Файл: Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников» соответствует требованиям п. 9 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности
13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».
26 мая 2016 года
Ректор Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор Л.А. Мокрецова
Сведения об авторе отзыва:
ФИО
Мокрецова
Людмила
Алексеевна
Почтовый адрес
659333, г.Бийск, ул. Владимира
Короленко, 53
Служебный телефон
8 (3854) 416456
Электронный адрес familim@mail.ru

ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Котляровой Татьяны Сергеевн ы
«
Педагогическое управление формированием универсальных
учебных действий младших школьников», представленной на
соискание ученой степени кандидата педагогически х наук по
специальности 13.00.01 - обща я педагогика, история педагогики и
образования
Принципиальным отличием нового этапа реформирования начального общего образования является смещение акцентов от репродуктивной системы обучения к деятельной, к формированию универсальных учебных действий (УУД), позволяющих обучающимся перейти к самостоятельной учебной деятельности. В работе Т.С.Котляровой рассматриваются различные интерпретации формирования общеучебных умений и навыков, УУД в деятельности младших школьников, и исследуются концепции управления этим процессом в трудах представителей педагогического менеджмента в
России . Представленная в исследовании проблема, состоя щая в разрешении противоречий на социально-педагогическом , научно­ теоретическом и научно-методическом уровнях, направлена на выявление способов, повышающих эффективность управления деятельностью младших школьников, формирования их УУД, и создание методического обеспечения этого процесса на уровне управления (учитель), соуправления
(учитель-ученик) и самоуправления (ученик), что подчеркивает многоаспектность и технологичность решения исследуемого вопроса.
Исследование показывает, насколько в настоящее время важно вооружить практиков в современном образовании технологией управления формированием универсальны х учебных действий младших школьников с учетом особенностей учебных ситуаций, форм организации учебного процесса и поэтапного перехода учеников от репродуктивной деятельности к творческой. Согласно авторской концепции исследования, решение этой проблем ы может способствовать новой интерпретации пон имания деятел ьности учителя в этом процессе.
Диссертация имеет традиционную структуру, состоит из введения, 3-х глав - теоретической и практической, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложений.
Ведущие элементы исследования объект, предмет, цель и задачи сформулированы достаточно корректно, автор проявляет логичность в формулировании гипотезы исследования и положений, выносимых на защиту.
Анализ основных положений диссертации, научного аппарата, наличие и реализация концепции исследования, методологическая культура ее представления показывают, что задачи исследования закрывают проблемное поле исследования, представлены полно и корректно сформулированы.
Теоретико-методологическая основа исследования демонстрирует многоаспектность рассматриваемой проблемы и показывает ее глубокое понимание автором. Методы исследования соответствуют природе

исследуемых педагогических явлений, фактов и избранной теоретико- методологической базе.
Положения, выносимые на защиту, сформулированы достаточно содержательно и четко, при сопоставлении с научным аппаратом исследования прослеживается их согласованность. Согласно логике плана исследования, они получили в диссертации должное развитие.
Изложение основного содержания диссертации отличает наличие концептуальности и методологической компетентности, логической непротиворечивости и научной новизны.
Основная научная новизна исследования состоит в целостном представлен и модели технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников. Практическая значимость заключается в представлении возможности использования разработанной технологии в образовательной практике. В соответствии с этим работа будет интересна не только исследователям-теоретикам, чьи научные интересы лежат в данной области, но и педагогам, непосредствен но занимающимся практической деятельностью в области начального общего образования.
Следует особо отметить опытно-экспериментальную работу, все ее этапы логично между собой взаимосвязаны, сопровождаются разработкой авторских дидактических материалов. Достаточно четко описана диагностическая база опытно-экспериментальной работы, представленные результаты апробации доказывают достоверность высказанных предположений в гипотезе.
Обширность источников базы данного исследования и тщательность представления его методологических основ, личное участие в опытно­ экспериментальной работе, доказывают компетентность автора в научно­ исследовательской деятельности.
Текст работы характеризует ясность, грамотность языка, единая логика изложения.
Следует отметить, что в тексте автореферата допущен ряд неточностей: в структуре работы указано три главы, а в содержании раскрыты только две, чем это вызвано?
• в описании научной новизны, пункт 3 на с.7, один из уровней управления указан, как «управлен ие-управлен ие», что подразумевал автор?
• в технологической карте сценария урока, с.1 5, этап урока назван, как форм и рование цел ей , вместо формулирован ие целей;
• в описании модели координата К 7 названа «уровни сформированности УУД» ( с. 1 4 ), а на схеме - у ровни управления» (с. 1 2
).
Данные замечания не умаляют достоинств диссертационного исследования
Т.С.Котляровой.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что диссертация Татьяны
Сергеевны Котляровой на тему «Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников» имеет научную новизну, теоретическую и практическую значимость, вносит определенный вклад в развитие педагоги ческой науки и практики, соответствует

положениям Министерства образования и науки РФо порядке присуждения научных степеней, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 -общая педагоги ка, история педагогики и образования.
Заведующий кафедрой педагогики и психологии детства
ФГБОУ ВО «ОмГПУ», доцент, кандидат педагогических наук Н.П. Мурзина
644099, г.Омск, ул. Наб. Тухачевского, 14
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Тел.:
8 (3812) 60-61-
58 кафедра педагогики и психологии детства e-mail: npmurzina@mail.ru
24 мая 2016 года

