Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Контроль как ключевая функция управления организацией управление задача контроль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива.

Особенности современного развития предприятий РФ характеризуются тем, что динамично меняющаяся окружающая среда становится постоянным источником новых возможностей и опасностей, в связи с чем менеджеры принимают управленческие решения в условиях высокой степени неопределенности, а также ограниченности свободы действий, следствием чего становится снижение эффективности управленческой деятельности.

Для успешного функционирования и прогрессивного развития отечественных предприятий особую важность приобретает внедрение в практику управления современных методов управления.

Объектом исследования - общественные отношения, связанные с функционированием системы управления в организации.

Предмет исследования – формы, методы, принципы системы эффективного контроля в процессе управления.

Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию контроля в системе управления организацией.

Задачи исследования:

  • Исследовать теоретико-методологические основы управления организацией;
  • Выполнить анализ современного состояния системы управления организацией;
  • Выявить проблемы управления организацией на примере ИП Арсланов;
  • Разработать предложения по совершенствованию системы управления ИП Арсланов.

Глава 1. Теоретико-методологические основы организации контроля в процессе управления

1.1 Понятие системы и процесса управления организацией

Система управления организацией призвана создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям. [3, с. 124]


Важнейшей задачей управления организацией является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи управления организацией входит:

  1. Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  2. Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  3. Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
  4. Постоянный поиск и освоение новых рынков.

Выполнение задач управления организацией по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Как пишет Д.К. Лафта, управление - это функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности.

По мнению Н.Ю. Кругловой – управление – это создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели.

Как отмечает Н.К. Моисеева, управление - процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

Обобщенная структура системы управления показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Обобщенная структура системы управления


На рисунке 1 используются следующие обозначения:

  • УС – управляющая система;
  • СУ – субъект управления (говорят также «управляющий орган»);
  • ИМ – исполнительный механизм (исполняющий орган);
  • ОУ – объект управления (управляемая система);
  • U – прямая управляющая связь для передачи управляющих воздействий;
  • Iос – обратная информационная связь.

Показанная на рисунке 1 система является системой замкнутого управления, где УС вырабатывает свои управляющие воздействия U с учетом информации от самого объекта Iос и информации о той среде, в которой он находится. В общем виде Iос представляет собой сведения о состоянии ОУ и о том, как он реагирует на управляющие воздействия. Субъект управления принимает решения о выборе того или иного управляющего воздействия на основе комплекса сведений: об окружающей среде, об имеющихся ресурсах, о существующих ограничениях (нормативных, технологических, законодательных, морально-этических и т.д.), информации Iос, цели управления и, возможно, своих собственных предпочтений.

Цель управления организацией состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг. [6, с. 340]

Значительный вклад в развитие теории управления организацией внес А. Файоль, которому принадлежит высказывание о том, что управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления. Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также – важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

