Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Структурные компоненты воспитательной работы с детьми и молодежью в аспекте профилактики деструктивного поведения
Воспитательная работа в аспекте профилактики деструктивного поведения детей и молодежи должна содержать следующие компоненты:
-
ценностно-ориентационный компонент (формирование социально одобряемых мотивов, конструктивной социальной направленности, установок – «противовесов» деструктивного поведения, неприятия девиантного образа жизни, формирование личностной и социальной ответственности, нормативно-правового сознания); -
познавательный компонент (корректное и безопасное информирование о деструктивном поведении; формирование критического мышления и ассертивности как ресурса сопротивления вовлечению в деструктивное поведение); -
эмоционально-волевой компонент (обучение способам саморегуляции в трудных жизненных ситуациях, волевого самоконтроля и т. д.); -
поведенческий компонент (приобретение и закрепление опыта социально значимой деятельности; помощь в выборе конструктивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями; создание ситуаций социального успеха; содержательная организация досуга и т. п.); -
рефлексивный компонент (регулярное осмысление, оценивание своего развития, поведения с позиций нравственных ценностей и последующее проектирование самовоспитания).
Реализация данных компонентов требует выполнения организаторами профилактики следующих функций: аксиологической (функция ценностно-смыслового ориентирования профилактических программ); аналитической;
проектировочной; диагностической; консультативной; развивающе-формирующей; коррекционной; оценочно-рефлексивной.
Схема 2.6. Структурные компоненты воспитательной работы с детьми и молодежью
-
Рекомендуемые блоки и модули системы профилактики деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательной организации
Анализ девиантологических исследований и практических разработок (в сфере предупреждения деструктивного поведения детей и молодежи) показал, что система профилактической работы в образовательной организации требует в своем составе некоторых обязательных блоков и модулей.
Основные блоки работы по профилактике деструктивного поведения обычно реализуются поэтапно, часто отражены в программных документах, характеризующих профилактическую работу в образовательной организации:
-
целевой блок (определение основных целей, ориентиров, показателей эффективности, критериев оценки профилактической работы); -
организационный блок (согласование стратегий с научными данными о деструктивном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики в образовательной организации, налаживание взаимодействия с заинтересованными ведомствами и специалистами; проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов, подготовка педагогов и т. д.); -
«технологический»блок (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности деструктивного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно вышеназванным направлениям); -
оценочно-рефлексивныйблок (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий).
Кроме функциональных блоков в систему профилактики включают «содержательные модули», представляющие собой информационное наполнение остальных структурных элементов и предполагающие ознакомление субъектов профилактики с какой-то конкретной информацией: модуль медицинской информации (например, для детей – информация о влиянии деструктивного поведения на организм, для родителей и педагогов – информация о влиянии деструктивного поведения на организм, о соматической симптоматике деструктивного поведения, о методике разъяснения детям медицинской информации и т. п.); модуль социологической информации; модуль правовой информации; модуль социокультурной информации; модуль психологической информации; модуль педагогической информации.
Схема 2.7. Рекомендуемые блоки системы профилактики деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательной организации
Целевой блок (определение основных целей, ориентиров, показателей эффективности, критериев оценки профилактической работы)
Организационный блок (согласование стратегий с научными данными о деструктивном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики в образовательной организации, налаживание взаимодействия с заинтересованными ведомствами и специалистами; проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов, подготовка педагогов)
«Технологический» блок (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности деструктивного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно вышеназванным направлениям)
Оценочно-рефлексивный блок (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий)
-
Эффективные технологии профилактики деструктивного поведения детей и молодежи
Многочисленные девиантологические исследования и передовой опыт профилактики деструктивного поведения детей и молодежи определили наиболее эффективные и широко известные превентивные технологии:
-
технологии организации социальной среды (формирование негативного общественного мнения по отношению к деструктивным поведенческим проявлениям; социальная реклама здорового образа жизни и сознательного отказа от деструктивного поведения; работа с молодежными субкультурами); -
информационная технология (корректное, безопасное и доступное информирование о деструктивном поведении с жизнеутверждающих позиций, без «запугивания» и разжиганияинтереса); -
технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик (формирование резистентности к негативному влиянию, ассертивности, жизненных навыков и т. п.); -
технология организации деятельности, альтернативной деструктивному поведению (раннее воспитание позитивных интересов, вовлечение ребенка в различные социально одобряемые формы активности: физическую культуру и спорт, искусство, науку); -
технология воспитания здорового образа жизни; -
технологии активации личностных ресурсов (формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, тренинги конструктивного разрешения конфликтов и др.).