Файл: "Определение оптимального объёма производства продукции на предприятии ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют"

2.1 Краткая характеристика организации

ООО "Уют" создано согласно законодательству Российской Федерации 12 марта 2003 г. г. в городе Карасук, является коммерческой организацией и специализируется на производстве мягкой мебели для дома и офиса.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием. Предприятие является коммерческой организаций, в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и действующим законодательством

Целевой функцией предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли.

Общество изготавливает следующие виды продукции:

диван;

софа;

набор мягкой мебели;

кровать.

Предприятие ООО "Уют" является коммерческой организацией, которая в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и действующим законодательством РФ. Уставный капитал ООО в размере 120 тыс. руб. рублей разделен между участниками на доли определенных размеров. Участники несут так называемую ограниченную ответственность за деятельность общества, т.е. не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами Общества являются Устав и Учредительный договор. Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников. Имущество общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Рынком сбыта товаров и услуг является г. Карасук. Рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемой организации за 2004-2006 гг.

Таблица 2.1

Технико-экономические показатели деятельности ООО "Уют" за 2004-2006 гг.

Показатель

Период анализа

Изменения, +,-

Темп роста,%

























2004

2005

2006

2004-2005

2005-2006

2004-2005

2005-2006

























2

3

4

5

6

7

8

9

Выручка от продаж, тыс. руб.

3792

4197

4766

405

569

110,68

113,56

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

3427

3990

4575

563

585

116,43

114,66

























Прибыль от продаж, тыс. руб.

365

207

191

-158

-16

56,71

92,27

























Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

424

401

438

-23

37

94,58

109,23

Среднегодовая численность работающих, чел.

19

21

21

2

0

110,53

100,00

Среднегодовая производительность труда, тыс. руб.

199,58

199,86

226,95

0,28

27,10

100,14

113,56

Среднемесячная заработная плата одного работающего, тыс. руб.

5,12

6,14

6,86

1,02

0,72

119,92

111,73

























Фондоотдача, руб.

8,94

10,47

10,88

1,52

0,41

117,03

103,96

























Рентабельность продаж,%

9,63

4,93

4,01

- 4,69

- 0,92

51,24

81,25


























По данным таблицы можно сделать вывод о том, что за весь исследуемый период несколько неоднозначны показатели, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность ООО "Уют": выручка от продаж строительных материалов увеличилась в 2005 г. по сравнению с прошлым годом на 405 тыс. руб., в 2006 году по сравнению с 2005 г. на 569 тыс. руб.; себестоимость проданной продукции увеличилась за 2004-2005гг. на 563 тыс. руб., в 2006 г. - на585 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

Однако, темп роста выручки за весь период составил 11,68 и 113,56% соответственно, а темп роста себестоимости в 2005 г. - 116,43%, в 2006 г. - 114,66%, что характеризует неэффективное использования ресурсов в организации.

Прибыль от продаж за 2004-2005 гг. снизилась на 158 тыс. руб., а в 2006 году наблюдается снижение прибыли по сравнению с предыдущим годом на 16 тыс. руб. или на 7,73%.

Рентабельность продаж за 2004-2005 гг. снизилась на 4,69%, а за 2006 г. по сравнению с прошлым периодом - на 0,92%, что является следствием того, что себестоимость в организации растет большими темпами, нежели выручка.

Положительным моментом деятельности организации является тот факт, что среднегодовая выработка одного работающего предприятия имеет тенденцию к росту, так как в 2005 г. по сравнению с 2004 г. ее рост составил 0,28 тыс. руб., или 0,14%, а в 2006 г. по отношению к 2005 г. - 27,10 тыс. руб., или 13,56%. Среднегодовая заработная плата одного работника также имеет тенденцию к росту, однако, темп роста заработной платы ниже, чем темп роста производительности труда, что показывает повышение эффективности использования труда в ООО "Уют".

2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Уют"

Для расчета безубыточности производства и определения оптимального объема продаж на первом этапе осуществим группировку затрат по экономическим элементам.

Таблица 2.2

Структура затрат на производство по экономическим элементам ООО "Уют" за 2004-2006 гг.