ОТЗЫВ
доктора педагогических наук, доцента Никитиной Любови
Андреевны на автореферат диссертации Котляровой Татьяны
Сергеевны
«Педагогическое
управление
формированием
универсальных
учебных
действий
младших
школьников»,
представленной на соискание ученой степени кандидата
педагогически х наук по специальности 13.00.01 - обща я педагогика,
история педагогики и образования
Актуальностьисследования Т.С. Котляровой обусловлена необходимостью реализации в школьной практике стандартов ФГОС НОО, где в качестве основного образовательного результата зафиксированы универсальные учебные действия, что требует разработки технологии педагогического управления их формированием у обучающихся начальной школы в рамках любого образовательного учебно-методического комплекса. В связи с этим особую значимость приобретает обращение автора к использованию учебных ситуаций, составляющих ядро разрабатываемой технологии, что, несомненно, представляет интерес как для педагогической науки, так и для практики.
Правомерная постановка цели исследования позволила соискателю определить систему задач, которые успешно решены в процессе теоретического и эмперического исследования. В целом:, научный аппарат рецензируемого автореферата достаточно продуман, соответсвует логике исследования.
Научная новизна исследования Т.С. Котляровой состоит, прежде всего, в том, что разработанная логико-смысловая модель педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников позволяет рассматривать содержание и процесс взаимодействия педагога и школьников по формированию УУД на основе сценарного подхода с учетом различных учебных ситуаций.
Нам представляется теоретически значимым представленная автором в работе с позиций личностно-деятельностного подхода и идей педагогической синергетики необходимость педагогического управления формированием УУД младших школьников как многомерная система взаимодействия педагога и школьников в условиях продуктивного сотрудничества, что позволит сформировать у школьников ценностно- смысловую ориентацию в учебной деятельности.
Диссертантом выполнен тщательный анализ и теоретическое обоснование необходимости педагогического управления формированием у младших школьников универсальных учебных действий, представленный в логико­смысловой модели, выступающей в качестве диагностического инструментария разрабатываемой технологии (с.12-14). Автором представлен один из сценариев репродуктивного уровня формирования универсальных учебных действий, описаны уровни готовности педагогов к педагогическому управлению формированием УУД и овладения детьми формируемыми действиями (с.15-17), что расширяет проблемное поле личностно- ориентированного подхода как ведущей тенденции в современной образовательной практике.
Несомненна и практическая значимость исследования автора,

поскольку разработанная технология педагогического управления формированием универсальных учебных действий, методическое описание сценариев технологии, а также подбор диагностических методик в изучении динамики сформированности УУД могут быть использованы учителями начальной школы как одно из средств в решении задач современной образовательной практики.
Считаем, что диссертационная работа Т.С. Котляровой является оригинальным, самостоятельным, логически завершенным исследованием, отличающимся безусловной научной новизной, высокой теоретической и практической значимостью. Текст автореферата имеет четкую структуру, отличается непротиворечивостью позиций и демонстрирует способность автора к научно-исследовательским обобщениям.
Выводы диссертационного исследования логичны, последовательны, полностью соответствуют поставленным задачам. Результаты выполненного диссертационного исследования Т.С. Котляровой представлялись автором на научно-практических конференциях различных уровней, а также нашли отражение в 17 публикациях автора.
Однако в автореферате недостаточно, на наш взгляд, отражены мстоцы диагностики готовности учителей к управлению формированием универсальных действий, представленные результаты анкетирования демонстрируют отношение и представление учителей по иследуемой проблеме.
Тогда как технологическая готовность учителя – это непосредственно организуемая им деятельность на уроке с детьми, где и появляются трудности
(с.18-19).
Содержание автореферата свидетельствует о том, что исследование
Котляровой Татьяны Сергеевны является самостоятельным и завершенным, соответствующим пп. 4, 9, 10, 11, 12, 19 «положения о присуждении ученых степеней», утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.09. 13 1·. N 842, предъявленным к кандидатским диссертациям. Автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования.
Сведения об авторе отзыва:
Никитина Любовь Андреевна
Почтовый адрес: 656031, г.Барнаул, ул. Молодежная, 130,55
Телефон: 8 – 923-725-93-77
Адрес электронной почты: nikitina.fnk@rambler.ru место работы: Алтайский государственный педагогический университет должность: заведующий кафедрой теории и методики начального образования наименование отрасли науки, научных специальностей, по которым защищена диссертация: 13.00.08 -теория и методика профессионального образования
03.06.2016 г.
Заведующий кафедрой теории и методики начального образования, доктор педагогических наук, доцент Л.А. Никитина


ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Котляровой Т.С. на тему
«Педагогическое управление формированием универсальных
учебных действий младших школьников», представленный на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук по
специальности 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и
образования
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в условиях становления гуманистической парадигмы образования, реализации
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее
ФГОС НОО) приоритетной целью педагогической деятельности становится развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Многочисленными мониторингами, проводимыми в различных субъектах Российской Федерации с целью выявления профессиональных затруднений педагогов в реализации ФГОС НОО, выявлены дефициты научных знаний, характеризующих универсальные учебные действия как психолога-педагогическую категорию. Вместе с тем, педагогами недостаточно понимается специфика механизмов формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Исследование Т.С. Котляровой посвящено решению данной проблемы, а именно разработке технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий в начальной школе, которую можно реализовать в рамках любого образовательного учебно­ методического комплекса.
Выявленные соискателем противоречия, сформулированная цель и гипотеза корректны и указывают на понимание многоаспектности проблемы исследования. Теоретико-методологические основы исследования достаточно широко представлены. Автор последовательно решает поставленные задачи, отражающие логику достижения цели исследования.
В первой главе соискатель представляет аналитический обзор литературы по проблеме исследования; определяет границы понятий «универсальные учебные действия» и «общеучебные умения и навыки»; с позиций личностно-деятельностного и аксиологического подходов раскрывает сущностные характеристики универсальных учебных действий как ключевой компетенции младшего школьника, имеющей ценностную составляющую; рассматривает и обосновывает педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников; разрабатывает технологию педагогического управления формированием УУД младших школьников.