Файл: Программа ориентирована на детей От 10 до 15 лет. Срок реализации 1 год Автор составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями.

Информационное:

  • компьютер,

  • проектор и экран.

Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  • развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения;

  • видео материалы.

Кадровое:

Общие требования к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество»:

Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения;

Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий;

От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
Педагог дополнительного образования разрабатывает:

- календарный учебный график;

- план работы коллектива в каникулярное время;

- сценарии игровых программ и праздников.

Руководитель коллектива подбирает материал и составляет планы для проведения бесед, разрабатывает и оформляет правила техники безопасности, правила поведения.


Тематический план

1 год обучения (144 часа)




Название тем

Общее кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика



Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

28

8

20

Практическая работа



Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

32

12

20

Практическая работа



Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

20

6

14

Практическая работа



Основы дизайна.

18

6

12

Практическая работа



Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, мифологический.

22

8

14

Практическая работа



Оформительские, творческие и выставочные работы

20

2

18

Практическая работа

7.

Итоговое занятие

4




4

Выставка

 

Итого:

144

42

102





Содержание программы

  1. год обучения (144 часа)




  1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. (28 часов)

Теория: Знакомство с учащимися. Правила безопасности на занятиях. Графические материалы и средства выразительности графики. Линия и ее изобразительные возможности в рисунке. Декоративный линейный рисунок. Красота листьев растений и деревьев. Особенность изображения листьев. Приемы передачи освещенности. Фактура предметов. Особенности передачи фактуры с помощью линий. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.

Практика: Выполнение упражнений различными графическими материалами. Выполнение зарисовки по памяти и представлению веток растений. Упражнения «Изображать можно в объеме». Упражнения «Фактурная штриховка»

  1. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. (32 часа)

Теория: Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Колорит. Цветовая гармония. Знакомство с творчеством современных художников. Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Знакомство с творчеством малых голландцев, импрессионистов, постимпрессионистов, современных художников.

Практика: Колористические упражнения «Холодные – теплые», упражнения на контраст – нюанс, выполнение пейзажа в технике импрессионизма, выполнение натюрморта в технике постимпрессионизма «Плоды осени», выполнение абстрактной композиции.



  1. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. (20 часов)

Теория: Жанр пейзажа и анималистический жанр. Знакомство с творчеством художников пейзажистов и анималистов. Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусств. Великие русские художники пейзажисты. Искусство набросков животных. Красота в обычном. Выразительные свойства линий и пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Монотипия, пятнография.

Практика: зарисовки различных положений линии горизонта, композиционные наброски перспективы реки или дороги, работа над пейзажами в графике и живописи, зарисовки перспективы в городском пейзаже, работа над городским пейзажем «Вид из окна». Работа в технике монотипии, пятнографии. Наброски животных, выставка «Домашние питомцы».




  1. Основы дизайна (18 часов)

Теория: Дизайн как вид конструктивного искусства. История возникновения дизайна. Знание основных законов композиции в дизайне, выбор главного композиционного центра. Основы организации пространства. Философия праздника. Организация праздничного пространства. Знакомство с историей костюма, стилями в одежде, художниками дизайнерами.

Практика: Дизайн – проект интерьера «Комната моей мечты». Разработка и реализация исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма».



  1. Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, мифологический. (22 часа)

Теория: Выдающиеся художники бытового жанра. Бытовой жанр в произведениях русских художников и поэтов. Значительность исторического жанра в истории сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события. Жанровые разновидности исторической картины. Художники европейского и русского искусства исторического жанра. Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени.
Практика: разработка и реализация тематических картин от идеи к воплощению: эскизы, сбор материала – зарисовки, композиционное решение, колористическое решение, поиски прототипов героев - зарисовки с натуры, выполнение композиции на выбранную тему.


  1. Оформительские, творческие и выставочные работы (20 часов)

Теория: Участие в конкурсах, в оформлении мероприятий гимназии – обсуждение идей. Участие в олимпиадах – консультации.

Практика: подготовка конкурсных работ, оформление различных мероприятий, выставок, театральных постановок.


  1. Итоговое занятие (4 часа)

Теория: Анализ работы. Подведение итогов учебного года.

Практика: отчетная выставка.

.

Список литературы

для педагога:
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.


Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
для учащихся:
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.