Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Особенности развития материально-технической базы в торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности развития материально-технической базы в торговле
1.1. Основы организации деятельности розничного торгового предприятия
1.2. Организация торгового и технологического процессов на предприятии розничной торговли
1.3 Методы управления товарно-материальными запасами в розничной торговле
2.1 Краткая характеристика магазина "Магнит"
2.2 Анализ и состояние развития материально-технической базы ЗАО «Тандер»
•Заготовительная задача. МТО ведет на базе предприятия оперативные и заготовительные работы согласно планам потребностей. Также контролирует процессы заключения договоров поставки, анализирует "ошибки" производства .
•Хранение материалов и заготовленного сырья. Организация складского характера. Кроме того, в обязанности отдела входит разработка инструкций и указаний, по которым должно осуществляться хранение и использование запасов.
•Учет заготовленных ресурсов. Строгий контроль за их выдачей структурным подразделениям.
Центр материально-технического обеспечения может быть разным. Все зависит от специфики самого предприятия или фирмы.
Рассмотрим самые распространенные формы материально-технического обеспечения розничной торговли:
•Поставка полуфабрикатов, готовой продукции или услуг технического характера по хозяйственным прямым связям.
•Оптовая торговля определенными средствами для производства, товарами. Осуществляется через склады, товарозаготовительные базы, магазинную сеть.
•Заемные, обменные операции, предпринимаемые в случае нехватки ресурсов, денежных средств, инвестиций.
•Переработка отходов производства или использование вторичных ресурсов.
•Лизинг - один из главных инструментов в мире финансов, посредством которого можно осуществить долгосрочное капиталовложение в модернизацию и переоснащение производства. Создает устойчивую материально-технологическую базу, способствует повышению конкурентоспособности, лучшему качеству выпускаемых товаров.
•Покупка сырья и ресурсов через специальные товарные биржи. Организация импортных закупок по соответствующим соглашениям о сотрудничестве с зарубежными фирмами.
•Развитие подсобных хозяйств (пример: изготовление тары, добыча какого-либо сырья). Осуществление дальнейшего централизованного распределения ресурсов.
Формы процессов материально-технического обеспечения можно разделить на две категории.
1. Транзитная (прямая). Продукцию поставляют потребителю от предприятия-изготовителя. От поставщиков закупленные товары распределяются по розничным точкам. Соответственно, здесь нет посредников, а отношения "покупатель-продавец" - это прямая хозяйственная связь .
Положительный момент: значительное ускорение процесса поставки, крепкие хозяйственные связи, отсутствие посреднических, промежуточных операций. Все это выливается в несомненный плюс: значительное уменьшение транзитных издержек. Такая форма организации МТО целесообразна при постоянном сотрудничестве, при большом объеме реализуемых ресурсов.
2. Складская. Поставка продукции осуществляется с помощью распределительных, промежуточных складских терминалов и комплексов. Удобна для тех случаев, когда материалы и сырье потребляются в малых количествах. Первоначально ресурсы тут закупаются по оптовым ценам, затем их отправляют на склады, а оттуда - конечному потребителю. Производственные запасы начинают снижаться, а оборачиваемость средств возрастает.
Предприятие получает возможность завозить ресурсы в удобное время, в количестве, необходимом "сейчас". Это дает посредникам возможность заранее подготовить груз к транспортировке, чтобы доставить его по первому запросу организации-потребителя. Но за такое удобство расходы несут сами покупатели - вводятся так называемые складские наценки. При всех плюсах такая форма организации МТО все же увеличивает общие издержки производства.
Управление материально-техническим обеспечением - это организация двух процессов: закупки и управление снабжением. Разберем это подробнее.
Организация закупок:
•Управление закупками определенных работ.
•Организация закупки необходимого сырья, оборудования. Это управление закупками материалов, закупками оборудования и закупками услуг.
•Управление закупками консультационной помощи.
