Файл: Роль «Электронного правительства» в системе государственного управления».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность «Электронного правительства»
1.2 Концепция «Электронного правительства»
1.3 История зарождения и формирования «Электронного правительства»
2. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Необходимость и направления реорганизации государственного управления
2.2. «Электронное правительство» в Республике Татарстан
2.3. Направления развития «Электронного правительства» в Республике Татарстан
- наличие соответствующей политической воли и усилий правящего класса, направленных на принятие соответствующих государственных решений относительно формирования электронного правительства;
- высокий уровень обеспечения общества интернетом, при котором как минимум треть населения и большая часть государственных органов имеют доступ к интернету;
- обеспечение разработки рациональной и реализуемой концепции электронного правительства и формирование необходимых предпосылок и форм электронных документов, а также финансового обеспечения для ее реализации;
- учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих в процессе внедрения новых технологий осуществления государственного управления;
- необходимость преодоления узко-технологических подходов формирования и деятельности электронного правительства, понимание и выработка возможных решений возникающих проблем;
- необходимость рационально критического использования накопленного зарубежного опыта посредством проведения его сравнительного анализа.
Реализация указанного направления реорганизации государственного управления требует изменения отношений к порядку образования, подготовки и переподготовки управленческих кадров. Процесс подготовки управленческих кадров необходимо согласовать с новой парадигмой государственного управления.
Содержание изменений в этой области характеризуется следующими положениями:
- преобразованием обучения в перманентный процесс, затрагивающий государственных служащих любого уровня;
- акцентированием внимания на приобретении навыков проектной работы;
- приоритетностью в обучении процессов перед структурами и функциями, преобладание опыта работы над теорией;
- переориентацией установочных принципов обучения: в его основе находится формирование устойчивого интереса к самообразованию, росту личной ответственности обучаемого за результаты обучения;
- ростом значимости программ обучения, основанных на критическом подходе к управленческой деятельности, понимании необходимости оценки ее результативности;
- формированием инновационного мышления, способности воспринимать новые способы решения государственных проблем;
- пониманием значимости навыков работы с общественным мнением;
- обеспечением получения навыков переговорного процесса и умений разрешать конфликтные ситуации;
- значимость не только обучения, но и воспитания управленческих кадров.
Таким образом, программа реорганизации государственного управления должна охватывать все стороны этого процесса, однако в центре внимания должны находиться органы исполнительной власти.
2.2. «Электронное правительство» в Республике Татарстан
Современный мир требует высоких скоростей везде, где только можно. Люди требуют все более быстрого транспорта, интернета, более качественной связи. Аналогичные требования выдвигаются в отношении Правительства. Именно поэтому руководство Республики Татарстан и создало электронное правительство. Чиновникам поступает много вопросов, жалоб и каждый человек желает высказать свою точку зрения, в связи с чем были подключены современные технологии, которые позволили отвечать на интересующие вопросы, а также решать проблемные ситуации, возникающие у людей. Взглянув на опыт иностранных коллег из Евросоюза и США, Правительство Республики запустило электронное правительство.
У электронного вида общения с представителями власти есть две части, одна из которых скрыта от глаз пользователей, а другая, наоборот, позволяет им иметь прямой контакт с определенной инстанцией, которая может решить его проблемы. Снаружи имеем портал, который позволяет оперативно выдвигать предложения, рассказывать о своих проблемах и узнать о том, какие планы имеют чиновники на развитие Татарстана. С другой стороны, электронный документооборот, общение друг с другом с помощью современных каналов связи позволяет высшим чинам быстро предоставлять информацию друг другу для комплексного решения проблемы. Благодаря переведенному в электронный вид документообороту гораздо проще посмотреть статистику происходящего. Кроме этого электронная документация быстрее утверждается, лучше сохраняется и позволяет исключить бюрократические проволочки.
Благодаря электронному правительству, стало гораздо проще прогнозировать изменения социально-экономических показателей. С помощью мониторинга можно узнать о том, насколько повысятся тарифы на электроэнергию, воду, а также ценообразование продуктов питания. На базе электронного правительства возникла и торговая тендерная площадка, которая и отражает ситуацию, происходящую на рынке.
