Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дислексия у детей младшего школьного возраста
Курочкина А.Я.
| Содержание | |
| Введение ……………………………………………………………….. | 3 |
1. | Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста ……… | 6 |
1.1. | Понятие и классификация дислексий ………………………………. | 6 |
1.2. | Этапы формирования навыка чтения ……………………………….. | 13 |
1.3. | Основные виды трудностей при обучении чтению детей младшего школьного возраста и их возможные причины …………………….. | 17 |
1.4. | Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению дислексии у младших школьников общеобразовательной школы ………………………………………………………………… | 22 |
2. | Экспериментальное подтверждение эффективности проведения занятий по коррекции дислексии для создания условий грамотного усвоения навыков чтения у детей младшего школьного возраста .... | 26 |
2.1. | Выявление исходного уровня нарушения навыков чтения у младших школьников ……………………………………………………… | 26 |
2.2. | Апробация системы занятий по коррекции дислексии …………….. | 42 |
2.3. | Оценка эффективности применения методики коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста ………………………………. | 50 |
| Заключение …………………………………………………………….. | 56 |
| Список использованной литературы ………………………………… | 59 |
| Приложения …………………………………………………………..... | 63 |
| | |
| | |
Введение
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной педагогической литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.
Впервые о такой проблеме в конце XIX-началеXX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинешльвуд, и др.17.
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей. Следует отметить такие имена: С.С.Мнухин, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др.
Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З.Матейчека - 2-4 %, по данным Е..Хальгрена – до 10%, по данным Р..Бенкер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы,а в речевой школе количество детей с дислексией достигает 22%.
Актуальность темы очевидна – нарушение навыков чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае становится одной из важных педагогических задач.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения навыков чтения у детей младшего школьного возраста позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Цель исследования: показать необходимость раннего выявления нарушений чтения и проведения специальных мероприятий по коррекции дислексии у младших школьников.
Объект исследования – процесс коррекции дислексии у учащихся 1 класса.
Предметом нашего исследования является нарушение чтения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования– если в процессе обучения чтения в начальной школе будет своевременно проведена комплексная коррекционная работа, то коррекция сформированности процессов чтения, создаст условия, способствующие грамотному усвоению навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме предупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.
2. Выявить основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.
3. Применить при проведении опытно-практической работы профилактическую методику по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников.
Методологической основой работы являются исследования по проблеме нарушения чтения; исследования по формированию механизмов дислексии у детей младшего школьного возраста (Т.Г. Егоров, М.Р. Львов, Т.П.Сальникова, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и другие).
Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблемам дислексии); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование); практические методы (педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: проведенное исследование позволит расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у младших школьников.
Анализ научной литературы по выявлению уровня сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, позволит педагогу, работающим с младшими школьниками своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Харанорская ООШ в п.ст Харанор. В работе при проведении опытно-практической работы участвовали учащиеся 1 класса в количестве 12 человек.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В введении обосновывается актуальность данного исследования и раскрывается понятийный аппарат дипломной работы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения процесса формирования навыков чтения, изучению возможных причин фонематической дислексии у детей младшего школьного возраста и о значении диагностики нарушения чтения в начальной школе. Во второй главе раскрывается организация исследования нарушения чтения у детей младшего школьного возраста и применение коррекционно-педагогических методик по преодолению дислексии у детей младшего школьного возраста.
Заключение посвящено общим выводам по теме дипломной работы.
1. Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие и классификация дислексий
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения.
«Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторые связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают ее».
В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв.
Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотношение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа, его прочитывания. И, наконец, вследствие соотношения звуковой формы с его значением осуществляется понимание читаемого. Довольно часто нарушениям чтения
способствуют нарушения устной речи. Существуют такие особенности
использования разговорной речи: неподготовленность речевого акта; непринужденность речевого акта; непосредственное участие говорящих в речевом акте.
Устная речь характеризуется двумя противоположными функциональными признаками – синкретизмом и расчлененностью.
О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: «Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения» 19.
Для дифференциальной диагностики нарушений чтения необходимо, прежде всего, уточнить представления о механизмах и симптоматике дислексий. Вопрос о механизмах нарушения самый сложный для всех речевых нарушений. Чаще всего механизмы рассматриваются в двух аспектах: психологическом и психолингвистическом.
В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме. Выделяют следующие психологические механизмы дислексии, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 Психологические механизмы дислексии
| Психические функции |
Механизмы дислексии | Недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания) |
Нарушение зрительного восприятия | |
Нарушение зрительного представления | |
нарушения зрительного анализа и синтеза | |
Нарушение пространственных ориентировок (оптико-пространственная недостаточность) проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. | |
Недоразвитие слухового восприятия, слуховых представлений, слухового анализа и синтеза (различение, узнавание дифференциация неречевых звуков) | |
Недоразвитие фонематического слуха (фонематическое восприятия, фонематическое представление, фонематические анализ и синтез) | |
Нарушение устной речи (связано с фонематическим слухом): – недоразвитие звукопроизношения; – недоразвитие грамматического строя; – недоразвитие лексического словаря | |
Нарушение или недоразвитие слухо-моторных координаций (проявляется при чтении — артикуляция не успевает за движениями глаз). | |
Недоразвитие зрительно-моторных координаций. | |
Недоразвитие тактильного восприятия. | |
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. |
В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения. Здесь выделяют следующие механизмы дислексии, изображенные на рис.1