Статьи затрат

Уровень затрат, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Удельный вес в себестоимости,%

Абсолютное отклонение,%

2004

2005

2006

2004-2005

2005-2006

2004

2005

2006

2004-2005

2005-2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Оплата труда

1168

1468

1855

300

387

34,08

36,79

40,55

2,71

3,75

Отчисления в фонд социального страхования

246

338

452

92

114

7,18

8,47

9,88

1,29

1,41

Материальные затраты

1885

2033

2147

148

114

55,00

50,95

46,93

-4,05

-4,02

Амортизация

97

84

89

-13

5

2,83

2,11

1,95

-0,73

-0,16

Прочие затраты

31

67

32

36

-35

0,90

1,68

0,70

0,77

-0,98

Полная себестоимость

3427

3990

4575

563

585

100,00

100,00

100,0

0,00

0,00

В том числе:

2664

3006

3565

342

559

77,74

75,34

77,92

2,40

2,59

Переменные затраты

Постоянные затраты

763

984

1010

221

26

22,26

24,66

22,08

2,40

-2,59


Итак, данные, представленные в таблице показывают, что общая сумма затрат в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 563 тыс. руб. На это изменение положительно повлияли все факторы: рост заработной платы и отчислений в государственные внебюджетные фонды, увеличение суммы материальных затрат, суммы прочих затрат.

Однако, не смотря рост абсолютной суммы затрат на материальные ресурсы, их удельный вес в себестоимости продукции снизился на 4,05%, при увеличении доли заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, в 2005 г. наблюдается снижение доли переменных расходов, и удельного веса постоянных, что обусловлено, в первую очередь, ростом заработной платы административно-управленческого персонала и увеличением затрат на коммунальные услуги.

В 2006 г. общая сумма затрат по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 585 тыс. руб. В исследуемом году наблюдается аналогичная ситуация, что и в предыдущем периоде: снижение доли материальных затрат в их общей сумме, и, следовательно, рост удельного веса затрат на оплату труда. Расходы, связанные с амортизационными отчислениями, прочие расходы существенно не изменились. В 2006 г. увеличилась доля переменных затрат, что связано с резким скачком закупочных цен на материалы, в особенности на древесину. Доля постоянных затрат снизилась на 2,59%. Осуществим анализ безубыточности, который позволяет определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не терпит убытков. На следующем этапе работы рассчитаем безубыточный объем продаж, используя данные, представленные в таблице 2.3

Таблица 2.3

Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО "Уют" за 2004-2006 гг.

Показатель

Диван (А)

Софа (Б)

Набор мягкой мебели (В)

Кровать (Г)

Всего

1

2

3

4

5

6

2004 год

Объем реализации, шт.

168

154

98

177

-

Цена за 1 шт., руб.

4,8

5,7

12,3

5,1

-

Выручка от реализации, тыс. руб.

806,4

877,8

1205,4

902,7

3792

Переменные расходы на 1 шт., руб.

2,6

4,1

9,6

3,7

-

Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

436,8

631,4

940,8

654,9

2663,9

Маржинальный доход, тыс. руб.

369,6

246,4

264,6

247,8

1128,4

Постоянные расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

763,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

365

2005 год

Объем реализации, шт.

194

103

112

205

-

Цена за 1 шт., руб.

5,2

5,9

12,8

5,6

-

Выручка от реализации, тыс. руб.

1008,8

607,7

1433,6

1148

4197

Переменные расходы на 1 шт., руб.

2,9

4,6

9,9

4,2

-

Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

562,6

473,8

1108,8

861

3006,2

Маржинальный доход, тыс. руб.

446,2

133,9

324,8

287

1191,9

Постоянные расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

983,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

208,0

2006 год

Объем реализации, шт.

172

87

124

268

-

Цена за 1 шт., руб.

5,8

6,5

13,5

5,7

-

Выручка от реализации, тыс. руб.

997,6

565,5

1674

1527,6

4764,7

Переменные расходы на 1 шт., руб.

3,5

4,9

10,3

4,7

-

Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

602

426,3

1277,2

1259,6

3565,1

Маржинальный доход, тыс. руб.

395,6

139,2

396,8

268

1199,6

Постоянные расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

1010

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

189,6


На основании информации, представленной в таблице 2.3 рассчитаем безубыточный объем продаж за 2005-2006 гг. для каждого вида продукции используя метод уравнения.

В 2005 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,53 шт. продукции Б (софа), 0,58 продукции В (мягкая мебель) и 1,06 продукции Г (кровать).

Далее, условно допустим, что критической точки достигают х продукции А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. После подстановки получим:

(5,2х+0,53*5,9+0,5х*12,8+1,06х*5,6) -

(2,9х+0,53х*4,6+0,58х*9,9+1,06х*4,2) - 983,4

6,12х = 983,4

х = 160 шт. продукции А (диван)

160*0,53 = 80 шт. продукции Б (софа)

160*0,58 = 93 шт. продукции В (мягкая мебель)

160*1,06 = 170 шт. продукции Г (кровать)

Осуществим аналогичные расчеты за 2006 г.