Министр сельского хозяйства России, побывав в Татарстане, очень удивился положительным изменениям, которые позволил сделать проект электронного правительства.
Улучшенные методы сбора и обобщения информации позволили властям Татарстана не следить за работой чиновников. Благодаря тому, что в Республике существует система модификаторов, у разных инстанций Правительства нет дублирующих друг друга функций, а расширенная статистика регулярно предоставляет данные о том, как то или иное министерство справляется со своей работой. Благодаря ей видно, кто из чиновников лучше выполняет свои обязанности и какие решения идут на пользу или во вред субъекту.
Для того, чтобы людям было проще проходить бюрократические круги, Правительство Республики разрабатывает свод правил и единый реестр, который будет включать в себя все правовые акты, необходимые рядовому гражданину. Электронная форма избавит людей от нужды стоять в очередях, а все процессы, которые раньше занимали недели, станут длиться гораздо меньше. В данный момент происходит стандартизация всех государственных услуг для того, чтобы у людей не возникало никаких вопросов по поводу работы системы. Кроме этого единая структура сделает более оптимизированным взаимодействие разных управленческих структур, которые смогу решать проблемы сообща гораздо эффективнее.
Для того, чтобы люди не ходили по порогам высших чинов за ответами по поводу стандартных вопросов, на государственном сайте есть ответы на все интересующие обычного человека вопросы. На сайте можно узнать, какие документы нужны, чтобы отправить ребенка в садик или школу и другие жизненные ситуации, в которых может потребоваться помощь бюрократической стороны Республики. Там же на портале можно познакомиться с ближайшей школой, директором и заполнить все необходимое. При возникновении каких-то проблем компьютер предложит нужное решение.
Несмотря на то, что система еще имеет некоторые шероховатости, которые заключаются как в программной стороне вопроса, так и создании единых инструментов для общения с чиновниками, система уже доказала свою эффективность и в Москве обсуждают идею о том, чтобы ввести ее в других регионах России.
Перед тем, как сделать это, придется провести стандартизацию и разграничение всех государственных операций, чтобы ни у одного департамента или министерства не было одинаковых полномочий в одном и том же вопросе. Благодаря тому, что Татарстан перешел на собственное обеспечение, программа развивается в Республике гораздо лучше.
Финансироваться электронное правительство будет из собственных средств субъекта, а также заинтересованными бизнес-сторонами.
Чиновники Республики Татарстан не собираются останавливаться на достигнутом и планируют создать call-центр, который будет консультировать граждан по всем возникающим вопросам. Благодаря тому, что электронная справочная система постоянно развивается, операторы будут брать ответы оттуда, а сложные вопросы решать в индивидуальном порядке. Благодаря нескольким потокам общения с людьми, электронное правительство охватит все категории лиц, которым может потребоваться помощь высших чинов.
Итак, какие же плюсы имеются у электронного правительства:
- простой доступ для каждого гражданина имеющего дома Интернет;
- уменьшение количества бюрократических проволочек за счет электронного документооборота;
- создание понятного реестра государственных услуг, за каждое из которых отвечает определенная государственная организация;
- контролируются соответствующими органами;
- быстрое взаимодействие чиновников друг с другом и народом;
- ускоренное поступление различных документов в организации;
- развитая справочная система, которая может ответить на большинство возникающих вопросов;
- в будущем создание call-центра, в котором можно будет получать консультации от живого оператора в случае невозможности доступа к данным через Интернет.
Все эти плюсы значительно перекрывают минусы, которые заключаются лишь в том, что государству приходится переписывать собственную структуру, для того, чтобы соответствовать современным методам общения с гражданами. Все изменения сделают диалог между людьми и чиновниками более прозрачными, а люди начнут лучше понимать, какая общественная организация за что отвечает.
Чиновники значительно повышают свои рейтинги благодаря тому, что проблемы людей решатся гораздо быстрее, кроме этого, набирается отличная статистика, которая подсказывает в каком направлении стоит двигаться Республике. Именно эти статистические данные являются важным элементом для Правительства Татарстана. Быстро отвечать на потребности населения, выявить слабые места бюджета и другие вопросы могут легко решиться, если взглянуть статистику за прошедший год. Правительство уже оценило возможности новой системы, поскольку следить за выполнением функций, а также настроением людей стало гораздо проще.
Идею Республики Татарстан собираются подхватить и другие субъекты Российской Федерации, но не каждая область способна сразу решить все проблемы, связанные с переходом на новые технологии. Татарстан шел к этому медленно и основательно, приводя свою структуру в порядок, а другие области и Россия в целом еще нуждается в том, чтобы изменять имеющиеся правила на новые каноны.
Таким образом, благодаря тому, что Республика задействовала все собственные структуры для развития связи и собственного портала, работа по постоянной модернизации нового электронного правительства идет ударными темпами. Не за горами возможности обращаться к власти и оформлять документы с помощью мобильного телефона и других портативных устройств, но перед этим также придется решить много проблем, чтобы проект заработал в полную силу. Со временем коммуникации с правительством должны только улучшиться и остается только ждать, когда вся Россия постепенно перейдет на новый формат общения народа с властью. Избавление от лишней беготни с бумагами, создание удобной площадки для тендеров и диалог с чиновником напрямую значительно повысят лояльность граждан к ведомствам.
2.3. Направления развития «Электронного правительства» в Республике Татарстан
Развитие «Электронного правительства» в Республике Татарстан идеи быстрыми темпами. Татарстан два года подряд занимает лидирующую позицию в рейтинге регионов России по доле граждан, использующих электронные услуги – со значением более 79%, что позволило досрочно исполнить «майский» указа Президента РФ Владимира Путина (подпункт Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 601). Отметим, что средний показатель по РФ составляет 51,3%, по Москве – 64,3% (данные опроса Росстата).
В 2017 году была проведена активная работа над увеличением доли жителей, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации и имеющих доступ к федеральным услугам. Показатель вырос почти в два раза и составил 64,5% (с 34,5% до 64,5%). В 2017 году в 1,5 раза относительно 2016 года выросло количество электронных услуг, оказанных жителям на портале государственных и муниципальных услуг Татарстана. По целому ряду услуг, например, на получение мер социальной поддержки, более 60% всех заявлений подаются в электронном виде.
В настоящий момент ведется работа по созданию единой платформы электронных услуг и сервисов. В 2017 году проведено обновление официальных сайтов – Президента, Правительства, министерств и ведомств. Эти сайты полностью адаптированы для просмотра на экране мобильных устройств, упрощен формат подачи информации. В 2019 году продолжается переработка портала госуслуг, мобильных приложений и тематических ресурсов (портал образования, здравоохранения, спорта, мониторинга жилищного фонда и другие) –создается единая мобильная точка доступа жителей ко всем электронным сервисам, которые предоставляет государство. Приоритетными темами являются «Дом», «Дети», «Здоровье и спорт». Для жителей будет реализована возможность получить комплексный сервис по этим направлениям, включающий:
- Адресное информирование
- Подачу заявлений на госуслуги
- Оплату услуг
- Оценку качества
- Элементы социальной сети.
Рассмотрим поэлементно пользование системой «Электронное правительство»:
1. Электронный детский сад. За 2017 год родители совершили 1 миллион 400 тысяч электронных платежей за детский сад на сумму 2 миллиарда 600 миллионов рублей, что на 50% больше, чем в 2016 году. Граждане получили возможность смены детского сада в очереди через Портал госуслуг. Ранее для этого необходимо было обращаться в районный отдел образования. Также организовано взаимодействие «Электронного детского сада» с банками в части обмена данными по родительской плате в режиме онлайн. Населению стало удобнее оплачивать услуги детского сада через различные каналы банка (мобильное приложение, терминалы), что привело к увеличению объема электронных платежей. 69 тысяч электронных платежей совершено с использованием данного сервиса во время пилотной работы. Система в 2017 году во второй раз стала призером в номинации «IT в образовании» на Всероссийском конкурсе «ПРОФ-IT».