Файл: Программа ориентирована на детей От 10 до 15 лет. Срок реализации 1 год Автор составитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями.
Информационное:
-
компьютер, -
проектор и экран.
Методическое обеспечение программы:
-
методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; -
развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения; -
видео материалы.
Кадровое:
Общие требования к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество»:
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения;
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий;
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
Педагог дополнительного образования разрабатывает:
- календарный учебный график;
- план работы коллектива в каникулярное время;
- сценарии игровых программ и праздников.
Руководитель коллектива подбирает материал и составляет планы для проведения бесед, разрабатывает и оформляет правила техники безопасности, правила поведения.
Тематический план
1 год обучения (144 часа)
| Название тем | Общее кол-во часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка | 28 | 8 | 20 | Практическая работа |
| Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 32 | 12 | 20 | Практическая работа |
| Изображение растительного мира. Изображение животного мира. | 20 | 6 | 14 | Практическая работа |
| Основы дизайна. | 18 | 6 | 12 | Практическая работа |
| Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, мифологический. | 22 | 8 | 14 | Практическая работа |
| Оформительские, творческие и выставочные работы | 20 | 2 | 18 | Практическая работа |
7. | Итоговое занятие | 4 | | 4 | Выставка |
| Итого: | 144 | 42 | 102 | |
Содержание программы
-
год обучения (144 часа)
-
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. (28 часов)
Теория: Знакомство с учащимися. Правила безопасности на занятиях. Графические материалы и средства выразительности графики. Линия и ее изобразительные возможности в рисунке. Декоративный линейный рисунок. Красота листьев растений и деревьев. Особенность изображения листьев. Приемы передачи освещенности. Фактура предметов. Особенности передачи фактуры с помощью линий. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Практика: Выполнение упражнений различными графическими материалами. Выполнение зарисовки по памяти и представлению веток растений. Упражнения «Изображать можно в объеме». Упражнения «Фактурная штриховка»
-
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. (32 часа)
Теория: Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Колорит. Цветовая гармония. Знакомство с творчеством современных художников. Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Знакомство с творчеством малых голландцев, импрессионистов, постимпрессионистов, современных художников.
Практика: Колористические упражнения «Холодные – теплые», упражнения на контраст – нюанс, выполнение пейзажа в технике импрессионизма, выполнение натюрморта в технике постимпрессионизма «Плоды осени», выполнение абстрактной композиции.
-
Изображение растительного мира. Изображение животного мира. (20 часов)
Теория: Жанр пейзажа и анималистический жанр. Знакомство с творчеством художников пейзажистов и анималистов. Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусств. Великие русские художники пейзажисты. Искусство набросков животных. Красота в обычном. Выразительные свойства линий и пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Монотипия, пятнография.
Практика: зарисовки различных положений линии горизонта, композиционные наброски перспективы реки или дороги, работа над пейзажами в графике и живописи, зарисовки перспективы в городском пейзаже, работа над городским пейзажем «Вид из окна». Работа в технике монотипии, пятнографии. Наброски животных, выставка «Домашние питомцы».
-
Основы дизайна (18 часов)
Теория: Дизайн как вид конструктивного искусства. История возникновения дизайна. Знание основных законов композиции в дизайне, выбор главного композиционного центра. Основы организации пространства. Философия праздника. Организация праздничного пространства. Знакомство с историей костюма, стилями в одежде, художниками дизайнерами.
Практика: Дизайн – проект интерьера «Комната моей мечты». Разработка и реализация исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма».
-
Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, мифологический. (22 часа)
Теория: Выдающиеся художники бытового жанра. Бытовой жанр в произведениях русских художников и поэтов. Значительность исторического жанра в истории сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события. Жанровые разновидности исторической картины. Художники европейского и русского искусства исторического жанра. Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени.
Практика: разработка и реализация тематических картин от идеи к воплощению: эскизы, сбор материала – зарисовки, композиционное решение, колористическое решение, поиски прототипов героев - зарисовки с натуры, выполнение композиции на выбранную тему.
-
Оформительские, творческие и выставочные работы (20 часов)
Теория: Участие в конкурсах, в оформлении мероприятий гимназии – обсуждение идей. Участие в олимпиадах – консультации.
Практика: подготовка конкурсных работ, оформление различных мероприятий, выставок, театральных постановок.
-
Итоговое занятие (4 часа)
Теория: Анализ работы. Подведение итогов учебного года.
Практика: отчетная выставка.
.
Список литературы
для педагога:
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
для учащихся:
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.