Файл: Программа ориентирована на детей От 10 до 15 лет. Срок реализации 1 год Автор составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Приобретают навыки наблюдений в природе и творческого видения, а также корректного обсуждения выполненных работ. Учатся передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому.

Программа реализуется в течение одного учебного года (9 месяцев, 36 недель). По учебному плану на этот период предусмотрено 144 часа занятий на каждую группу (рекомендовано СанПин).

Режим занятий. Общее количество часов в год для каждой группы – 144; количество часов в неделючетыре, количество занятий в неделюдва. Каждая группа занимается два раза в неделю, продолжительность занятия – два часа (рекомендовано СанПин).

В группу могут быть зачислены дети, уже имеющие опыт изобразительной деятельности и дети без подготовки.

Планируемые результаты реализации программы.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

По завершению года обучения учащиеся должны знать и уметь:


  • Узнавать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

  • Различать особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.

  • Понимать закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.

  • Использовать различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

  • Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

  • Понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.


По итогам освоения программы учащимися освоены специализированные знания, умения и навыки в объеме, позволяющим создать общую и целостную картину изучаемого предмета.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.


В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

  1. Входной контроль (в начале освоения программы);

  2. Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).

  3. Промежуточный контроль (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие).

  4. Итоговый контроль (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год).

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:

  1. Опрос.

  2. Наблюдение.

  3. Открытое занятие.

  4. Творческий отчет.

  5. Участие в конкурсах.

  6. Участие в олимпиадах.

  7. Участие в выставках

  8. Участие в оформлении мероприятий.

Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются выставки, конкурсы, олимпиады.
Принципы педагогического процесса:

-   принцип единства художественного самовыражения и технических приемов;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;



-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

 Программаопределяет два направления обучения детей: обучение детей основам изобразительной грамоты и приобщение к знаниям о мировой художественной культуре. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области истории искусства и изобразительной грамоты, которые сопровождают все практические занятия.

             По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусств, музыки, литературы, дизайна.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:

  • проведение занятий (с использованием классических и интерактивных приемов);

  • проведение мастер-классов;

  • организация выставок, оформление праздников;

  • участие в детских творческих конкурсах и проектах, организация различных конкурсов;

  • выход на родительские собрания;

  • связь с представителями культурных центров.


Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий кружка: учебные занятия, беседы, игры, уроки-экскурсии.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

В качестве главных методов программы избраны методы: творчества, системного подхода, импровизации.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ: раскрепощает и будит фантазию, дает отличную возможность самовыражения.

В программе используется комплекс различных технологий, которые направлены на работу с обучающимися 10 – 15 лет. Применяемые технологии:

 технология личностно-ориентированного обучения;

 игровые технологии;

 информационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

Теоретический блок

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Графика. Рисунок. Графические материалы и средства выразительности графики. Линия и ее изобразительные возможности в рисунке. Декоративный линейный рисунок. Красота листьев растений и деревьев. Особенность изображения листьев. Приемы передачи освещенности. Фактура предметов. Особенности передачи фактуры с помощью линий. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Колорит. Цветовая гармония. Знакомство с творчеством современных художников. Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла.

Изображение растительного мира. Изображение животного мира. Жанр пейзажа и анималистический жанр. Знакомство с творчеством художников пейзажистов и анималистов. Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусств. Искусство набросков животных. Красота в обычном. Выразительные свойства линий и пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Монотипия, пятнография.

Основы дизайна. Дизайн как вид конструктивного искусства. История возникновения дизайна. Знание основных законов композиции в дизайне, выбор главного композиционного центра. Основы организации пространства. Дизайн – проект интерьера «Комната моей мечты». Философия праздника. Организация праздничного пространства. Знакомство с историей костюма, стилями в одежде, художниками дизайнерами. Разработка и реализация исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма».

Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, мифологический.
Выдающиеся художники бытового жанра. Бытовой жанр в произведениях русских художников и поэтов. Значительность исторического жанра в истории сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события.

Жанровые разновидности исторической картины. Художники европейского и русского искусства исторического жанра. Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени.

Практический блок
- обучение умению правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

- формирование умений применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- обучение возможности передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

- формирование умений передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- развитие наблюдательности в природе и передачи в сюжетных работах влияния воздушной перспективы и движения;

- обучение поиску наилучшего композиционного решения в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- участие в конкурсах различных уровней;

- участие в олимпиадах;

- участие в оформлении мероприятий гимназии, выставках;

- стимулирование приобретения навыков творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.

Материально-техническое:

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в классе.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.