  1. Разделение труда. Этот принцип предполагает усиление специализации, что неизбежно приводит к повышению квалификации исполнителей, а, следовательно, и к росту объемов производства и качества продукции. Это становится возможным за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия работников.
  2. Власть и ответственность. Право отдавать приказы и распоряжения, предоставлять полномочия, одновременно принимая на себя в соответствии с правом ответственность.
  3. Дисциплина. Повиновение и уважение к соглашениям, достигнутым между предприятием и наемными работниками. Хорошая дисциплина без справедливых санкций невозможна.
  4. Единоначалие. Исполнитель, чтобы не допускать конфликтов при распоряжениях, должен подчиняться только одному начальнику.
  5. Единство направления действий. Люди, занятые в одних сферах деятельности, должны подчиняться одним целям и действовать по одним планам.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Менеджер должен обеспечить подчинение интересов работников интересам предприятия. Превалирование целей, подчиненных над целями предприятия недопустимо.
  7. Вознаграждение персонала. Справедливая оплата за работу, представляющая важный стимул к труду. Хотя А. Файоль считал, что совершенной системы стимулирования нет12.
  8. Централизация и децентрализация. Обеспечение приемлемой пропорции между централизацией и децентрализацией, которая может меняться в зависимости от тех или иных условий. Это определение меры, которая может обеспечить наилучшие результаты.
  9. Скалярная цепь. Это иерархическая зависимость и подчиненность руководителей предприятия различных уровней (сверху вниз). Здесь тоже должна соблюдаться необходимая приемлемость между количеством уровней управления и числом подчиненных одному руководителю.
  10. Порядок. Имеется в виду соблюдение как материального, так и социального порядка. Первый из них сводит к минимуму потери рабочего времени и обеспечивает рациональное расходование материалов. Второй, эффективную организацию труда.
  11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия в обращении с сотрудниками.
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Успешный бизнес возможен только при наличии стабильных управленческих кадров. Посредственный, но постоянно работающий руководитель предпочтительнее талантливого менеджера, который не дорожит своим рабочим местом.
  13. Инициатива. Предоставление возможности персоналу проявлять активность, что, безусловно, является источником силы предприятия.
  14. Корпоративный дух. Гармоничные отношения персонала предприятия. Менеджер должен воспитывать у своих подчиненных высокий дух нравственности.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. И считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения. [4, с. 103]

В России между понятиями корпоративного управления и корпоративного менеджмента ставится знак равенства. Сходства, конечно же, имеются и проявляются в следующем. Во-первых, и корпоративное управление, и корпоративный менеджмент – это система экономических отношений. Во-вторых, налицо общий объект исследования – корпорация. В-третьих, конечная цель тоже одинаковая – эффективное и качественное управление компанией.

Различия между данными понятиями носят концептуальный характер, а именно:

  • Субъектами корпоративного управления выступают акционеры, члены Совета директоров, топ-менеджеры, стейкхолдеры; субъектами же корпоративного менеджмента являются топ-менеджеры, менеджеры среднего звена, наемные работники;
  • Корпоративное управление ориентировано, прежде всего, на внешнюю среду компании; корпоративный же менеджмент нацелен на внутреннюю среду организации;
  • Корпоративное управление использует в качестве основного средства достижения поставленных целей долгосрочную корпоративную стратегию; корпоративный же менеджмент в качестве главного средства задействует краткосрочную корпоративную стратегию;
  • Различия наблюдаются также в доминирующих механизмах реализации, способах финансирования, показателях оценки результативности и других, менее существенных характеристиках.

В целом делаем вывод, что управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.


1.2 Контроль как ключевая функция управления организацией управление задача контроль

Для обеспечения эффективного и рационального управления в организации процесс укладывается в контур управления. Контур управления представляет собой замкнутую совокупность элементов системы управления (субъекта и объекта управления, прямой и обратной связи). Его главное предназначение – обеспечение целостности системы менеджмента и управляемости организации.

Важнейшим компонентом контура управления организацией является контроль. Он практически "замыкает" контур управления. Эффективное управление современными организациями невозможно без четкой системы контроля, без которого управление как таковое практически прекращается. Именно это определяет необходимость контроля как одной из общих функций менеджмента.

Контроль как функция менеджмента – это процесс наблюдения, проверки и регулирования функционирования организации на основе сопоставления целей, задач и результатов.

Контроль в управлении организацией можно рассматривать в трех различных аспектах. [5, с. 203]

Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента.

Во-вторых, как завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей.

В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений.

Необходимость контроля обусловлена следующими причинами:

1. Неопределённость, сложность и динамичность среды. Контроль уменьшает неопределенность, характерную для изменчивой внешней среды организации. Планы и организационные структуры – это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать реализации целей организации.

Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое.

Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на изменения среды, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них возможных перемен, каким и является контроль.

2. Контроль предупреждает о возникновении кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности. В настоящее время в отечественной экономике, распространенной является ситуация, при которой организация не гибнет, а существует, но постоянно переходит из одного кризиса в другой. При этом большинство достаточно опытных менеджеров считает, что в их бизнесе такое состояние неизбежно.