Файл: "Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В итоге общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимости от их поведения по отношению к объему производства или продаж в прошлые отчетные периоды.

Таким образом, в основу методики определения оптимального объема производства и реализации положено деление всех затрат на постоянные и переменные.

Переменные - это затраты, размер которых зависит от уровня (объема) производственной деятельности, постоянные - затраты, величина которых не зависит от изменения объема выпуска продукции. На практике, в дополнение к рассмотренным, затраты делят на условно-постоянные и условно-переменные.

1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства

По мнению В.П. Грузинова, даже располагая хорошей производственной базой и производя высококачественную продукцию, предприятие может получать не получать желаемую величину прибыли из-за недостаточно эффективной организации работы коммерческой и финансовой служб. И действительно, неумение создать своего потребителя, найти высокоэффективные каналы сбыта приводит предприятие к недополучению прибыли [4, с.267].

Исходной посылкой в решении этих задач является определение условий безубыточности работы, после создания которых можно говорить о получении прибыли. Иными словами, это есть ничто иное, как определение стоимости объема продаж продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытка.

Проблема снижения затрат делает насущным более частое обращение к широко известным под разными названиями в зарубежной практике методам исследования различных аспектов зависимости "затраты-объем-прибыль" ("cost-volume-profit - "cvp"), или "управление прямыми затратами" ("direct costing"), или анализ безубыточной работы предприятий (маржинальный анализ), или операционный анализ.

Маржинальный анализ - один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Цель маржинального анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Эта информация имеет весьма существенное значение для руководства, так как одной из наиболее важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, совокупные издержки и прибыль, является выход продукции или объем производства. По этой причине выходу продукции уделяется особое внимание, поскольку знание этой зависимости позволяет определить критические уровни выпуска, например, при котором не будет ни прибыли ни убытков (то есть точку безубыточности).


Ключевыми элементами такого анализа являются: точка безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности.

Как считает В.А. Чернов [22, с.100], "названные элементы следует дополнить маржинальным доходом, так именно его использование позволяет оценить операционные прогнозы на основе соотношения постоянных и переменных затрат, которые определяют силу воздействия операционного рычага".

Если анализ безубыточности позволяет определить и изучить точку безубыточности (порог рентабельности, критический объем продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), производить анализ чувствительности критических соотношений безубыточности, то более широкое использование маржинального подхода в анализе позволяет также формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др.

Что касается критических соотношений, при маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения "производить или покупать", выбора машин и оборудования, анализа эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства. Такой объем продаж тоже следует считать критическим (пороговым) по отношению к выбору решений, зависящих от него (превышение критического объема обусловливает положительное решение, а величина ниже критического склоняет к отрицательному выбору.

Т.П. Карпова указывает, что "в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические ("мертвые") точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков". [9, с.284].

Существует несколько способов расчета безубыточного объема продаж.



Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли следующим способом: выручка от реализации продукции - переменные затраты за этот же объем продукции - постоянные затраты в общей сумме = чистая прибыль от реализации.

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменился ассортимент - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Метод валовой маржи (прибыли). Валовая маржа представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. Применение этой категории основано на том, что полное поглощение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие затраты предприятия и рассматриваются как одно из направлений распределения прибыли [10, с.128].

В первую очередь маржинальный доход необходим для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли предприятия. Эту величину в западной и отечественной практике часто еще называют результатом от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия или вкладом, или валовой маржой или маржинальным доходом.

Валовая маржа (маржинальный доход) определяется как разность между выручкой от реализации и переменными затратами на этот же объем продукции. Тогда критическая точка равна отношению постоянных расходов в общей сумме к маржинальному доходу на единицу продукции.

При маржинальном подходе менеджер получает информацию: о постоянных расходах - возмещаются ли они общей маржей или нет; о величине маржинального дохода от каждого вида продукции; о маржинальности каждого продукта. Маржинальность продукта - это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентах к выручке (цене).

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента и объема выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведением рекламной кампании и других маркетинговых операций.

Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности.


График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

Математическая модель взаимосвязи между прибылью, издержками и объемом базируется на делении себестоимости на постоянные и переменные расходы, сущность которых была рассмотрена в предыдущем параграфе.

Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов. В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и, особенно, на постоянные расходы, составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене на единицу продукции.

Однако, несмотря на большие возможности маржинального анализа, как отмечает Ю.Д. Земляков [7, с.17], и, несмотря на большое количество переводной литературы, и публикаций отечественных авторов, распространение этого метода достаточно ограничено, а использование его возможностей существенно сужено по следующей причине: анализ безубыточной работы предприятия является сугубо внутренним делом, дополнительной работой для экономических и финансовых служб и обременительной в той мере, в какой не используются аналитические возможности зависимости "затраты-объем-прибыль".

Таким образом, маржинальный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.

Результаты маржинального анализа играют важную роль в определении структуры продаж (ассортимента производимой продукции) в условиях ограниченных ресурсов, что означает определение наиболее прибыльной комбинации продуктов или услуг в случае, когда организация производит несколько видов продукции. Для принятия решений в этих ситуациях успешно используется маржинальный подход. Завершив этот этап анализа, руководство должно изучить рынок по этому виду продукта, чтобы определить верхние пределы спрос на этот наиболее выгодный продукт, после чего принять окончательное управленческое решение.