Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 19. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения
Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ |
Совершенство восприятия | 2 часа | развитие избирательности восприятия; обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого; расширение поля зрения; развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации | опознавание контурных, недорисованных изображений; нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений; работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса; корректурные пробы различного содержания; дорисовывание рисунка. |
Совершенствование внимания | 2 часа | развитие зрительного и слухового внимания; развитие концентрации и устойчивости внимания; расширение объема внимания; развитие распределения, переключения внимания | работа с лабиринтами различной модификации; отыскивание отличий, фрагментов в картинках; нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах; дорисовывание узоров по определенному правилу;чтение текста до указанного слова. |
Таблица 20. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения
Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ |
Совершенствование памяти | 1 час | тренировка зрительной и слуховой памяти; развитие кратковременной и долговременной памяти; формирование словесно-логической памяти | запоминание изображений предметов; запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; чтение и запоминание слов и предложений различной длины и содержания; разучивание стихотворных текстов. |
Совершенствование мышления | 2 часа | развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; тренировка способности создавать мысленный образ; тренировка способности устанавливать логические связи между словами | разгадывание буквенных и символьных ребусов; чтение и отгадывание загадок; чтение с установлением логической связи между словами; работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов; работа с сериями сюжетных картинок: чтение текстов с пропущенными словами. |
Таблица 21. Коррекция несовершенного навыка чтения
Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Виды работ |
Развитие навыков языкового анализа и синтеза | 2 | развитие анализа структуры предложения; развитие слогового анализа и синтеза; развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. | определение границ предложений в тексте без точек; придумывание предложений по картинке, с заданным словом; придумывание предложений по опорным словам; работа с деформированными предложениями; составление графических схем предложений и предложений по схемам; выделение гласных из слога, слова; добавление недостающих букв и слогов в слова; составление слов из слогов и букв данных в беспорядке; определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства. |
Тема | Кол-во часов | Содержание работ | Виды работ |
Развитие морфологической системы языка | 2часа | совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов; дифференциация единственного и множественного числа; совершенствование навыков согласования; дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. | преобразование существительных в прилагательные и глаголы; дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями; практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола; подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов. |
Совершенствование семантической стороны речи | 2 часа | совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения; развитие умения осознавать смысловую структуру текста. | добавление в предложения недостающих слов; исправление логически неправильно построенных предложений; подбор к сюжетным картинкам предложений; составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке; чтение текстов с определением главной мысли; лексико-грамматическое прогнозирование текста; ответы на вопросы по прочитанному тексту; составление плана рассказа; пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него; придумывание начала и конца к тексту. |
Совершенствование лексической стороны речи | 1 час | работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря; совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения. | упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»; упражнения на замену рядов глаголов существительными; подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям; чтение предложений и текстов с недостающими словами; подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям. |
Данные направления нами были использованы для составления индивидуальных планов работы.
Работа по данным планам осуществлялась консультативно. Родителям была рекомендована специальная литература, а также детям, в соответствии с индивидуальным планом готовились задания на печатной основе, которые они выполняли дома.
Также помимо основных коррекционных занятий по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения, осуществлялась работа, направленная на повышение уровня школьной мотивации и познавательных потребностей. Прежде всего на формирование положительной мотивации влияет сам педагог, поэтому по ходу логопедических занятий применялось систематическое одобрение деятельности учащихся, похвала, создание обстановки доверия, уверенности в успехе. Также применялись и специфические приемы:
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;
– стимулирование детей к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
– оценка деятельности детей не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
– нетрадиционные формы проведения занятий;
– использование познавательных и дидактических игр.
На протяжении всего проводимого формирующего эксперимента дети активно занимались, выполняли все предлагаемые задания, проявляли высокую речевую активность.
2.3. Оценка эффективности применения методики коррекции
дислексии у детей младшего школьного возраста
Контрольный эксперимент.
Цель: определить уровень нарушения навыков чтения у младших школьников на окончание педагогического эксперимента.
