Файл: «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Роль и место Правительства Российской Федерации в системе государственной власти
1.2 Полномочия Правительства Российской Федерации
1.3 Область деятельности Правительства Российской Федерации
2. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
2.1 Рост численности и повышение продолжительности жизни населения
2.2 Рост доходов граждан, снижение уровня бедности и улучшение жилищных условий
2.3 Технологическое развитие и внедрение цифровых технологий
2. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
2.1 Рост численности и повышение продолжительности жизни населения
Потрясения, которые пережила страна в период Великой Отечественной войны, до сих пор находят отголоски в демографической ситуации России. Долгосрочные демографические тенденции в российской экономике носят волнообразный характер — циклы составляют в среднем 20-25 лет, а их амплитуда с каждым новым циклом естественным образом снижается. В 1990-е гг. были сложные экономико-политические события, что сказалось на рождаемости в тот период — она уменьшилась. Лишь с 2000-х гг. начинается увеличение рождаемости. После реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, снизилась смертность населения. Продолжительность жизни с 2008 года существенно выросла. В результате с 2013 года, впервые после 1991 года, в течение трех лет подряд фиксировался естественный прирост населения. С 2016 года в связи с неблагоприятными демографическими процессами, происходившими в 90-х годах, рост рождаемости прекратился, а темпы снижения смертности оказались недостаточными для обеспечения естественного прироста населения. В 2017 году рост населения был в основном миграционного характера, но не за счет рождаемости [8].
Правительство РФ определило, что для обеспечения естественного роста численности населения Российской Федерации и повышения ожидаемой продолжительности жизни необходимо добиться: повышения рождаемости и увеличения суммарного коэффициента рождаемости; снижения смертности населения (в том числе предотвращения преждевременной смертности и смертности населения трудоспособного возраста), снижения смертности от основных причин (от болезней кровообращения, от новообразований, в том числе злокачественных), и повышения ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; роста выявляемости и профилактики заболеваний, в том числе у граждан, работающих на производстве; увеличения доли граждан с хроническими заболеваниями, состоящих под диспансерным наблюдением [8].
Повышение рождаемости должно быть достигнуто за счет дополнительной поддержки семей при рождении ребенка, совершенствования механизмов защиты материнства и детства, включая реализацию программы материнского (семейного) капитала, повышения качества жизни семей с детьми. Должны быть созданы условия для осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей, дошкольное образование для детей в возрасте до трех лет должно быть доступно, должно быть организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет [8].
Не исключены новые меры поддержки семей, которые будут предоставляться уже с 2020 года:
1. Ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Такое пособие предлагается назначать семьям, в которых доход на каждого члена семьи ниже одного прожиточного минимума.
2. Программа социального контракта по всех регионах РФ. Это государственная помощь малоимущим гражданам, направленная на помощь в поиске работы, обучении, ведении подсобного хозяйства и предпринимательстве. Например, помощь в приобретении оборудования, инструментов, покупке домашних животных (коровы, козы, кур и т. д.), ремонте и постройке помещения и так далее.
3. Продление программы материнского капитала как минимум до конца 2026 года (сейчас она предусмотрена только до конца 2021 г.).
4. Предоставление права на материнский капитал уже при рождении в семье первого ребенка. С 1 января 2020 г. размер маткапитала был проиндексирован на 3% и теперь составляет 466 617 рублей.
5. Также возможно увеличение выданного на первого ребенка материнский капитал на 150 тысяч рублей при рождении в семье второго ребенка, а если в семье уже есть один ребенок, то при рождении второго материнский капитал будут предоставлять в уже увеличенном размере — 616 617 руб.
6. Организация бесплатного горячего питания всех учеников начальной школы [9].
Семьи, в которых родился третий и последующий ребенок, имеют право на получение от государства 450 тыс. руб. на погашение ипотечного кредита. Такая мера поддержки действует с 1 января 2019 года и будет предоставляться семьям и в дальнейшем [9].
Проводятся и планируются мероприятия для популяризации здорового образа жизни, роста граждан, занимающихся спортом. Это должно повлечь снижение развития заболеваний среди населения и привести к более быстрым темпам снижения смертности населения [8].
Качественная медицинская помощь должна стать доступнее. Проводятся и планируются мероприятия, направленные на увеличение выявляемости заболеваний с приоритетом на выявление ранних форм развития заболеваний и патологических состояний, в том числе в рамках проведения ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации населения. Рассматривается возможность стимулирования врачей за своевременное выявление у пациентов онкологических заболеваний. Тем самым увеличивается вероятность своевременного лечения и излечения болезни [8].
Для повышения доступности медицинской помощи уже создается и развивается медицинская инфраструктура, в том числе в малонаселенных пунктах (например, создание новых и замена старых фельдшерско-акушерских пунктов), введение мобильных медицинских комплексов, своевременное оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации в труднодоступных населенных пунктах, совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям, ликвидация дефицита медицинских работников, развитие информационных технологий в здравоохранении, дистанционные консультации по видеосвязи [8].