Теперь второй процесс. Управление снабжением - это следующие векторы деятельности:
•Управление запасами.
•Управление поставками собственной продукции.
•Управление распределением ресурсов внутри самой же организации.
Формы организации управления
Управление материально-техническим обеспечением розничной торговли - выбор одной из трех предполагаемых форм доставки ресурсов:
•Децентрализованная. Цеха, отделения предприятия сами вывозят необходимое им сырье с производственных складов. Используется служебный транспорт. Такая форма более подходит для тех предприятий, которые осуществляют индивидуальное или мелкосерийное производство.
•Централизованная. Наоборот, подходит для предприятий, которые уже нацелены на массовое производство. Склады по предварительно составленному графику передают цехам определенное количество требуемых материальных ресурсов. Такая организация предоставляет возможность заранее подготовиться доставке, более целесообразно использовать транспорт, вспомогательные рабочие отделы, которые непосредственно заняты развозом требуемого сырья по цехам. Централизованная доставка ресурсов, кроме того, значительно упрощает систему учета и контроля за прохождением сырья, оборудования, материалов от главного склада до конкретного рабочего места .
•Смешанная. При такой форме наблюдается совместное использование и централизованной, и децентрализованной формы. Соответственно, какие-то ресурсы определенным цехам поставляются по установленному графику. В то же время сырье другого качества подразделения организации вывозят из складов сами, задействуя служебный транспорт.
Для предприятия характерна систематизация служб, отделов материального обеспечения. Выделяется три основные структуры управления:
•Функциональная. Каждое подразделение выполняет свою строго определенную функцию. Такое разделение характерно для предприятий, занятых в мелкосерийном или единичном производстве, имеющих небольшую номенклатуру и малые объемы материалов.
•Согласно товарному принципу. Тут отдельные подразделения МТО проделывают весь комплекс работ по снабжению сырьем. Такое управление более всего характерно для массовых, крупносерийных производств, которые отличает широкая номенклатура, масштабные запасы сырья.
•Комбинированная. Часть специалистов отдела занята вопросами внешнего ресурсообеспечения. Другие же сотрудники занимаются внутрипроизводственным перемещением сырья, оборудования и других необходимых ресурсов.
Если программа материально-технического обеспечения розничной торговли выстроена неправильно, то это может привести к ряду негативных последствий масштаба всего предприятия. Например:
•Недовыпуск продукции. Ведет, тем самым, к снижению прибыли.
•Возрастание систематических расходов из-за простоев (следствие недостатка ресурсов для производства).
•Выпуск бракованной продукции.
•Снижение конкурентоспособности изделий.
•Потери из-за порчи сырья, невостребованного из-за чрезмерных запасов.
Планирование материально-технического обеспечения - это получение основания для принятия решения по поводу закупки сырья. Здесь выделяются следующие этапы планирования:
1.Исследование рынка. Это сбор, анализ, обработка и оценка данных о предложениях, их ассортименте, стоимости необходимых материалов и сырья. Анализ расходов по их доставке.
2.Расчет потребности предприятия в этих ресурсах на основании баланса МТО. Учитываются как внешние, так и внутренние источники обеспечения.
3.Составление планов закупок.
4.Анализ произведенной закупки.
Оперативной работой по материально-техническому обучению считается следующее:
•Получение, а также учет различных фондовых извещений на распределяемую продукцию (более характерно для централизованных предприятий).
•Посредством МТО организация заказывает получение сырья от поставщиков, заключает с ними соглашения о сотрудничестве, осуществляет контроль за их исполнением.
•Специфицирование производственных фондов. Иными словами, определение потребности предприятия в каком-либо сырье, материалах по специальной номенклатуре-ценнику. Там все ресурсы распределены по типам, размерам, профилям и иным характеристикам.
•Количественный и качественный прием необходимого сырья.
•Процесс организации снабжения цехов, производственных подразделений .
•Управление доставкой материалов и оборудования в цеха.
