Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Структурные компоненты воспитательной работы с детьми и молодежью в аспекте профилактики деструктивного поведения

Воспитательная работа в аспекте профилактики деструктивного поведения детей и молодежи должна содержать следующие компоненты:

  • ценностно-ориентационный компонент (формирование социально одобряемых мотивов, конструктивной социальной направленности, установок «противовесов» деструктивного поведения, неприятия девиантного образа жизни, формирование личностной и социальной ответственности, нормативно-правового сознания);

  • познавательный компонент (корректное и безопасное информирование о деструктивном поведении; формирование критического мышления и ассертивности как ресурса сопротивления вовлечению в деструктивное поведение);

  • эмоционально-волевой компонент (обучение способам саморегуляции в трудных жизненных ситуациях, волевого самоконтроля и т. д.);

  • поведенческий компонент (приобретение и закрепление опыта социально значимой деятельности; помощь в выборе конструктивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями; создание ситуаций социального успеха; содержательная организация досуга и т. п.);

  • рефлексивный компонент (регулярное осмысление, оценивание своего развития, поведения с позиций нравственных ценностей и последующее проектирование самовоспитания).

Реализация данных компонентов требует выполнения организаторами профилактики следующих функций: аксиологической (функция ценностно-смыслового ориентирования профилактических программ); аналитической;
проектировочной; диагностической; консультативной; развивающе-формирующей; коррекционной; оценочно-рефлексивной.





Схема 2.6. Структурные компоненты воспитательной работы с детьми и молодежью









    1. Рекомендуемые блоки и модули системы профилактики деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательной организации

Анализ девиантологических исследований и практических разработок сфере предупреждения деструктивного поведения детей и молодежи) показал, что система профилактической работы в образовательной организации требует в своем составе некоторых обязательных блоков и модулей.

Основные блоки работы по профилактике деструктивного поведения обычно реализуются поэтапно, часто отражены в программных документах, характеризующих профилактическую работу в образовательной организации:

  • целевой блок (определение основных целей, ориентиров, показателей эффективности, критериев оценки профилактической работы);

  • организационный блок (согласование стратегий с научными данными о деструктивном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики в образовательной организации, налаживание взаимодействия с заинтересованными ведомствами и специалистами; проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов, подготовка педагогов и т. д.);

  • «технологический»блок (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности деструктивного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно вышеназванным направлениям);

  • оценочно-рефлексивныйблок (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий).


Кроме функциональных блоков в систему профилактики включают «содержательные модули», представляющие собой информационное наполнение остальных структурных элементов и предполагающие ознакомление субъектов профилактики с какой-то конкретной информацией: модуль медицинской информации (например, для детей информация о влиянии деструктивного поведения на организм, для родителей и педагогов – информация о влиянии деструктивного поведения на организм, о соматической симптоматике деструктивного поведения, о методике разъяснения детям медицинской информации и т. п.); модуль социологической информации; модуль правовой информации; модуль социокультурной информации; модуль психологической информации; модуль педагогической информации.





Схема 2.7. Рекомендуемые блоки системы профилактики деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательной организации


Целевой блок (определение основных целей, ориентиров, показателей эффективности, критериев оценки профилактической работы)
Организационный блок (согласование стратегий с научными данными о деструктивном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики в образовательной организации, налаживание взаимодействия с заинтересованными ведомствами и специалистами; проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов, подготовка педагогов)
«Технологический» блок (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности деструктивного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно вышеназванным направлениям)
Оценочно-рефлексивный блок (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий)

    1. Эффективные технологии профилактики деструктивного поведения детей и молодежи

Многочисленные девиантологические исследования и передовой опыт профилактики деструктивного поведения детей и молодежи определили наиболее эффективные и широко известные превентивные технологии:

  • технологии организации социальной среды (формирование негативного общественного мнения по отношению к деструктивным поведенческим проявлениям; социальная реклама здорового образа жизни и сознательного отказа от деструктивного поведения; работа с молодежными субкультурами);

  • информационная технология (корректное, безопасное и доступное информирование о деструктивном поведении с жизнеутверждающих позиций, без «запугивания» и разжиганияинтереса);

  • технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик (формирование резистентности к негативному влиянию, ассертивности, жизненных навыков и т. п.);

  • технология организации деятельности, альтернативной деструктивному поведению (раннее воспитание позитивных интересов, вовлечение ребенка в различные социально одобряемые формы активности: физическую культуру и спорт, искусство, науку);

  • технология воспитания здорового образа жизни;

  • технологии активации личностных ресурсов (формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, тренинги конструктивного разрешения конфликтов и др.).