Файл: Дислексия у детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 19. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения


Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Совершенство восприятия

2 часа

развитие избирательности восприятия;

 обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

расширение поля зрения;

 развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации


опознавание контурных, недорисованных изображений;

нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений;

 работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса;

 корректурные пробы различного содержания;

дорисовывание рисунка.

Совершенствование внимания

2 часа

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие концентрации и устойчивости внимания;

расширение объема внимания;

развитие распределения, переключения внимания

работа с лабиринтами различной модификации;

отыскивание отличий, фрагментов в картинках;

нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах;

дорисовывание узоров по определенному правилу;чтение текста до указанного слова.

Таблица 20. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Совершенствование памяти

1 час

 тренировка зрительной и слуховой памяти;

развитие кратковременной и долговременной памяти;

формирование словесно-логической памяти

 запоминание изображений предметов;

запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;

чтение и запоминание слов и предложений различной длины и содержания;

разучивание стихотворных текстов.

Совершенствование мышления

2 часа

развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

тренировка способности создавать мысленный образ;

тренировка способности устанавливать логические связи между словами

разгадывание буквенных и символьных ребусов;

чтение и отгадывание загадок;

чтение с установлением логической связи между словами;

работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов;

работа с сериями сюжетных картинок:

чтение текстов с пропущенными словами.


Таблица 21. Коррекция несовершенного навыка чтения

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

2

 развитие анализа структуры предложения;

развитие слогового анализа и синтеза;

развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.


 определение границ предложений в тексте без точек;

придумывание предложений по картинке, с заданным словом;

придумывание предложений по опорным словам;

 работа с деформированными предложениями;

составление графических схем предложений и предложений по схемам;

 выделение гласных из слога, слова;

добавление недостающих букв и слогов в слова;

составление слов из слогов и букв данных в беспорядке;

 определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Тема

Кол-во часов

Содержание работ

Виды работ

Развитие морфологической системы языка

2часа

совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

дифференциация единственного и множественного числа;

совершенствование навыков согласования;

дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.


преобразование существительных в прилагательные и глаголы;

дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями;

практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола;

подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов.

Совершенствование семантической стороны речи

2 часа

 совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения;

развитие умения осознавать смысловую структуру текста.


добавление в предложения недостающих слов;

исправление логически неправильно построенных предложений;

подбор к сюжетным картинкам предложений;

составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке;

чтение текстов с определением главной мысли;

лексико-грамматическое прогнозирование текста;

ответы на вопросы по прочитанному тексту;

составление плана рассказа;

 пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него;

 придумывание начала и конца к тексту.

Совершенствование лексической стороны речи

1 час

работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря;

совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения.


 упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»;

упражнения на замену рядов глаголов существительными;

подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям;

чтение предложений и текстов с недостающими словами;

подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям.



Данные направления нами были использованы для составления индивидуальных планов работы.

Работа по данным планам осуществлялась консультативно. Родителям была рекомендована специальная литература, а также детям, в соответствии с индивидуальным планом готовились задания на печатной основе, которые они выполняли дома.

Также помимо основных коррекционных занятий по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения, осуществлялась работа, направленная на повышение уровня школьной мотивации и познавательных потребностей. Прежде всего на формирование положительной мотивации влияет сам педагог, поэтому по ходу логопедических занятий применялось систематическое одобрение деятельности учащихся, похвала, создание обстановки доверия, уверенности в успехе. Также применялись и специфические приемы:

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

– стимулирование детей к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

– оценка деятельности детей не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

– нетрадиционные формы проведения занятий;

– использование познавательных и дидактических игр.

На протяжении всего проводимого формирующего эксперимента дети активно занимались, выполняли все предлагаемые задания, проявляли высокую речевую активность.
2.3. Оценка эффективности применения методики коррекции

дислексии у детей младшего школьного возраста
Контрольный эксперимент.

