Файл: Дислексия у детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дислексия у детей младшего школьного возраста

Курочкина А.Я.







Содержание







Введение ………………………………………………………………..

3

1.

Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста ………


6

1.1.

Понятие и классификация дислексий ……………………………….

6

1.2.

Этапы формирования навыка чтения ………………………………..

13

1.3.

Основные виды трудностей при обучении чтению детей младшего школьного возраста и их возможные причины ……………………..


17

1.4.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению дислексии у младших школьников общеобразовательной школы …………………………………………………………………



22

2.

Экспериментальное подтверждение эффективности проведения занятий по коррекции дислексии для создания условий грамотного усвоения навыков чтения у детей младшего школьного возраста ....



26

2.1.

Выявление исходного уровня нарушения навыков чтения у младших школьников ………………………………………………………


26

2.2.

Апробация системы занятий по коррекции дислексии ……………..

42

2.3.

Оценка эффективности применения методики коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста ……………………………….


50




Заключение ……………………………………………………………..

56




Список использованной литературы …………………………………

59




Приложения ………………………………………………………….....

63























Введение

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной педагогической литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.

Впервые о такой проблеме в конце XIX-началеXX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинешльвуд, и др.17.

Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей. Следует отметить такие имена: С.С.Мнухин, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др.

Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З.Матейчека - 2-4 %, по данным Е..Хальгрена – до 10%, по данным Р..Бенкер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы,а в речевой школе количество детей с дислексией достигает 22%.

Актуальность темы очевидна – нарушение навыков чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае становится одной из важных педагогических задач.

Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения навыков чтения у детей младшего школьного возраста позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.

Цель исследования: показать необходимость раннего выявления нарушений чтения и проведения специальных мероприятий по коррекции дислексии у младших школьников.

Объект исследования – процесс коррекции дислексии у учащихся 1 класса.

Предметом нашего исследования является нарушение чтения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования– если в процессе обучения чтения в начальной школе будет своевременно проведена комплексная коррекционная работа, то коррекция сформированности процессов чтения, создаст условия, способствующие грамотному усвоению навыков чтения у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:



1. Проанализировать научную литературу по проблеме предупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.

2. Выявить основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

3. Применить при проведении опытно-практической работы профилактическую методику по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников.

Методологической основой работы являются исследования по проблеме нарушения чтения; исследования по формированию механизмов дислексии у детей младшего школьного возраста (Т.Г. Егоров, М.Р. Львов, Т.П.Сальникова, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и другие).

Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблемам дислексии); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование); практические методы (педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: проведенное исследование позволит расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у младших школьников.

Анализ научной литературы по выявлению уровня сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, позволит педагогу, работающим с младшими школьниками своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Харанорская ООШ в п.ст Харанор. В работе при проведении опытно-практической работы участвовали учащиеся 1 класса в количестве 12 человек.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В введении обосновывается актуальность данного исследования и раскрывается понятийный аппарат дипломной работы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения процесса формирования навыков чтения, изучению возможных причин фонематической дислексии у детей младшего школьного возраста и о значении диагностики нарушения чтения в начальной школе. Во второй главе раскрывается организация исследования нарушения чтения у детей младшего школьного возраста и применение коррекционно-педагогических методик по преодолению дислексии у детей младшего школьного возраста.

Заключение посвящено общим выводам по теме дипломной работы.


1. Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста

1.1. Понятие и классификация дислексий
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения.

«Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторые связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают ее».

В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв.

Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотношение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа, его прочитывания. И, наконец, вследствие соотношения звуковой формы с его значением осуществляется понимание читаемого. Довольно часто нарушениям чтения

способствуют нарушения устной речи. Существуют такие особенности

использования разговорной речи: неподготовленность речевого акта; непринужденность речевого акта; непосредственное участие говорящих в речевом акте.

Устная речь характеризуется двумя противоположными функциональными признаками – синкретизмом и расчлененностью.

О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: «Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения» 19.


Для дифференциальной диагностики нарушений чтения необходимо, прежде всего, уточнить представления о механизмах и симптоматике дислексий. Вопрос о механизмах нарушения самый сложный для всех речевых нарушений. Чаще всего механизмы рассматриваются в двух аспектах: психологическом и психолингвистическом.

В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме. Выделяют следующие психологические механизмы дислексии, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 Психологические механизмы дислексии




Психические функции

Механизмы дислексии

Недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания)

Нарушение зрительного восприятия

Нарушение зрительного представления

нарушения зрительного анализа и синтеза

Нарушение пространственных ориентировок (оптико-пространственная недостаточность) проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

Недоразвитие слухового восприятия, слуховых представлений, слухового анализа и синтеза (различение, узнавание дифференциация неречевых звуков)

Недоразвитие фонематического слуха (фонематическое восприятия, фонематическое представление, фонематические анализ и синтез)

Нарушение устной речи (связано с фонематическим слухом):

– недоразвитие звукопроизношения;

– недоразвитие грамматического строя;

– недоразвитие лексического словаря

Нарушение или недоразвитие слухо-моторных координаций (проявляется при чтении — артикуляция не успевает за движениями глаз).

Недоразвитие зрительно-моторных координаций.

Недоразвитие тактильного восприятия.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы.


В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения. Здесь выделяют следующие механизмы дислексии, изображенные на рис.1