Файл: Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Татьяне Сергеевне удалось охарактеризовать педагогическое управление формированием УУД младших школьников как нелинейный процесс с гибким адаптирующимся, многовариативным содержанием.
Обоснование своей авторской позиции осуществлено в контексте аксиологии о формировании компетентностных характеристик путем личностного присвоения образовательных задач как ценностей с учетом идей синергетики об открытости, нелинейности образовательного процесса.
Заслуживает особого внимания разработанная автором логико­ смысловая модель технологии педагогического управления формированием
УУД младших школьников. Данная модель выступает диагностическим инструментом, позволяет представить технологию как систему, отразить нелинейный и многомерный характер исследуемой проблемы, представить информацию в свернутой форме.
Во второй главе Т.С. Котлярова раскрывает задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по проверке результативности педагогического управления формированием УУД младших школьников.
Представлены достоверные результаты, обработка которых подтверждена методом математической статистики, и подведены итоги результативности апробации технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников.
Анализ содержания автореферата диссертации позволяет высказать следующие суждения.
1.
В автореферате точно представлен методологический аппарат исследования; исходные теоретические позиции не противоречат сложившимся в науке представлениям о педагогическом управлении образовательной деятельностью обучающихся. Можно согласиться с притязаниями соискателя на научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования.
2.
Для реализации исследования автором выбраны обоснованные методы и проведено качественное изучение большого количества научных работ, посвященных теме исследования.
3.
На основе теоретического анализа литературы определены сущностные характеристики, особенности формирования универсальных учебных действий. Обосновано, что универсальные учебные действия носят надпредметный и ценностный характер, являясь ценностной основой для формирования в будущем компетенций. Расширено представление об универсальных учебных действиях младших школьников как интегративной характеристике способности к саморазвитию, ключевой компетенции, обеспечивающей формирование «умения учиться» на ценностной основе.
4.
Определено, что педагогическое управление формированием универсальных учебных действий есть многомерная система взаимодействия педагога и школьников в учебных ситуациях продуктивного сотрудничества, обеспечивающих ценностно-

смысловую ориентацию школьников, организацию ими своей учебной деятельности, сформированность предметных действий.
5.
Разработана логико-смысловая модель технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников, позволяющая раскрыть многомерность содержания и процесса деятельности педагога, показать отношения и связи между ее компонентами.
6.
Разработана и теоретически обоснована технология педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников, основанная на принципах системного, компетентностного, личностно-деятельностного подхода.
Технология педагогического управления формированием УУД учащихся начальной школы в логике системного и личностного- деятельностного походов - это комплексный процесс взаимодействия педагога и учащихся в единстве процессов управления, соуправления, самоуправления, стимулирующий активное присвоение учащимися личностных новообразований, которые обусловят формирование универсальных учебных действий.
7.
Разработаны основные сценарии реализации технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников (9 сценариев).
Реализация сценарного подхода предполагает проведение качественного и количественного анализа возможных альтернатив педагогического управления формированием УУД младших школьников, наиболее предпочтительного в данной учебной ситуации для положительной динамики формирования
УУД и снижения рисков.
8.
Определена система критериев и показателей результативности технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников: критерий эффективности педагогического управления формированием
УУД учащихся (готовность педагога к управлению формированием УУД младших школьников) и критерий действенности (динамика развития УУД учащихся).
9.
Динамика показателей формирования
УУД младших школьников подтвердила результативность педагогического управления формированием УУД.
10.
Результаты экспериментальной работы можно считать достоверными и обоснованными, так как получены в ходе преподавательской и методической работы с учениками и педагогами БОУ г. Омска «Гимназия № 115». Также, апробация исследования осуществлялась на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления
Омского государственного педагогического
университета. Результаты представлены в 16 публикациях, в том числе 3 статьи в реферируемых ВАК журналах.
Анализ автореферата дает достаточно оснований для вывода о компетентности, методологической грамотности и эрудиции диссертанта.
Считаю, что есть достаточные основания для следующего заключения:
выполненное Котляровой Татьяной Сергеевной диссертационное исследование является самостоятельным и завершенным, имеющим определенное значение для общей педагогики, истории педагогики и образования, соответствует критериям п. 9-11, 13, 14 "Положения о порядке присуждения ученых степеней", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября
2013 года № 842, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор – Котлярова Татьяна Сергеевна – заслуживает присвоения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального и профессионального образования
АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Институт развития образования» А.Г. Пачина
28 мая 2016 год


Отзыв
на автореферат диссертации Котляровой Татьяны Сергеевны
«Педагогическое управление формированием универсальных учебных
действий младших школьников», представленной на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук по специальности
13.00.01 -
общая педагогика, история педагогики и образования
Актуальность темы диссертационного исследования Котляровой Т.С. достаточно очевидна, принимая во внимание реалии современного образования и требования ФГОС. Кардинальные изменения, которые произошли в образовании за последние несколько лет, привлекают к их осмыслению внимание педагогов и психологов. Важное место занимает изучение аспектов формирования и развития УУД обучающихся. Изучение процесса формирования УУД младших школьников является актуальной задачей, реализация технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников позволит снять противоречия между требованиями ФГОС начального общего образования в РФ к обеспечению формирования
УУД младших школьников и проблемой его реализации в образовательном процессе начальной школы.
Следует согласиться с содержанием основных положений диссертации, выносимых на защиту. Особо отметим авторскую попытку представить процесс педагогического управления формированием УУД как систему, представить технологию педагогического управления формированием УУД младших школьников как логико-смысловую модель, отличающуюся нелинейностью и открытостью.
Как следует из автореферата, автору в полной мере удалось раскрыть теоретико-методологические подходы и основные концепции процесса формирования УУД младших школьников, расширить границы представлений об УУД младших школьников, наполнив понятие личностной и аксиологической составляющей; проанализировать педагогическое управление и в результате теоретического анализа определить педагогическое управление формированием УУД как многомерную систему взаимодействия учителя и обучающихся начальной школы в учебных ситуациях продуктивного сотрудничества, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию школьников, организацию ими своей учебной деятельности, личностное развитие, сформированность предметных учебных действий.
Результативность технологии определяется автором с помощью критерия эффективности, представленного готовностью педагогов в к осуществлению педагогического управления формированием УУД и критерия действенности, представленного динамикой уровня сформированности УУД.
Вместе с тем следует указать на определенные недостатки работы, которые могут послужить также пожеланиями для перспективных исследований автора. Например, в модели нет вектора, отражающего работу с семьей школьника, желательно было бы подробнее рассмотреть сценарии реализации технологии.
Однако данное замечание не снижает общего впечатления от работы, и

содержание автореферата позволяет сделать вывод о том, что диссертационное исследование Котляровой Т. С. «Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников» является самостоятельным, логическим, обоснованным и завершённым исследованием в области педагогических наук. Данное исследование отличается научной новизной и существенным исследовательским вкладом в области теории и практики педагогики, а автор диссертации заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
28 мая 2016 года
Зав. кафедрой педагогики
ПИ ФГБОУ ВО «ИГУ», д-р пед. наук, профессор
Е.Л. Федотова
Сведения об авторе отзыва:
ФИО
Федотова Елена Леонидовна
Почтовый адрес
664000 г.Иркутск, ул. Н.Набережная,
6
Служебный телефон
8 (3952)201904
Электронный адрес pedagog.06@mail.ru

Отзыв
кандидата педагогических наук Кечкина Дениса Дмитриевича на
автореферат диссертационной работы Котляровой Татьяны
Сергеевны
«Педагогическое
управление
формированием
универсальных
учебных
действий
младших
школьников»,
представленную на соискание учёной степени кандидата
педагогических наук по специальности 13.00.01 «Общая
педагогика, история педагогики и образования»
Содержание научно-квалификационной работы является экспериментальным исследованием, посвященным проблеме научного обоснования технологии педагогического управления формирования универсальных учебных действий младших школьников. Значимость ведущей идеи современной образовательной парадигмы определяется приоритетом развития личности обучающегося, признанием индивидуальности личности, необходимостью формирования универсальных учебных действий у школьников, что послужило основанием для диссертационного исследования Котляровой Т.С., в котором реализована идея педагогического управления как взаимодействия учителя и учащихся, направленного на формирование УУД младших школьников посредством реализации управленческих функций.
Актуальность темы исследования не подлежит сомнению в связи с совершенно явной тенденцией направленности образования на развитие личности, формирование у обучающегося таких качеств, которые в дальнейшей его жизнедеятельности позволят ему осуществлять постоянное самообразование, гибко реагировать на изменения осваивать новые виды деятельности, и, как следствие, стать успешным.
Во введении представлены характеристики работы. В достаточной мере обоснована актуальностьтемы исследования, выделена проблема определены объект, предмет, цель и задачи исследования, его методологические и теоретические основы; сформулирована гипотеза, раскрыта научная новизна полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые

на защиту. Автор демонстрирует во введении ясность понимания предметного поля исследования, а особенно проблем, возникающих у педагогов при организации работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Первая глава «Теоретические основы педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников» уточняет с позиций личностно-деятельностного и аксиологического подходов сущностную характеристику УУД как ключевой компетенции младшего школьника, имеющей ценностную составляющую; определяет и обосновывает педагогическое управление формированием УУД младших школьников. В первой главе представлена разработанная технология педагогического управления формированием УУД младших школьников.
Примечательно, что для представления технологии автор выбирает логико-
смысловую
модель,
которая подчеркивает нелинейность и многоаспектность технологии, имеющей сценарные основания.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников>> содержит результаты анализа апробации технологии опытно-экспериментальным путем. Раскрыто содержание этапов проведения педагогического эксперимента доказана результативность технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников.
Содержание диссертации отражено в 17 публикациях автора, три из которых представлены в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, а также представлены в докладах и выступлениях на Международных научно-практических конференциях. Ознакомление с содержанием некоторых публикаций, показало, что в них в полной мере отражено содержание самой работы.
Автореферат написан научным языком, материал изложен
логично, а сами результаты исследования подтверждены данными педагогического эксперимента. Исследование, представленное в автореферате, имеет законченный характер. Текст автореферата составлен довольно подробно и позволяет составить полное представление о выполненном исследовании. Анализ автореферата позволяет сделать заключение о завершенности исследования и доказательности полученных результатов.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что диссертационное исследование Котляровой Т.С. «Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников» соответствует специальности. 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» и удовлетворяет требованиям ВАК РФ к работам, предоставляемым на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а соискатель - Котлярова Татьяна Сергеевна, заслуживает присуждения ей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01
«Общая педагогика, история педагогики и образования».
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» ДД Кечкин
29 мая 2016 г.