Цель: определить уровень нарушения навыков чтения у младших школьников на окончание педагогического эксперимента.

Задачи:

  • провести повторную диагностику старших дошкольников с целью выявления изменений оценочных показателей сформированности компонетов чтения у учащихся 1 класса;

  • осуществить сравнительный качественный и количественный анализ данных диагностической методики.

На контрольном этапе с учащимися выделенной группы провели повторные тестирования с целью выяснения степени нарушений навыков чтения после проведения занятий по коррекции дислексии, которые отражены в таблице 21.

Таблица 21 Результаты диагностики контрольного этапа педагогического эксперимента




Имя

фамилия

Оценочные показатели в баллах

Уровень развития

53-65

40-52

27-39

14-26

1-13

1

Алина Ц.







38







средний

2

Данил В.







28







средний

3

Ева К.

62













высокий

4

Женя К.







33







средний

5

Игорь С.










22




ниже среднего

6

Кирилл Р.

59













высокий

7

Лена Б.




47










выше среднего

8

Лера М.







34







средний

9

Максим П.







36







средний

10

Платон З.

56













высокий

11

СаянаЧ.




51










выше среднего

12

Сережа И.













12

низкий



Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в экспериментальной группе. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.

Как показали результаты проведенного исследования, дети с заданиями, направленными на исследование зрительно-пространственных представлений, справились вполне успешно. Очевидно это и обусловило тот факт, что испытуемые с дислексией допускали оптические ошибки в редких случаях. Больше всего ошибок при исследовании устной речи наблюдались в заданиях, направленных на исследование:

  • языкового анализа и синтеза (проявлялись они в трудностях повторения целого слова по слогам, выполнения сложных форм фонематического анализа);

  • звуко-слоговой структуры слова.

Подводя итоги результатов анализа коррекционной работы можно сделать следующие выводы:

  • Выявленные у Игоря С. и Данилы В. ошибки свидетельствуют о преобладании у них предпосылок фонематической дислексии, связанной с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, о чем свидетельствуют перестановки, пропуски, замены букв и слогов при чтении, а также трудности при выполнении заданий, направленных на исследования фонематического анализа и синтеза в устной речи.

  • Большая часть ошибок у Сережи И. связана с искажениями звуко-слоговой структуры читаемых слов и ошибками угадывающего чтения. Он находится на этапе послогового чтения.

Помимо трудностей в овладении навыками чтения, характерными клиническими проявлениями дислексии у детей испытуемой группы оказалось снижение показателей зрительной и слухоречевой памяти..

Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего проведения целенаправленной логопедической работы по коррекции дислексии у детей начальной школы.

Что касается качественной оценки полученных результатов - у детей значительно повысилась мотивация, увеличился словарь, грамматический строй речи, улучшились графомоторные навыки, внимание, общая осведомленность. Дети стали более заинтересованы в занятиях и выполняли все задания. Оценка по данному альбому осуществлялась качественная. А именно выявлялись особенности чтения (см табл.2).


Благодаря проведенной коррекционной работе мы имеем увеличение навыков чтения у двух детей в наблюдаемой группе, что подтверждено на табл. 22

Таблица 22  Повышения уровня навыков чтения у учащихся




Фамилия имя

Констатирующий этап

(уровень)

Контрольный этап

(уровень)

Повышение уровня навыков чтения

1

Алина Ц.

средний

средний




2

Данил В.

ниже среднего

средний

+

3

Ева К.

высокий

высокий




4

Женя К.

средний

средний




5

Игорь С.

низкий

ниже среднего

+

6

Кирилл Р.

высокий

высокий




7

Лена Б.

выше среднего

выше среднего




8

Лера М.

средний

средний




9

Максим П.

средний

средний




10

Платон З.

высокий

высокий




11

СаянаЧ.

выше среднего

выше среднего




12

Сережа И.

низкий

низкий





Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в приведенной сравнительной таблице, позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в испытуемой группе. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения на учащихся начальной школы.