Деятельность Правительства направлена и на мероприятия для повышения активного долголетия и формирования здорового старения пожилых граждан, на создание системы долговременного ухода и долгосрочной помощи для граждан пожилого возраста и создание благоприятных условий для людей пожилого возраста. Социальная составляющая должна быть направлена на обучение пожилых людей, например, ПК, консультирование граждан пожилого возраста, их вовлечение в социум. Для маломобильных граждан предполагается привлечение патронажной службы и сиделок, а также поддержка семейного ухода. Значимый вклад в снижение смертности должны послужить меры по обеспечению безопасности дорожного движения, снижению уровня преступности, травматизма на производстве, противодействию обороту контрафактной алкогольной продукции [8].
2.2 Рост доходов граждан, снижение уровня бедности и улучшение жилищных условий
С 2000 по 2013 год в российской экономике наблюдался рост заработных плат (не считая 2009 года, когда из-за мирового финансового кризиса заработная плата существенно сократилась). Уровень бедности также последовательно снижался. Но с 2014 года в связи с резким ухудшением внешних экономических и геополитических условий социально-экономического развития страны опять возникли проблемы с доходами: уровень бедности увеличился, а зарплаты уменьшились. Но уже в 2016 году зарплаты начали подниматься. Были предприняты меры по увеличению зарплат в сфере здравоохранения, образования и культуры. Увеличился минимальный размер оплаты труда. Далее были проиндексированы и увеличены страховые пенсии [8].
Весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России. Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме [11].
Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:
1. Повышение пенсионного возраста.
2. Внедрение добровольной накопительной системы путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее гарантированным пенсионным планом.
3. Изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии (НЧП) для тех, кому она назначена в 2019 году.
4. Отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения).
5. Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян.
6. Корректировка системы досрочного выхода на пенсию [11].
Высвобождаемые ресурсы от повышения пенсионного возраста предусматривается сохранить в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, что позволит обеспечить ежегодное увеличение страховой пенсии неработающим пенсионерам [11].
В связи с повышением пенсионного возраста Правительством Российской Федерации начал реализовываться и будет реализовываться комплекс мероприятий, направленных на защиту социально-трудовых прав граждан, в частности граждан предпенсионного возраста. Предусматриваются меры по защите прав этих граждан на рынке труда (введение уголовной ответственности для работодателей, которые не берут на работу людей предпенсионного возраста, а также их увольняют; профессиональное обучение; повышение размеров пособий по безработице; введение дополнительной бесплатной диспансеризации). Будут сохранены федеральные и региональные социальные льготы по нынешним возрастным параметрам выхода на пенсию [8].
Повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться в первую очередь за счет устойчивого и динамичного экономического развития страны и сопутствующего увеличения трудовых доходов граждан. Важную роль будет играть ежегодное установление МРОТ, поддержка отдельных категорий работников, ежегодная индексация заработной платы работников бюджетных организаций. Также будет индексация социальных выплат. Будет предоставляться социальная помощь отдельным нуждающимся. В частности, большое внимание должно уделяться семьям с детьми (материнские капиталы, ежемесячные выплаты, единовременные выплаты) [8].
Важную роль в снижении бедности будут играть вопросы по улучшению качества жизни сельского населения, поддержки фермеров, содействие росту правовой, цифровой и финансовой грамотности населения. Планируется организовать на региональном уровне учет малообеспеченных семей, нуждающихся в государственной социальной помощи [8].
В целях повышения благосостояния граждан необходимо обеспечить возможность для улучшения жилищных условий семей. Правительство РФ будет поддерживать семьи со средним достатком, в частности будет уменьшена ставка на ипотечное жилье — до 8 процентов. Будет создаваться механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды. Будет осуществлена модернизация строительной отрасли, расширены механизмы финансирования и государственной поддержки жилищного строительства, сокращен непригодный для проживания и аварийный жилищный фонд [8].
2.3 Технологическое развитие и внедрение цифровых технологий
На данный момент для быстрого и эффективного развития российской экономики недостаточно количества организаций, осуществляющих технологические инновации. Правительство РФ проставило цель к 2024 году увеличить их количество до 50 процентов [8].
Расширение масштабов инновационной активности организаций будет обеспечиваться за счет реализации следующих мер:
- снятие регулятивных барьеров, связанных с выходом на рынок инновационной продукции и внедрением новых технологических решений;
- стимулирование внедрения инновационных технологий и продуктов с учетом растущих требований по ресурсосбережению, минимизации негативного экологического воздействия и обеспечения безопасности продукции;
- содействие развитию дистанционных образовательных программ в сфере технологических инноваций, технологического менеджмента и управления инновационным развитием;
- содействие расширению доступа к высокотехнологичному оборудованию;
- применение механизмов государственной поддержки инжиниринговой деятельности;
- содействие развитию цифровых сервисов сопровождения инновационной деятельности;
- реализация программ инновационного развития и стратегий цифровой трансформации ведущих компаний с государственным участием.
В целях ускорения технологического развития будет обеспечено решение следующих задач: