакин_, сыном знаменитой (Жаклин Кенеди), и его дочерью Элен___ Квакин__.


2 . Трудные случаи употребления местоимений

Для обозначения принадлежности 3-му лицу во мн.ч. используется местоимение ИХ. Их книга, их сын, их дело, их обязанности, их специальность.

Склонение личных местоимений с предлогами, требующими дательного падежа: благодаря ей, наперекор ему, подобно им, навстречу ему, вопреки ему.

Склонение личных местоимений с предлогами, требующими других падежей: у него, к ней, с ним, при нём, до него, у неё, при ней, с ней, к ней.

29. Раскройте скобки.

1. Из-за (они, вы, мы).

2. Вслед за (он, она, вы).

3. По отношению к (он, я, вы, они).

4. Навстречу (я, он, они).

5. Относительно (он, она, я).

6. Благодаря (он, они, мы, вы).

7. За (она, ты, я).

8. К (он, они, мы, вы).

9. Из-за (они, вы, мы).

10. Вслед за (он, она, вы).

11 С помощью (он, они).

12. Вопреки (он, она, они).
3 . Трудные случаи употребления имен прилагательных

Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных образуются двумя способами:

1. с помощью суффиксов или суффиксов+приставок

(красивый – красивее, красивейший,

быстрее - побыстрее, наибыстрейший),

2 . с помощью слов БОЛЕЕ, НАИБОЛЕЕ, САМЫЙ (более красивый, самый умный).

Недопустимо использование этих двух способов одновременно.

30. Образуйте формы сравнительной степени имен прилагательных.

Хороший, красивый, плохой, простой, звонкий, сладкий, сухой, плоский, громкий, жалкий, тонкий, хлесткий.
31. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных

  1. Наш город скоро станет более красивее.

  2. Выступление адвоката было самым убедительнейшим.

  3. Надо находить самые наилучшие пути для повышения успеваемости.

  4. Ваш вариант оказался более приемлемее, чем наш

  5. Петров оказался в более лучшем положении.

  6. Автобус начал двигаться несколько побыстрее.

  7. Здесь мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой.

  8. Мы решаем наиболее сложнейшую задачу.

  9. В этом случае мы получили даже несколько более лучшие результаты.

4. Трудные случаи употребления глаголов


4.1. Вид глагола

Корни, употребляемые только с приставкой

Корни, употребляемые без приставки

-лож-

-сад-

-класть-

-саж-

положить

посадить

класть

сажать

уложить

усадить

кладу

сажаю

выложить

высадить

кладут

сажают


32. Вставьте слово с корнем ЛОЖ- или -КЛАСТЬ:

  1. Ну, ……… карту!

  2. Не………ноги на стол!

  3. Всё…………… -ся удачно.

  4. Я всегда всё на место………… .

  5. Ты обычно куда калькулятор…………?

  6. Быстро все вещи в шкаф ……!

  7. В горах снег……… -ся рано.

  8. Куда ты мою книгу……… ?

  9. Куда можно вещи……………….?

  10. Здесь кирпичи можно в один ряд……………….


4.2. В следующих словах видовая пара образуется:


С чередованием гласного в корне

Без чередования гласного в корне

оспоривать (устар.)

оспаривать (норма)

Заготавливать, растоможивать, сдваивать, сосредоточивать, присваивать, удваивать и др.

обусловливать

обуславливать

варианты равноправны

опоражнивать

опорожнивать


4 .3. Образование форм глагола

Глаголы на -ить с основой, оканчивающейся в инфинитиве на д, т, з, с, 1 лицо ед. ч. наст. вр. или буд. простого вр. требуют при образовании чередования согласного д/ж, т/ч, т/щ, ст/щ, с/ш, з/ш: стыжу, пылесошу, мощу, гашу, угощу, бужу, сближу, кошу, обращу, мщу, огражу, вешу, повышу, выражу.

Но следующие глаголы не имеют формы 1 л. ед. ч. наст. вр. или буд. простого вр.: будить, дерзить, дудеть, очутиться, победить, чудить и др.
33. От данных глаголов образуйте формы настоящего или будущего простого времени и согласуйте их с местоимением Я. Укажите случаи отсутствия формы 1 лица ед.ч.