Файл: Распределение и использование прибыли как источника экономического роста предприятий (Прибыль как источник экономического роста предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью анализа мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности для предприятия как способа определения путей и резервов повышения финансово-хозяйственной деятельности. Главной задачей функционирования любого предприятия в условиях рыночной экономики является получение положительных финансовых результатов. Ни одно предприятие не может существовать без получения прибыли, иначе деятельность предприятия будет бессмысленна.

Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели оказывают влияние (прямо или косвенно) большое число различных факторов.

Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.

Отсюда вытекает необходимость анализа прибыли и поиска путей повышения рентабельности и прибыли в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Особенностью нынешнего этапа развития народного хозяйства является ориентация на интенсификацию и всемерное повышение прибыли и рентабельности на производстве.

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное анализа прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Многие экономисты рассматривали проблемы, затрагивающие определения рентабельности предприятия. Следует отметить исследования основателей политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, создателей классической и неоклассической теорий рынка Дж. Милля, А. Маршалла, А. Пигу, К. Эрроу, И. Шумпетера, Ф. Найта, О. Уильямсона. В российской экономической литературе известны посвященные вопросам рентабельности предприятия статьи и монографии ученых B.C. Немчинова, Л, А. Гатовского, М.С. Атлас, Н. А. Цаголова, С.С. Дзарасова, В.Н. Черковца, A.M. Бирмана и др.

Целью работы является анализ распределения и использования прибыли как источника экономического роста предприятий.

Из цели работы вытекают следующие задачи:


  • Изучить сущность, понятие и значение прибыли предприятия;
  • Рассмотреть распределение прибыли и оценка эффективности её использования;
  • Изучить международный опыт анализа прибыли предприятия;
  • Изучить оценку и анализ прибыли исследуемого предприятия;
  • Рассмотреть мероприятия по повышению экономического роста предприятий и т.д.

Объектом исследования является предприятие ООО «Олимп». Предметом исследования служат показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.

Методы исследования, используемые в работе – метод системного подхода, аналитический и статистический, метод аналогий и сравнений, табличный и графический методы.

Теоретическая и методологическая основа анализа проблем, поставленных в работе содержатся в трудах основных отечественных и иностранных экономистов по проблемам определения и расчета показателей рентабельности. Обоснование результатов исследования проводилось автором с использованием общенаучных методов познания.

1. Прибыль как источник экономического роста предприятий

1.1 Сущность, понятие и значение прибыли предприятия

Термины «Прибыль» и «Рентабельность» используются взаимозаменяемо. Но в реальном смысле между ними есть разница. Прибыль – это абсолютный термин, тогда как рентабельность – это относительное понятие. Тем не менее, они тесно связаны и взаимозависимы, играя разные роли в бизнесе. Прибыль относится к общему доходу, полученному предприятием за указанный период времени, а рентабельность относится к операционной эффективности предприятия. Это способность предприятия получать достаточную прибыль на капитал и сотрудников, используемых в бизнес-операции.

Как справедливо отмечают Уэстон и Бригам, «для финансового менеджмента прибыль – это критерий эффективности и мера контроля, для собственников – мера стоимости их инвестиций, для кредиторов – запас прочности, для правительства – мера налогообложения, потенциал и основа законодательных действий, для страны прибыль является показателем экономического прогресса, национального дохода и роста уровня жизни», а рентабельность является результатом прибыли. Другими словами, не всякая прибыль ведет к рентабельности. Повышение рентабельности вашего бизнеса включает в себя поиск путей увеличения доходов от продаж, а также снижение затрат и сравнительный анализ вашего бизнеса, чтобы увидеть, где вы можете сэкономить деньги.


Прибыль – это превышение доходов над сопутствующими расходами на деятельность в течение определенного периода времени. Термины с похожими значениями включают в себя «доход», «заработок» и «маржа». Джон Кейнс отметил, что «прибыль – это двигатель, который управляет бизнесом» [16, с. 124].

Каждый бизнес должен получать достаточную прибыль, чтобы выжить и расти в течение длительного периода времени. Это показатель экономического прогресса, улучшения национального дохода и повышения уровня жизни. Нет сомнений, что прибыль является законным объектом, но ее не следует переоценивать.

Менеджмент должен стремиться максимизировать свою прибыль, имея в виду благосостояние общества. Таким образом, прибыль является не только вознаграждением для владельцев, но и связана с интересами других слоев общества. Прибыль является критерием оценки не только экономической, но и управленческой эффективности и социальных целей.

Существуют определенные принципы формирования и распределения прибыли предприятия. В процессе управления осуществляется мониторинг организации производственного процесса и финансовой сферы компании.

Оценивается структура финансового результата, определяются факторы, повлиявшие на него. Аналитики определяют сумму прибыли от продажи готовой продукции и заготовок, от инвестиционной и финансовой деятельности.

Каждая организация в рыночной экономике работает на прибыль. Это основная цель и показатель эффективности использования имеющихся ресурсов компанией.