Материально-техническое обеспечение - это как снабжение организации необходимым сырьем и оборудованием, так и планирование внутренних перемещений ресурсов по цехам. От его грамотной организации, выбора нужной формы управления поставками во многом зависит успех всего предприятия.
Глава 2. Совершенствование материально-технической базы на примере коммерческой организации ЗАО «Тандер»
Для осуществления процесса производства продукции, реализации и оказания услуг по потреблению предприятиям требуются орудия труда и предметы труда или средства производства. Средства производства могут быть созданы трудом человека и природой.
2.1 Краткая характеристика магазина "Магнит"
Поучительна и интересна история создания АО «Тандер» крупнейшего из продовольственных ритейлеров «Магнит». Это один из самых посещаемых и процветающих магазинов в России, который обошел по популярности такие сети, как «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель».
Широко известная в РФ фирма является владением Сергея Галицкого, основателя и ныне председателя данной сети супермаркетов. Именно с этого человека и началась история «Магнита».
Образовавшаяся в 1995 году компания «Тандер», которую возглавил Сергей Галицкий получилась путем разделения фирмы «Трансазия», созданной бывшими одноклассниками. Последняя компания занималась поставками химической продукции и косметических средств от всемирно известных брендов Johnson & Johnson и Avon.
В 1998 году открылся первый продуктовый магазин, после этого последовало открытие других точек торговли в маленьких городах, это гарантировало отсутствие конкуренции с большими супермаркетами. Площадь магазинов достигала 400 квадратов, но со временем, объединившись с другими торговыми предприятиями, переросла в торговую сеть. Сергей Галицкий называл свои торговые точки магазинами с низкими ценами «возле дома».
10 лет развития в истории «Магнита» не прошли даром. Поэтому сегодня торговая сеть с оборотом в 1,5 миллиарда обошла самого большого своего конкурента «Пятерочку». Владелец же компании с состоянием в 460 миллионов возглавил список самых богатых и влиятельных людей в мире по рейтингу Forbes.
Число магазинов к концу 2006 года достигло 1900, а в 2010-м их насчитывалось уже больше 4 тысяч. Первый в истории гипермаркет «Магнит» был открыт в 2007-м, но на сегодняшний день их уже 50 по всей России, где трудятся около 100 000 сотрудников.
Если рассматривать отдельные показатели работы сети, то нужно отметить, что за два десятка лет истории «Магнита» компания «Тандер» превратилась в лидера среди продуктовых ритейлов на территории РФ. На сегодняшний день она имеет 10 700 маркетов, 237 гипермаркетов, 189 семейных магазинов и 3100 косметических магазинов в более чем 2500 городах РФ.
Бесперебойная работа транспортировки товаров объединяет 35 центров распределения и отправки товаров покупателям.
Дистрибьюторская сеть работает качественно, учитывая специфику товаров, сроки хранения и реализацию. Поставки осуществляются в срок, поскольку компания имеет собственный автопарк с 6000 единиц необходимой для развозки товаров техники. Кроме того, до сих пор количество рабочих мест только увеличивается. Поэтому право «Магнита» называть себя крупнейшим работодателем России вполне оправдано. Также компания считается «Наиболее привлекательным работодателем», если рассматривать проведенные исследования независимого портала Superjob.
Однако бесконечный рост невозможен, поэтому спад в показателях темпа роста «Магнит» вполне предсказуем. Например, в 2011 году он составил 42,13 %, а в 2016-м уже 13,07 %. В настоящий момент акции компании продаются на бирже ММВБ по цене 9280 рублей за штуку. При этом специалисты прогнозируют, что новый спад, который будет самым большим в истории сети «Магнит», ожидается уже в следующем году.
Подведенные итоги биржи в Лондоне показали, что в конце 2012-го стоимость компании перевалила за 21 миллиард в долларовом эквиваленте. За 15 лет истории сети магазинов «Магнит» она обогнала всех конкурентов и возглавила список лучших ритейлов России.