Файл: Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТЗЫВ
на автореферат диссертации
Котляровой Татьяны Сергеевны на тему «Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников», представленную на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Тема диссертационного исследования, избранная Т.С. Котляровой, актуальна в силу следующих обстоятельств. В настоящий период одна из самых важных задач современного начального общего образования - формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Школа, в соответствии ФГОС НОО, призвана научить детей освоить эффективные средства управления учебной деятельностью.
Результаты проведенных ранее исследований говорят о том, что учителя начальных классов не уделяют внимания обучению школьников способам управления учебной деятельностью, в результате учащиеся, владея теоретическими знаниями, затрудняются применить их в ситуации, выходящей за рамки стандартной учебной задачи.
В связи с этим проблема разработки технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий в начальной школе, которую можно реализовать в рамках любого образовательного учебно-методического комплекса, является актуальной.
В процессе исследования Котляровой Т. С., разработана логико- смысловая модель технологии педагогического управления формированием
УУД младших школьников, раскрывающая содержание и процесс взаимодействия педагога и школьников по формированию УУД как многомерный процесс, характеризующийся наличием отношений и связей и реализующийся на основе сценарного подхода.
В рамках полученных в ходе теоретических исследований выводов автор определила критерии и показатели результативности технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников.
Критерий эффективности представлен готовностью педагогов к осуществлению педагогического управления формированием УУД младших школьников (выделены недопустимый, критический, допустимый и оптимальный уровни готовности учителей в единстве мотивационного, содержательного и рефлексивного компонентов). Критерий действенности представлен динамикой сформированности личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД младших школьников в движении от репродуктивного к продуктивному и, далее, к творческому уровню.
На основе теоретического анализа литературы определены сущностные характеристики, особенности формирования универсальных учебных действий. Обосновано, что универсальные учебные действия

носят надпредметный и ценностный характер, являясь ценностной основой для формирования в будущем компетенций. Расширено представление об универсальных учебных действиях младших школьников как интегративной характеристики способности к саморазвитию, ключевой компетенции, обеспечивающей формирование «умения учиться» на ценностной основе.
Обоснованы сценарии реализации технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников на различных уровнях управления
(«управление-подчинение»,
«управление- соуправление» и «управление­ управление») с учетом различных учебных ситуаций (9 сценариев), применение которых предполагает проведение качественного и количественного анализа альтернативных вариантов формирования УУД школьников и выбор программ действий педагога, обеспечивающих положительную динамику формирования УУД и снижение рисков.
Исходя из сведений, представленных в автореферате, диссертация выходит за рамки минимальных требований квалификационного сочинения, ее можно рассматривать как самостоятельную научную работу, имеющую научно­ практическое значение. Таким образом, можно сделать общие выводы.
1.
Тема диссертационного исследования Татьяны Сергеевны на тему
«Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников», представленную на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, является актуальной.
2.
Положения, вынесенные диссертантом на защиту, полученные результаты и сформулированные им выводы достоверно отражают сущность логико­ смысловой модели технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников, раскрывающей содержание и процесс взаимодействия педагога и школьников по формированию УУД.
Научная аргументация выводов и рекомендаций представляется обоснованной. В комплексном виде эти результаты и выводы являются
новыми.
3.
Соискатель проделала работу, которая имеет большое значение для дальнейшего развития данной области научного знания.
4.
Структура и содержание диссертации соответствуют предъявляемым к ней требованиям, изложенным в Положении о порядке присуждения ученых степеней.
5.
Основные положения, выдвинутые автором на защиту и полученные им в ходе научно-исследовательской деятельности результаты, нашли достаточное освещение в опубликованных им работах, в том числе в рецензируемых журналах, включенных в список ВАК России.


Исходя из представленных в автореферате сведений, диссертация написана на высоком научном уровне, соответствует требованиям п.9
«Положение о присуждении ученых степеней» ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Российской
Федерации от 24 сентября 2013 г., № 842, а её автор Котлярова Татьяна
Сергеевна, заслуживает присуждения ей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
Дата: 23.05.2016
Бродовская Зинаида Владимировна кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой Педагогики и методики начального образования,
Новосибирского государственного педагогического университета
630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28
Тел: (+ 7) 383. 244-11-77, zina3010
@шail.ru Бродовская Зинаида Владимировна

ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Котляровой Татьяны Сергеевны по теме: «Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертационная работа Т. С. Котляровой посвящена проблеме разработки и научного обоснования технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников.
Исследование направлено на разрешение сложившихся противоречий в дидактике начального общего образования между сложившимся опытом формирования общеучебных умений и новыми акцентами личностно- деятельностного подхода в развитии умения учиться.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки эффективной технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий в начальной школе, которую можно реализовать в рамках любого образовательного учебно-методического комплекса.
Избранные Т.С. Котляровой методы исследования адекватны постав- ленным задачам. Логично представлены этапы исследования.
Анализ автореферата позволяет судить о том, что Т. С. Котляровой корректно определен научный аппарат исследования: четко выделены противоречия, очерчена проблема диссертационной работы; объект и предмет исследования определяют «поле» решения проблемы; гипотеза, содержит научно обоснованное предположение, отражающее замысел автора по решению поставленной проблемы. Поставленные в исследовании задачи соответствуют цели и гипотезе диссертационной работы.
Теоретико-методологические основы исследования дают представление о направлениях поиска нового знания в решении обозначенной проблемы. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования несут в себе новые элементы приращения знаний

в педагогической науке.
Заслуживает внимания авторское представление об универсальных учебных действиях (УУД)младших школьников как интегративной характеристике - способности к саморазвитию, ключевой компетенции, обеспечивающей формирование «умения учиться» на ценностной основе.
Разработанная диссертантом логико-смысловая модель технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников позволяет обосновать таковую как многомерный нелинейный процесс, характеризующийся наличием отношений и связей и реализующийся на основе сценарного подхода.
Полученные в исследовании результаты исследование имеют практическое значение: методическое описание разработанной технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников обеспечивает ее использование в практике обучения в начальной школе и повышение качества сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
Судя по тексту автореферата и публикациям автора (16, из них 3 в журналах из реестра ВАК) проведена широкая апробация полученных результатов. Структура автореферата логична, его содержание позволяет говорить, что диссертант реализовал поставленные цель и задачи исследования.
Положительно оценивая выполненное исследование, хотелось бы получить некоторые уточнения. В модели последовательно выделены репродуктивный, продуктивный и творческий уровень педагогического управления формированием универсальных учебных действий и этапы управления, соуправления и самоуправления. Однако следует пояснить, возможно ли осуществление соуправления на репродуктивном уровне, управления на творческом и т.п. или это все-таки линейный процесс?
Автореферат написан научным языком, оформлен в соответствии с требованиями. Анализ содержания автореферата позволяет сделать вывод о
том, что диссертация Котляровой Татьяны Сергеевны на тему
«Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников» по своей актуальности и новизне, содержанию, полноте и завершенности, достоверности и обоснованности полученных данных отвечает требованиям п.п.9-14 «положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного постановлением
Правительства РФ № 842 от 24.09.2013 г., а ее авто заслуживает присуждения искомой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 –
Общая педагогика, история педагогики и образования.
Заведующий кафедрой педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка, заместитель директора - руководитель Центра педагогического образования
Новокузнецкого института (филиала)
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор О.Ю. Елькина
28 мая 2016 года
Сведения об авторе отзыва:
ФИО
Елькина Ольга Юрьевна
Почтовый адрес
654041 г.Новокузнецк
Кемеровской области,
Ул.
Циолковского, д. 23
Служебный телефон
8 (3843) 77 – 02 – 83
Электронный адрес olgelkina@yandex.ru


Отзыв
на автореферат диссертации Котляровой Татьяны Сергеевны
«Педагогическое управление формированием универсальных
учебных действий младших школьников», представленную на соискание
учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01
«Общая педагогика, история педагогики и образования»
В современных условиях в связи с введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся весьма актуален. Недостаточная научно-теоретическая разработанность содержания этапов этого процесса обусловливает возникновение у педагогов профессиональных затруднений в процессе формирования универсальных учебных действий обучающихся. С этой позиции актуальность проблемы исследования, заключающейся в необходимости разработки технологии педагогического управления, обеспечивающей формирование УУД младших школьников, не вызывает сомнений.
Последовательное решение исследовательских задач привело соискателя к разработке и теоретическому обоснованию технологии педагогического управления формированием УУД учащихся начальной школы.
Следует отметить, что в диссертации точно сформулирован методологический аппарат исследования, проведён анализ исходных методологических положений; исходные теоретические позиции не противоречат сложившимся в науке представлениям о педагогическом управлении; разработана, теоретически обоснована и апробирована на практике технология педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников, представленная в виде логико- смысловой модели; разработаны обобщенные варианты реализации технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников; тщательно интерпретированы результаты исследования.
В качестве замечания отметим, что из текста автореферата не ясно, почему автор остановился на рефлексивном управлении. Возможно, это освещается в самой диссертации. Однако, высказанное замечание не влияет на общую положительную оценку работы.
Основные научно-практические выводы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня, отражены в семнадцати публикациях автора, три из которых в реферируемых
ВАК журналах.
Исходя из представленного в автореферате материала, можно сделать вывод о том, что автором проведено законченное исследование, содержащие решение актуальной проблемы, а основные положения, выносимые на защиту, отражают суть проведенного исследования, как в теоретических, так и прикладных аспектах.
Анализ автореферата позволяет сделать вывод о том, что диссертационное исследование
Котляровой
Татьяны
Сергеевны