В 2006 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,5 шт. продукции Б (софа), 0,72 продукции В (мягкая мебель) и 1,56 продукции Г (кровать). Далее, условно допустим, что критической точки достигают х продукции А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. Тогда получаем следующее уравнение:

(5,8х+0,5х*6,5+0,72х*13,5+1,56х*5,7) –

(3,5х+0,5х*4,9+0,72х*10,3+1,56х*4,7) - 1010

6,96х = 1010

х = 145 шт. продукции А (диван)

145*0,5 = 72 шт. продукции Б (софа)

145*0,72 = 104 шт. продукции В (мягкая мебель)

145*1,56=226 шт. продукции Г (кровать)

Сравнивая полученный результат в 2006 г. с предыдущим годом, отметим, что критическая точка снизилась по продукции "диван" на 15 изделий; по продукции "софа" снизилась на 8 шт. изделий; по продукции "набор мягкой мебели) снизилась на 11 изделий, по продукции "кровать" безубыточный объем продаж в натуральном выражении - на 56 шт. изделий.

На следующем этапе анализа рассчитаем пороговую выручку.

Пороговая выручка (ПВ) = безубыточный объем продаж * цена (2.1)

2005 г.

ПВ (диван) = 160*5,2=832 тыс. руб.

ПВ (софа) = 80*5,9= 472 тыс. руб.

ПВ (набор мягкой мебели) = 93*12,8= 1190 тыс. руб.

ПВ (кровать) = 170*5,6 = 952 тыс. руб.

Всего: 832+472+1190+952=3446 тыс. руб.

Следовательно, при выручке от реализации всех видов продукции равной 3446 тыс. руб. организация не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.

В 2006 г.

ПВ (диван) = 145*5,8= 841 тыс. руб.

ПВ (софа) = 72*6,5 = 468 тыс. руб.

ПВ (набор мягкой мебели) = 104*13,5 = 1404 тыс. руб.

ПВ (кровать) = 226*5,7=1288,2 тыс. руб.

Всего: 841+468+1404+1062,2=4001,2 тыс. руб.

Таким образом, при выручке от реализации всех видов продукции равной 4001,2 тыс. руб. ООО "Уют" не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.


Далее, рассчитаем маржинальный запас прочности и производственный леверидж, для чего используем следующие формулы:

Маржинальный запас прочности (МЗП),% = (фактическая выручка - пороговая выручка): фактическая выручка*100 (2.2)

Производственный леверидж = маржинальный доход: прибыль (2.3)

МЗП 2005 г. = (4197-3446) /4197*100 = 17,9%

МЗП 2006 г. = (4764,7-4001,2) /4764,7*100 = 16,02%

Производственный леверидж 2005 = 1194,9/208=5,7

Производственный леверидж 2006 = 1199,6/189,6= 6,3

Обобщим полученные результаты расчетов в таблице 2.4 и подведем итоги маржинального анализа.

Таблица 2.4

Результаты расчетов безубыточного объема продаж по видам продукции в ООО "Уют" за 2005-2006 гг.

Показатель

Диван (А)

Софа (Б)

Набор мягкой мебели (В)

Кровать (Г)

Всего

1

2

3

4

5

6

2005 год

Безубыточный объем продаж, шт.

160

80

93

170

-

Пороговая выручка, тыс. руб.

832

472

1190

952

3446

Зона безопасности, тыс. руб.

176,8

135,7

243,6

196

752,1

Рентабельность продукта,%, (маржинальный доход на единицу/цена единицы продукции)

44,23

22,03

22,6

25

-

Безубыточная цена реализации, руб. (пороговая выручка/ объем производства)

4,3

4,6

10,6

4,65

-

Маржинальный запас прочности,%

-

-

-

-

17,9

Производственный леверидж

-

-

-

-

5,7

2006 год

Безубыточный объем продаж, шт.

145

72

104

226

-

Пороговая выручка, тыс. руб.

841

468

1404

1288,2

4001,2

Зона безопасности, тыс. руб.

156,6

97,5

270

239,4

763,5

Рентабельность продукта,%, (маржинальный доход на единицу/цена единицы продукции)

39,6

24,6

23,7

17,5

-

Безубыточная цена реализации, руб. (пороговая выручка/ объем производства)

4,9

5,4

11,3

4,8

-

Маржинальный запас прочности,%

-

-

-

-

16,02

Производственный леверидж

-

-

-

-

6,3