Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спирова P.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1993.
Узорова О.В., Нефедова С.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 1997.
Филичева Т.Б.,Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М.,1989.стр.436.
Хватцев М.Е. Логопедия. - Москва, 1959
Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. – М.. 1997.
Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М.. 1994г.
Чиркина Г. В., Корнев А. Н. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология, 2005, стр. 893.
Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. М., 1997.
Приложение 1
Анкета для родителей
1.ФИО родителей __________________________________________
___________________________________________________________
2. Возраст: мама__________________ папа______________________
3. Образование:
мама_______________________________________________________
папа_______________________________________________________
4. Место работы:
мама ______________________________________________________
папа_______________________________________________________
5. К какому социальному слою по уровню обеспеченности вы относите свою семью:
- малообеспеченные__________________________________________
-среднеобеспеченные_________________________________________
-высокообеспеченные_________________________________________
6. В семье:
-один ребёнок______________________________________________
-два ребёнка _______________________________________________
-три ребёнка и более_________________________________________
7. По составу:
-полная _________________________________________________
-неполная _______________________________________________
-формально полная________________________________________
8. Жилищные условия:
-имеют квартиру__________________________________________
-имеют дом ______________________________________________
-снимают жилье__________________________________________
-проживают с родителями__________________________________
-другие варианты______________________________________________
9. Воспитанием занимаются:
-мать и отец __________________________________________________
-одна мать____________________________________________________
-один отец___________________________________________________
-без родителей (под опёкой)____________________________________
-другие варианты_____________________________________________
10. Ваши установки на воспитание (подчеркнуть):
-принятие, любовь, согласие, забота, чуткость, доброта, уважение;
-неуравновешенность, неустойчивость, переменчивость;
-равнодушие, отчужденность;
-озлобленность, грубость;
-излишняя требовательность (подчинение);
-чрезмерная опека;
-жесткий контроль;
-бесконтрольность.
11. Проблемы, связанные с воспитанием ребенка _________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
«Здоровье Вашего ребенка»
1. Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________
2. Дата рождения__________________________________________________
3. Домашний адрес, телефон_________________________________________
3.1 Ребенок посещал ДОУ___________________________________________
4. Медицинские данные_____________________________________________
4.1 Травмы (если были, указать какие и когда)___________________________
4.2 Перенесенные желудочно-кишечные заболевания (гепатит, сальмонеллез,
дизентерия, брюшной тиф, другое) _________________________________
4.3 Хронические заболевания (диатез, аллергия, кожные, бронхиальная астма,
другие) ___________________________________________________________
4.4 Есть ли аллергия на лекарственные препараты________________________
4.5 Склонность к простудным заболеваниям_____________________________
4.6 Как переносит солнце_____________________________________________
4.7 Укачивает ли в транспорте_________________________________________
4.8 Что вы обычно делаете при обострении_______________ _______________
5. Физическое состояние _____________________________________________
5.1 Умение плавать_________________________________________________
5.2 Зрение, ношение очков___________________________________________
6. Индивидуальные особенности ______________________________________
6.1 Наиболее выраженные черты характера______________________________
6.2 С кем предпочитает общаться Ваш ребенок (с младшими, со сверстниками, со старшими) ____________________________________________________
6.3 Какими видами спорта занимается Ваш ребенок_____________________
7. Дополнительные сведения о ребенке, требующие особого внимания
_________________________________________________________________
Приложение 3
Карта обследования учащихся с дисграфией, дислексией
Дата обследования_________________
ФИО._______________________________________________________________________
Дата рождения___________Школа___________________________Класс______________
Домашний адрес_______________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Прикус_______________________________Язык__________________________________
Губы___________________________________ Твердое небо_________________________
Зубной ряд_____________________________ Подъязычная уздечка__________________
Мягкое небо___________________________ Другие особенности_____________________
Строение и особенности артикуляционной моторики:
-
движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация); -
тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
Особенности ручной моторики ( кольцо, коза,игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»)
Зукопроизношение:
с | с´ | з | з´ | ц | ш | ж | ч | р | р´ | л | л´ | к | г | х | й |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Состояние фонематического восприятия:
Повторение слогов с оппозиционными звуками
Па-Ба-Па_________________________ Са-Ша-Са____________________________
Та-Та-Да_________________________ Жа-За-Жа____________________________
Га-Ка-Га_________________________ Ча-Ша-Ча____________________________
Ба-Бя-Ба_________________________ За-Са-За_____________________________
Слоговая структура слова
сквозняк температура Регулировщик стоит на перекрестке
аквариум аквалангист Водопроводчик чинит водопровод
лекарство экскаватор Волосы подстригают в парикмахерской
Исследование языкового анализа и синтеза:
а) анализ состава предложения
Определить кол-во, последовательность и место слов в предложении | опред. | неопред. |
Стоят теплые деньки | | |
Осенью часто льют дожди | | |
Желтые листья падают на землю | | |
Из леса вышел старик с большой корзиной | | |
б) слоговой анализ и синтез:
Определить кол-во слогов в слове, произнес. учителем(подч.) | Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (отобр.подч.) | Произнести слитно слово, произнесенное по слог.(подчеркн.) |
Мыть, поднос, ласточка, черепаха, кровать. | Дом, собака, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед. | Ско-во-ро-да, по-то-лок, те-ле-фон. на-сту-пи-ла вес-на. |
в) фонематический анализ ( подчеркнуть )
Выделение звука из слова | Есть ли звук «м» в словах: мак, дерево, рама, рак, дом, лампа. |
Выделение первого звука | Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова. |
Выделение последнего звука | Кот, карандаш, дом, палец, радуга. |
Определить место звука в слове | Где слышится звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет. |
Определение звуков в словах | Сколько зв. в словах: дым, каша. шапка, крышка, черёмуха. |
Позиционный анализ | Какой по счету звук «р»: рыба, дорога, трава, завтрак. |
г) фонематический синтез д) фонематические представления
Произнеси слово произнеси паузами | Отобрать картинки, где есть 5 звуков(подч.-ть) | Назв.-ть слова в которых есть звук «м» | Назвать слова в котор. есть 4,5 звуков. |
ч а с, п а р к, з в у к, ф у т б о л. | Лампа, роза, крыша шар, чайник, сахар, скамейка. | | |
Исследование грамматического строя речи:
Состояние словообразования | Состояния словоизменения | | | | |
Притяж. прилаг.-х | Чей хвост? Чей дом? Чей шарф? | | Мн.чис.ло сущ.-х | Мост Перо Пчела Рот | |
Образ.пил. от сущ.-х | Стол из дерева Сумка из кожи Сок из моркови Чашка из фарфора | | Согл. числ с сущ.1-5 | Стул Кукла Помидор Рыбка | |
Суфикс. словооб.-е | Дом Гриб Сумка Ведро | | Употр. ф. Р.п. (мно- го чего?) | Дом Дерево Ключ Ухо | |
Префик. совообр.-е | Лить,шел | | Измен. им. сущ. по пад. | У меня есть ручка У меня нет…. Я пишу……. Я говорю о….. | |