Файл: Роль «Электронного правительства» в системе государственного управления».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К целям формирования электронного правительства в РФ относят:

  • увеличение доступности и качества предоставляемых услуг, упрощение процедур и уменьшение сроков их оказания;
  • увеличение открытости информации о деятельности ОГВ;
  • увеличение качества административно-управленческих процессов.

Для достижения вышеназванных целей необходимым является обеспечение:

  • развития и широкого применения в деятельности ОГВ средств по обеспечению удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности государственных органов, которые основаны на применении современных ИКТ;
  • предоставления услуг государства с применением сети Интернет на основании формирования единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимного действия и взаимодействия органов государства с организациями и гражданами;
  • формирования защищенной системы межведомственного документооборота электронной формы;
  • внедрения ведомственных информационных систем управленческой отчетности и планирования;
  • формирования нормативной правовой базы, который регламентирует процедуры и порядок сбора, сохранения и предоставления сведений, а также организация межведомственного взаимодействия.

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти должна создаваться единая информационно-справочная система. Этой системой является система интернет-порталов государственных услуг. Во всемирной практике выделены два основных подхода к устройству таких интернет-порталов: первый пример реализован в США, второй - в Англии.

Первый является децентрализованным. Америка – это крупная по территориальным показателям страна с независимыми штатами. Там есть центральный портал, который, по сущности, представляет собой единую поисковую систему. В ней можно найти необходимую ссылку на портал ведомства, а ведомства образуют собственные порталы. Не существует ни единых стандартов по представлению информации, ни стандартов взаимного действия. С точки зрения граждан, это разнообразие является не слишком удобным, так как описание, по сути, единой услуги на различных порталах может отличаться существенным образом.

Второй подход является централизованным: государство определяет единые стандарты, обеспечивает безопасность с точки зрения переработки персональных данных.

Для России с ее федеративным устройством и трехуровневой структурой власти предлагается компромиссная вариация организации порталов, которая максимальным образом соответствует и правовому устройству, и федеральной структуре.


Таким образом, должны существовать единые стандарты по представлению информации, единые стандарты по обмену данными меж уровнями, но у каждого федерального властного органа, муниципалитета и региона должен существовать собственный учет информации, своя зона ответственности в связи с тем, что услуги оказывают на местах, а не в «абстрактном» федеральном центре.

1.3 История зарождения и формирования «Электронного правительства»

В начале 2001 года на основе распоряжения Правительства РФ началась подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия» по распоряжению от 12.12.2001 года № 207-р, и через год, а именно в январе 2002 года текст ФЦП утвердили постановлением Правительства.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предусмотрела реализацию мероприятий по следующим главным направлениям:

- Усовершенствование законодательной базы и системы государственного урегулирования в области ИКТ.

- Обеспечение открытости и прозрачности в осуществлении деятельности государственных органов власти и общедоступности информационных ресурсов государства.

- Усовершенствование деятельности государственных органов власти и органов МСУ на базе применения ИКТ.

- Усовершенствование взаимодействия государственных органов власти и органов МСУ с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный экономический сектор.

- Организация системы подготовки квалифицированных пользователей и специалистов по ИКТ.

- Помощь в развитии независимых СМИ при помощи внедрения ИКТ.

- Формирование телекоммуникационной инфраструктуры и формирование пунктов подключения к информационным открытым системам.

- Создание системы торговли электронного типа.

- Образование общественной поддержки исполнения мероприятий программы.

Начальная редакция ФЦП «Электронная Россия» предусматривала довольно широкий набор задач и целей - от создания условий развития демократии до формирования условий, которые являются необходимыми для широкого применения в Российской Федерации механизмов торговли электронного вида. В качестве важнейшей задачи значилось увеличение эффективности взаимодействия государственных органов власти и органов МСУ как между собой, так и с гражданами и хозяйствующими субъектами на базе применения ИКТ.


Осуществление программы должно реализовываться в три этапа:

- На первом этапе в 2002 году было запланировано осуществление анализа нормативной базы, изучение уровня экономической информатизации, формирование системы по мониторингу эффективности применения ИКТ, в том числе в государственных органах власти и МСУ, приготовление пакета законопроектов, которые обеспечивают гармонизацию законодательства РФ в области ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством государств Европейского Союза.

- На втором этапе в период с 2003 по 2004 годы предполагалось на базе произведенных исследований и созданной законодательной базы начать реализацию проектов, которые обеспечивают электронное взаимодействие государственных органов власти и органов МСУ как друг с другом, так и с гражданами и хозяйствующими субъектами в области таможенного декларирования, налогообложения, регистрации юридических лиц, выдачи сертификатов и лицензий, подготовки и предоставления статистической отчетности, а также по вопросам поставки продукции для государственных нужд. Кроме этого, задумывалась реализация комплекса мероприятий в области инновационного развития - образование технопарков и основание современной материально-технической базы для приготовления в лучших государственных учреждениях образования специалистов в области ИКТ.

- Третий этап программы в период с 2005 по 2010 годы ориентировался на формирование базы для массового распространения ИКТ во всех областях общественной деятельности на основании единой телекоммуникационной и информационной инфраструктуры и применения системы торговли электронного типа. На данном этапе предполагалось комплексное внедрение системы электронной торговли для нужд государства на муниципальном и федеральном уровнях, электронного стандартизированного документооборота и систем по обеспечению информационной безопасности.

Однако отсутствие законодательной базы для реинжиниринга процессов управления в государственных органах власти по факту не позволило на первом и втором этапах эффективным образом внедрить электронные государственные услуги - в большей части случаев, исполнялись лишь пилотные и инициативные проекты, которые в тот период двигали отдельные властные органы и структуры управления государством.

Невзирая на все организационные трудности, само начало и утверждение исполнения ФЦП «Электронная Россия» являлось серьезным стимулом для того, чтобы начать прорабатывать проекты развития информационного общества и электронного правительства на региональном и федеральном уровнях.


Идея формирования в РФ электронного правительства была преобразована в концепцию Министерством информационных технологий и связи РФ при участии Министерства экономического развития и торговли РФ, а также Федеральной службы охраны РФ. Под электронным правительством концепция понимает новую форму организации деятельности государственных органов власти, обеспечивающую за счет широчайшего использования информационно-коммуникационных технологий новый уровень удобства и оперативности в получении гражданами и организациями услуг и информации государства о итоге деятельности его органов. Концепция определила главные направления, приоритеты и этапы складывания в РФ электронного правительства до 2010 года.

Таким образом, создание электронного правительства в РФ стало возможным с широким распространением ИКТ в органах государственной власти и экономико-социальной среде. Но по степени распространения персональных компьютеров среди индивидов и доступности Интернета Россия не так давно занимала только 59 место в мировом рейтинге. Совместно с тем, довольно быстро растет уровень информационной грамотности. Высочайшими темпами развивается электронная коммерция и электронный бизнес. ИКТ все шире применяется в повседневной жизни, в здравоохранении и медицине, науке и образовании.

2. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Необходимость и направления реорганизации государственного управления

Система государственного управления, как и любая иная система, нуждается в процессе постоянного совершенствования. Процесс совершенствования государственного управления именуется реорганизацией, его успешность и получение положительного результата возможно при соблюдении комплексного подхода проводимых изменений государственного управления. В центре внимания реорганизации должны находиться механизмы организации и функционирования представительных органов государственного управления. Например, на сегодняшний день существует реальная потребность в принятии закона о федеральном собрании Российской Федерации.


Институциональная часть организационных преобразований государственного управления связана с развитием конституционно-правовой системы государства. В связи с этим существует необходимость в реструктуризации исполнительных органов власти, углубленном реформировании всех сфер управления государством. Для этого необходимо принятие и реализация комплексных программ реорганизации государственного управления. К числу основных направлений программ реорганизации государственного управления относятся:

  • выявление оснований объективного характера и природы субъективного характера действующей модели государственного управления России. Это направление обуславливает возможность использования собственного исторического опыта и заимствования опыта государственного управления зарубежных стран;
  • формирование с учетом объективных и субъективных предпосылок цели государственного управления в согласовании с ресурсным обеспечением их достижения. Такой подход позволяет формировать ожидаемое будущее, исходя из реальных возможностей, обеспечивающих реализацию целей;
  • обоснование содержания функций процесса государственного управления, находящихся в соответствии с природой и целями такого управления, а также формирование адекватной организационной структуры управления;
  • восстановление элементов процессуального, регламентного и технологического характера, обеспечивающих государственному управлению направленность на общественные интересы и достоверность с научной точки зрения.

В основе разработки и реализации программы реорганизации государственного управления должны находиться следующие постулаты:

1) анализ различных аспектов функционирования органов исполнительной власти: структурных, процессуальных, материально-технических, информационных, финансово-экономических, кадровых и прочих;

2) учет взаимодействия органов исполнительной власти и гражданских институтов, общественных организаций, профсоюзных организаций, представителей бизнеса и так далее;

3) определение соотношения системы органов государственного управления и органов муниципального управления.

Главой Российской Федерации формирование системы электронного управления государством определено как приоритетное направление развития. Реорганизация государственного управления невозможна без внедрения современных технологий, осуществляемых в форме электронного правительства.

Условиями и предпосылками формирования электронного правительства является: