Файл: Роль «Электронного правительства» в системе государственного управления».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность «Электронного правительства»
1.2 Концепция «Электронного правительства»
1.3 История зарождения и формирования «Электронного правительства»
2. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Необходимость и направления реорганизации государственного управления
2.2. «Электронное правительство» в Республике Татарстан
2.3. Направления развития «Электронного правительства» в Республике Татарстан
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России предпринимаются меры по активизации использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности и качества государственных и муниципальных услуг. Мировой опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг.
Актуальность данной проблематики в последнее время возрастает в связи с проработкой программ и планов реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Специалисты оперируют такими понятиями как «электронное правительство», «электронное государство», «электронное государственное управление», также используют синоним «цифровое». Кто-то рассматривает данные термины как идентичные по содержанию, кто-то наоборот считает, что их содержание существенно различается.
Так, электронное государственное управление определяется Е.А. Авербух как новая интерактивная форма взаимодействия субъектов в процесс е осуществления государственного управления. А.В. Бабкиным при определении данного термина делается ставка на практику скандинавского электронного государственного управления, при котором его содержание определяется как практика государственного управления, выраженная в совокупности законодательно закрепленных и неформальных правил взаимодействия государства и общества.
Электронное правительство основывается на информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, речь идет об инфраструктуре государственного масштаба, сердцевиной, которой является система документооборота электронного типа. Система автоматизации управления государством базируется на автоматизации всей общности процессов управления в масштабах государства и служит цели увеличения эффективности управления и снижения издержек общественных коммуникаций для любого члена социума.
Национальные программы по формированию электронного правительства включают поэтапное устроение общегосударственной распределительной системы управления обществом, которая реализует решение огромного спектра задач, имеющих связь с управлением документами и процессами их обработки.
Целью работы является исследование роли «электронного правительства» в системе государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность «Электронного правительства»;
2. изложить концепцию «Электронного правительства»;
3. изучить историю зарождения и формирования «Электронного правительства»;
4. отразить необходимость и направления реорганизации государственного управления;
5. рассмотреть «Электронное правительство» в Республике Татарстан;
6. отразить направления развития «Электронного правительства» в Республике Татарстан.
Объектом данного исследования является система государственного управления.
Предметом данного исследования является «электронное правительство» в системе государственного управления.
Теоретической базой работы послужили труды таких авторов, как Е.А. Авербух, Н.А. Алексеева, И.В. Андронова, С.В. Аржанухин, А.В. Бабкин, А.В. Буров, Л.И. Воронина, Н.Е. Дмитриева, Г.В. Макович, М.А. Овакимян, Р.К. Овчаренко, С.Н. Костина, А.В. Томильцев, К.А. Гулин, Е.А. Мазилов, И.В. Кузьмин, А.Б. Жулин, А.В. Клименко и др.
Методологической основой исследования являются труды в области государственного управления, а также публикации в периодических изданиях. В работе использованы такие методы научного познания, как: аналитический, проблемно-теоретический, системный.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность «Электронного правительства»
Под электронным государством понимают такую организацию государственного управления, при которой основу его функционирования составляют информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие деятельность исполнительных органов государственной власти и судебной системы. Под электронным правительством понимают процесс реализации государственного управления, осуществляемого посредством информационно-коммуникационных технологий. В конечном итоге любой из указанных терминов подразумевает применение информационно-коммуникационных технологий для осуществления государственного управления.
В функциональном смысле можно выделить три направления осуществления электронного государственного управления:
1. электронное государственное управление, ориентированное на самообслуживание, то есть подразумевающее оказание электронных государственных услуг одним государственным органом другому;
2. электронное государственное управление, ориентированное на обслуживание населения страны. то есть граждан;
3. электронное государственное управление, ориентированное на обслуживание хозяйствующих субъектов, то есть предпринимательского сектора экономики.
В основе осуществления электронного государственного управления заложены определенные принципы, к числу которых относятся:
1.Ориентированность на пользователя. Применение информационных технологий для оказания государственных услуг призвано облегчить доступ к ним и их получение для граждан и юридических лиц, избавить их от очередей, бюрократии и взяточничества;
2. Социальная и экономическая эффективность. Применение информационных технологий способствует повышению эффективности функционирования государственных органов власти, оптимизируя их работу, позволяя сократить время на обработку документов, а значит и высвободить ресурсы;
3. Всеобщность охвата. Электронный порядок функционирования государственных органов и оказания государственных услуг предполагает постепенное вовлечение всех органов власти в систему информационных технологий без исключений;
4. Доверие и безопасность. В основе электронного оказания государственных услуг лежит защита данных пользователей от различных угроз, обеспечение конфиденциальности передаваемой информации;
5. Адаптивность и гибкость, выражающиеся в реагировании органов государственной власти на тенденции современного развития общества;
6. Непрерывность функционирования, предполагающая возможность обращения к государственным услугам в любое удобное для пользователя время;
7. Ориентация на данные, предполагающая сосредоточение на юридически значимой информации и сокращение времени на ее обработку.
Электронное правительство является пакетом технологий и набором сопутствующих организационных мер и нормативно-правового обеспечения, предназначенных для осуществления цифрового взаимодействия между государственными органами разных ветвей власти, организациями, гражданами и иными экономическими субъектами. Оно предполагает эффективный способ предоставления информации о реализации деятельности государственных органов, оказания услуг государства бизнесу, гражданам, иным ветвям власти и чиновникам, при котором личное взаимодействие между заявителем и государством сведено к минимуму, так как максимально применяются возможности, которые предоставлены мобильными технологиями, информационными технологиями и сетью Интернет. Элементы «Электронного правительства» отражены на рисунке 1.
Электронные государственные услуги
Электронный регистр населения
Электронная регистрация юр.лиц
Электронный земельный кадастр, геоинформационные системы
Электронное декларирование
Электронное здравоохранение
Электронное правительство
Электронные платежи
Электронная школа
Электронный пенсионный и страховой учет
Электронная цифровая подпись
Электронный документооборот
Электронное голосование
Рисунок 1. Элементы «Электронного правительства»
В российскую практику государственного управления внедрение информационных технологий активно внедряется только в последние несколько лет. В связи с этим процесс организации электронного государственного управления сталкивается с рядом проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- вакуум правовой базы, не обеспечивающий механизм функционирования электронного государственного управления полноценной правовой поддержкой;
- технические проблемы в функционировании электронной государственной службы;
- необходимость подтверждения личности в органах государственного управления для граждан при первичном обращении к электронным государственным услугам;
- проблемы с обеспечением информационной безопасности и защитой личных данных пользователей портала электронного государственного управления;
- недоверие части населения, преимущественно преклонного возраста, к информационным технологиям или отсутствие возможности пользоваться ими при получении государственных услуг;
- недоступность информационных технологий в определенных населенных пунктах.
Таким образом, электронное государственное управление представляет собой воздействие целенаправленного характера, осуществляемое представителями государственных органов власти различных уровней в отношении определенных аспектов общественной жизнедеятельности посредством использования технологий информационно-коммуникационного характера для обеспечения роста эффективности государственного управления, а также упрощения процесса взаимодействия государственных органов с юридическими и физическими лицами.
1.2 Концепция «Электронного правительства»
Концепция функционирования электронного правительства зародилась в конце 1990-х годов на Западе в форме идеи широкого внедрения компьютерных современных технологий в жизнедеятельность структур государства. Цель этого внедрения состояла в увеличении эффективности и прозрачности работы госаппарата. Данный посыл сопровождался также и иной идеей - идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, которая предоставляет услуги собственным гражданам. Для разрешения данных задач в разных странах начали формироваться соответственные целевые программы: e-Austria; e-Europe; Indonesia National e-Strategy.
В деятельности электронного правительства эффективным образом применяются передовые компьютерные технологии, и, в первую очередь, сеть Интернет, для улучшения качества взаимоотношений и развития связей меж гражданами и государственными службами. Таким образом доступ к услугам делается более гибким и мобильным, появляется возможность получения информации через интернет на мобильном устройстве во всяком месте, в любой подходящий момент. В определенных случаях использование сети Интернет может вообще являться единственно возможным способом получения государственных услуг, например, для людей с ограниченными физическими возможностями.
Концепция работы электронного правительства содержит в себе электронное взаимодействие на самых различных уровнях. Это взаимоотношения меж гражданами и государственными службами (G2C - government-to-citizen); между частными компаниями и государством (G2B - government-to-business); а также меж разнообразными государственными органами и уровнями управления государством (G2G - government-to-government). Усовершенствование всех этих взаимоотношений гарантирует наиболее эффективную работу госаппарата и, как следствие, ускорение темпа развития экономики. Обретая возможности доступа к услугам государства по Интернету, компании и граждане избавляются от необходимости проделать пусть через весь город в нужное им учреждение, простоять там в очереди в неудобный для себя период времени. Вместо всего этого люди могут просто и оперативно разрешить вопрос, который требует взаимодействия с органами государства, сделав это по Интернету в любой удобный для них момент.
При помощи разнообразных интерактивных служб предприниматели и граждане имеют возможность заходить на государственные веб-узлы и заполнить множественные формы, записаться на прием, находить работу, получать иные услуги. Уровень внедрения правительства электронного типа является важнейшим показателем степени развития каждого государства, он периодически анализируется экспертами ООН, которые составляют специализированный рейтинг - E-government Readiness Index. Каждый год публикуются отчеты, которые представляют возможности и потенциал развития технологий в 191 государстве мира. В 2010 году Россия заняла 59 место в мире по уровню внедрения электронного правительства.