Задачи:
-
провести повторную диагностику старших дошкольников с целью выявления изменений оценочных показателей сформированности компонетов чтения у учащихся 1 класса; -
осуществить сравнительный качественный и количественный анализ данных диагностической методики.
На контрольном этапе с учащимися выделенной группы провели повторные тестирования с целью выяснения степени нарушений навыков чтения после проведения занятий по коррекции дислексии, которые отражены в таблице 21.
Таблица 21 Результаты диагностики контрольного этапа педагогического эксперимента
№ | Имя фамилия | Оценочные показатели в баллах | Уровень развития | ||||
53-65 | 40-52 | 27-39 | 14-26 | 1-13 | |||
1 | Алина Ц. | | | 38 | | | средний |
2 | Данил В. | | | 28 | | | средний |
3 | Ева К. | 62 | | | | | высокий |
4 | Женя К. | | | 33 | | | средний |
5 | Игорь С. | | | | 22 | | ниже среднего |
6 | Кирилл Р. | 59 | | | | | высокий |
7 | Лена Б. | | 47 | | | | выше среднего |
8 | Лера М. | | | 34 | | | средний |
9 | Максим П. | | | 36 | | | средний |
10 | Платон З. | 56 | | | | | высокий |
11 | СаянаЧ. | | 51 | | | | выше среднего |
12 | Сережа И. | | | | | 12 | низкий |
Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в экспериментальной группе. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.
Как показали результаты проведенного исследования, дети с заданиями, направленными на исследование зрительно-пространственных представлений, справились вполне успешно. Очевидно это и обусловило тот факт, что испытуемые с дислексией допускали оптические ошибки в редких случаях. Больше всего ошибок при исследовании устной речи наблюдались в заданиях, направленных на исследование:
-
языкового анализа и синтеза (проявлялись они в трудностях повторения целого слова по слогам, выполнения сложных форм фонематического анализа); -
звуко-слоговой структуры слова.
Подводя итоги результатов анализа коррекционной работы можно сделать следующие выводы:
-
Выявленные у Игоря С. и Данилы В. ошибки свидетельствуют о преобладании у них предпосылок фонематической дислексии, связанной с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, о чем свидетельствуют перестановки, пропуски, замены букв и слогов при чтении, а также трудности при выполнении заданий, направленных на исследования фонематического анализа и синтеза в устной речи. -
Большая часть ошибок у Сережи И. связана с искажениями звуко-слоговой структуры читаемых слов и ошибками угадывающего чтения. Он находится на этапе послогового чтения.
Помимо трудностей в овладении навыками чтения, характерными клиническими проявлениями дислексии у детей испытуемой группы оказалось снижение показателей зрительной и слухоречевой памяти..
Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего проведения целенаправленной логопедической работы по коррекции дислексии у детей начальной школы.
Что касается качественной оценки полученных результатов - у детей значительно повысилась мотивация, увеличился словарь, грамматический строй речи, улучшились графомоторные навыки, внимание, общая осведомленность. Дети стали более заинтересованы в занятиях и выполняли все задания. Оценка по данному альбому осуществлялась качественная. А именно выявлялись особенности чтения (см табл.2).
Благодаря проведенной коррекционной работе мы имеем увеличение навыков чтения у двух детей в наблюдаемой группе, что подтверждено на табл. 22
Таблица 22 Повышения уровня навыков чтения у учащихся
№ | Фамилия имя | Констатирующий этап (уровень) | Контрольный этап (уровень) | Повышение уровня навыков чтения |
1 | Алина Ц. | средний | средний | |
2 | Данил В. | ниже среднего | средний | + |
3 | Ева К. | высокий | высокий | |
4 | Женя К. | средний | средний | |
5 | Игорь С. | низкий | ниже среднего | + |
6 | Кирилл Р. | высокий | высокий | |
7 | Лена Б. | выше среднего | выше среднего | |
8 | Лера М. | средний | средний | |
9 | Максим П. | средний | средний | |
10 | Платон З. | высокий | высокий | |
11 | СаянаЧ. | выше среднего | выше среднего | |
12 | Сережа И. | низкий | низкий | |
Таким образом, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в приведенной сравнительной таблице, позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в испытуемой группе. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения на учащихся начальной школы.