Существуют определенные особенности формирования прибыли, а также ее распределения. От правильности процесса зависит дальнейшее функционирование компании.

Механизм формирования и распределения прибыли предприятия предусмотрен законом. Это необходимо для стандартизации отображения финансовых результатов компании. Их деятельность становится более прозрачной, более легкой для понимания и оценки внешними пользователями.

Изучая процесс формирования и распределения прибыли предприятия, стоит отметить несколько особенностей. Порядок отображения финансового результата регулируется на законодательном уровне. Но процесс распределения прибыли оговаривается в уставе компании [9, с. 87]. Эта процедура также регулируется соответствующими положениями, которые развивают экономические услуги.

Вот семь эффективных стратегий повышения прибыли:

1. Удаление убыточных товаров и услуг. Продукты или услуги с самой высокой валовой прибылью являются наиболее важными для вашего бизнеса.


2. Поиск новых клиентов. Новые клиенты могут помочь в развитии вашего бизнеса. Однако иногда это может быть самой дорогой стратегией для получения дополнительного дохода. В среднем на приобретение нового клиента уходит в восемь раз больше денег, чем на удержание текущего клиента.

3. Увеличение коэффициента конверсии. Повышение конверсии продаж в вашем бизнесе является одним из самых быстрых и недорогих методов увеличения прибыли вашего бизнеса.

4. Оценка текущей структуры цен. Повышение цен может оказаться не самой лучшей перспективой; однако небольшое увеличение цен может оказать существенное влияние на вашу валовую прибыль.

5. Уменьшение запасов. Контроль запасов – это хороший способ оптимизировать ваш бизнес и улучшить движение денежных средств.

6. Сокращение общих прямых затрат. Это окажет значительное влияние на вашу валовую прибыль.

7. Уменьшение основных расходов. Для многих предприятий они могут постепенно увеличиваться. Регулярный анализ основных расходов – это простой и эффективный способ повышения чистой прибыли.

Ни одна из стратегий не может повысить рентабельность предприятия или перспективы долгосрочного успеха. Наиболее успешные компании тщательно анализируют поведение потребителей, чтобы определить лучшую цену для продуктов, одновременно исследуя ряд стратегий по сокращению фиксированных затрат, от аутсорсинга некритических рабочих функций до сокращения персонала до тщательного изучения вариантов медицинского обслуживания для своих сотрудников. Всесторонний анализ как ценовых, так и разумных мер по снижению затрат имеет наибольшие шансы на повышение рентабельности и устойчивости компании.

1.2 Распределение прибыли и оценка эффективности её использования

Прибыль предприятия, является абсолютным результативным показателем его деятельности. Уровень прибыли торговой организации зависит от множества факторов, таких, например, как: объем товарооборота, торговая наценка, закупочная цена товаров, величина расходов, связанных с реализацией товаров. Как отмечает М.Н. Лютова и Н.О. Коновалова «прибыль — это фундаментальная основа экономического развития предприятия, база для самофинансирования и выполнения обязательств перед банками и партнерами, по этому показателю можно делать выводы об эффективности деятельности и использовании средств производства и различных ресурсов».


Эффективность, же является относительным показателем, характеризующим отношение результатов деятельности компании, как правило прибыли, к затратам, товарообороту, стоимости имущества и т.д. По сути, получается, что эффективность является наиболее близким понятием, характеризующим рентабельность. Но, понятие «эффективность» несколько шире понятия «рентабельность», ведь она может быть рассмотрена с различных аспектов, например: эффективность персонала, эффективность использования основных и оборотных фондов, эффективность системы управления. Поэтому, необходимо рассмотреть основные подходы к определению понятия «рентабельность» с позиции различных авторов (таблица 1).

Таблица 1

Основные подходы к определению понятия «рентабельность»

Автор

Определение понятия

 Шаркова А.В.

«рентабельность – это относительная доходность предпринимательской деятельности».

 Володин А.А.

«рентабельность - это экономическая категория, отражающая относительный финансовый результат, он выражает эффективность деятельности предприятия в виде отдачи, т.е. доходности как всех, так и отдельных видов вложенных в предприятие средств».

 Крейнина М.Н.

«под рентабельностью следует понимать отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, что является важнейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предприятия».

 Райзберг Б.А.

«рентабельность характеризует конечный хозяйственный результат деятельности за определенный период и определяется величиной полученной прибыли в сравнении с размерами вложений (расходов) в основные и оборотные средства».

 Стоянова Е.С.

«рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства в организациях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов» .

Савицкая Г.В.

«рентабельность является относительным показателем, который определяет доходность бизнеса».

Ющенко Ю.В.

«показатели рентабельности характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами».

Анализ показателей прибыли и рентабельности деятельности организации является неотъемлемой частью его работы, позволяющий выявить ошибки в коммерческой деятельности и определить резервы роста компании. В настоящее время без проведения анализа прибыли и рентабельности, определения факторов, влияющих на изменение этих показателей, ни одно торговое предприятия не сможет повысить уровень своих доходов.