Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Представим результаты проведения контрольного этапа графически (рис. 4).
Рис.4 Результаты проведения контрольного эксперимента
Сравним графически результаты констатирующего и контрольного эксперимента по коррекции дислексии у младших школьников (рис. 5).
Рис. 5 Сравнительная гистограмма уровня коррекции дислексии
у младших школьников в ходе проведения этапов опытно-практической работы
В представленной гистограмме прослеживается положительная динамика уменьшения нарушения навыков чтения у двух учащихся в группе из пяти у младших школьников, в результате проделанной нами работы по коррекции дислексии на формирующем этапе.
Результаты положительной динамики по коррекции дислексии можно проследить на рис. 6.
Рис. 6 Результаты контрольного эксперимента по выявлению работы по коррекции дислексии.
Таким образом, подобранный нами диагностический комплекс: протокол исследования, применяемый наглядный стимульный материал позволят провести комплексное исследование выделенных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, определить среди них недостаточно сформированные и провести их своевременную коррекцию с помощью, разработанной в рамках исследования, системы логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.
Применение профилактического комплекса позволит снизить дезадаптацию детей в школе, значительно повысит уровень их речевого и познавательного развития.
Выводы по 2 главе
Во второй главе нами были представлены, методики, стимульный материал, была разработана оценка сформированности речевых и познавательных
компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения. На констатирующем и контрольном эксперименте выделили группу детей, имеющих предпосылку дислексии, с которой на этапах опытно-практической работы проходили занятия по коррекции нарушений чтения.
В результате проделанной работы из трех учащихся первого класса с низкими показателями речевых и познавательных компонентов на констатирующем этапе, на контрольном этапе в ходе проделанной работы, количество учащихся с дислексией снизилось до одного. Что позволяет говорить об эффективности раннего применения коррекционной работы, направленной на устранение выявленных нарушений навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Заключение
Современному обществу для качественного развития необходимо новое поколение людей: активное, познавательное, которое способно нестандартно мыслить, решать поставленные задачи и преобразовывать окружающую действительность. Важность задачи воспитания активной гармоничной личности решается на государственном уровне, что подтверждено Федеральными законами об образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь учащийся к определенному времени. Это позволит понять как ребенок усвоил изучаемые предметы и есть ли у него проблемы в обучении и своевременно применить коррекционное воздействие на различные нарушения образовательного процесса.
Проблема увеличения количества детей младшего школьного возраста с трудностями овладения навыков чтения находится в настоящее время в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере школьного образования, потому что, чтение является достаточно сложным психофизиологическим процессом, с помощью которого школьники получают основной объем знаний и информации.
Актуальность темы очевидна - нарушение чтения оказывает негативное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие младших школьников как одна из важных педагогических задач.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы теоретически выявить и путем проведения опытно-практической работы показать необходимость раннего выявления нарушений чтения и проведения специальных мероприятий по коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели применялись теоретические, эмпирические и практические методы.
В ходе подготовки работы были решены поставленные вначале исследования следующие задачи:
- проанализировали научную литературу по проблеме предупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы;
- выявили основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников;
- применили на практике по ходу проведении опытно-практической ра- боты профилактическую методику по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников.
Для решения поставленных задач в первой главе нами были изучены и структурированы вопросы касающихся основных понятий процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста, классификация дислексии, виды трудностей при обучении чтению и значение коррекционно-развивающей работы по предупреждению дислексии у учащихся начальной школы.
Вторая глава раскрывает содержание опытно-практической работы.
Нами был проведен педагогический эксперимент, предусматривающий три основных этапа.
-
Первый этап - проведение сбора первичных данных об уровне нарушения процессов чтения у учащихся первого класса. -
На втором этапе нами была предложена и апробирована комплексная профилактическая методика по предупреждению и коррекцию дислексии у учеников первого класса; -
На третьем этапе проведено заключительное тестирование и проведен анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в опытно-практической работе:
-
выявить основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников; -
апробировать профилактическую методику по предупреждению и коррекцию дислексии у учеников первого класса; -
опытно-практическим путем доказать, что если в процессе обучения чтения в начальной школе будет своевременно проведена комплексная коррекционная работа, то коррекция фонематического недоразвития создаст условия, способствующие грамотному усвоению навыков чтения у детей младшего школьного возраста;
-
осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Мы можем утверждать, вполне обоснованно, что у группы детей, участвующих в педагогическом эксперименте благодаря проведению своевременной коррекции дислексии, направленной на предупреждение трудностей в формировании процесса чтения, произошли существенные положительные изменения.
Таким образом, подобранный нами диагностический комплекс: протокол исследования, применяемый наглядный стимульный материал позволяет провести комплексное исследование выделенных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, определить среди них недостаточно сформированные и провести их своевременную коррекцию с помощью, разработанной в рамках исследования, системы профилактической коррекционной работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.
Раннее применение коррекции сформированности компонентов чтения позволяет своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения у детей в школе, создает условия, способствующие грамотному усвоению навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Следовательно, гипотеза доказана. Цель достигнута.
Список использованной литературы
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ -
Алмазова Е. С. Что такое дислексия? В помощь самообразования.// Начальная школа. 2013 г. № 1 стр. 703. -
Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р. //Дефектология. 2017 г. №5 стр. 435. -
Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: «Лань», 2016. -
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М., Лабиринт, 2018. стр. 230. -
Глухов В.П. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2017. стр. 489. -
Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно-метод. пособие / И.С. Гринченко. -М.: ЦГЛ, 2019. -
Егоров Т. Г. Очерки психологического обучения чтению.- М., 1963. -
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения.— М., 1958. -
Ефименкова Л.И.. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.- М., 2015г. -
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 2015г. -
Корнев А. Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации // Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы. – М., 2015. – стр. 125. -
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995 -
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. -
Корнев А.Н. Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии // Дефектология, 2015. -
Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 2017 -
Куссмауль А., Расстройства речи. Опыт патологии речи1 2 3 4 5
.— Киев, 1879
Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. — М., 2019
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. - С-Пб., 2015г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М, Владос, 2016
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 2015.
Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, - М.: Высшая школа, 2002. - 282с.
Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. – М.: Издательство.2019.
Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1984.
Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2013.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1999.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2018.
Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. Издательство Московского университета. – М., 1975.
Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. / - М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.
Мисаренко Г. Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обучения. //Начальная школа. - № 8, 2016. – С. 1 – 5.
Мнухин С. С. О структуре, механизмах и локализации некоторых сенсорных нарушений у детей (Сообщение I) // Науч. деятельность психоневрологического института им. В. М. Бехтерева за 1947 г. Л., 1948.
Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме //Резидуальные нервно-психические расстройства у детей.— Л., 1968
Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог.фак-товпед. ин-тов. М., 1973.
Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова – Омск: Омск. Гос. ун-т, 2015.
Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. – Дис. канд. пед.наук. – М., 2016. стр. 69.
Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования. – Дис. докт. пед. наук. – М., 2019. стр. 97.
Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики. М., 2011.
Скоморохова М.И., Коррекционно-развивающее обучение в общеобразовательной школе: учебное пособие. Иркутск, 1996.