Файл: «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • создание новых высокотехнологичных предприятий;
  • повышение уровня коммерциализации научно-исследовательских разработок и технологий, разработанных в университетах и научных организациях, и повышение патентной активности российских заявителей;
  • расширение финансовой поддержки инновационной деятельности через развитие рынка венчурного финансирования;
  • расширение масштабов участия российских организаций в реализации международного трансфера технологий [8].

В сфере науки и технологий должна быть создана единая сеть научных и научно-образовательных центров мирового уровня. Планируется обновление приборной базы ведущих научных организаций, выполняющих исследования и разработки, а также формирование передовой инфраструктуры исследований, разработок и инновационной деятельности [8].

Все большее число граждан нашей страны стремится пользоваться Интернетом, компьютером и смартфонами, но все же показатели использования этими технологиями в Российской Федерации ниже, чем в Европе. Цифровые технологии широко применяются в образовании, однако есть несоответствие профильной подготовки кадров и образовательных программ. В этом случае не исключено привлечение иностранных специалистов. В области законодательства и нормативно-правовой базы требуется разработка механизма управления изменениями в области регулирования цифровой экономики, позволяющая своевременно адаптировать нормативно-правовое регулирование к задачам цифрового развития [8].

Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере формирует новые вызовы для проведения исследований и разработок в области цифровой экономики, что требует создания системы управления исследованиями и разработками, обеспечивающей координацию усилий государства, компаний, образовательных организаций высшего образования и научных организаций [8].

Обеспечение устойчивости и безопасности функционирования российской цифровой инфраструктуры требует организации и построения системы центров обработки и хранения данных на территории страны с учетом возможностей формирования экспортного потенциала данных услуг, способствующих развитию и повышению конкурентоспособности цифровой экономики России [8].

Развитие цифровизации экономики и социальной сферы требует усиления мер безопасности информационной среды. Текущий уровень использования населением средств защиты информации, обеспечения маршрутизации сетевого трафика российского сегмента сети Интернет, использования отечественных разработок и технологий в программном обеспечении является недостаточным и требует дополнительных мер для обеспечения защиты прав и интересов личности, бизнеса и государства в киберпространстве [8].


В экономической сфере к 2024 году Правительством Российской Федерации будет обеспечено решение следующих задач:

  • создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
  • создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
  • оптимизация и стандартизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов; внедрение новых принципов оказания государственных и муниципальных услуг, ориентированных на максимальное удобство для граждан и организаций, проактивность, экстерриториальность и многоканальность их предоставления;
  • создание единой платформы по принципу "одного окна" с целью обеспечения граждан единой точкой доступа для взаимодействия с государством [8].

Внимание будет уделяться кадрам, занимающимся цифровизацией, постоянно будет повышаться их уровень, другие специалисты тоже будут максимально вовлечены в цифровую культуру.

Повышение безопасности в информационной среде для граждан, бизнеса и органов государственной власти будет достигнуто за счет:

  • обеспечения маршрутизации сетевого трафика информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации;
  • стимулирования разработки и дальнейшего использования отечественного программного обеспечения в деятельности органов государственной власти, государственных корпораций и компаний с государственным участием;
  • актуализации нормативно-правовых требований к устойчивости и безопасности сетей связи и оборудования органов государственной власти и организаций, принятия комплекса стандартов в области информационной безопасности;
  • формирования специализированных ресурсов, направленных на предупреждение и противодействие киберугрозам в информационной среде, включая обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по фактам совершения противоправных действий в цифровой среде, создание системы фильтрации интернет-трафика при использовании информационных ресурсов детьми, обеспечение доступа граждан к информации о случаях использования их персональных данных и др. [8].

В сфере науки и технологий должна быть создана единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия, в сфере здравоохранения — обеспечено развитие технологий телемедицины. Дополнительно должно быть обеспечено широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны [8].

Важным вопросом Правительства РФ должен стать вопрос внедрения искусственного интеллекта. Минэкономразвития и Центр стратегических разработок в 2019 году представили законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». В «цифровых песочницах» можно будет развивать технологии, которые пока не регулируются действующим законодательством. Финальную версию законопроекта о «песочницах» опубликовали осенью 2019 года, однако документ до сих пор не принят. Путин 24 января 2020-го дал поручение Правительству РФ и Госдуме обеспечить реализацию механизма экспериментальных правовых режимов с 1 июля 2020 года [12].

Так, уже в Москве готовятся установить экспериментальный правовой режим для тестирования искусственного интеллекта. Начало эксперимента в Москве запланировано на 1 июля 2020 года. Он должен продлиться пять лет [12].

Принятие законопроекта позволит:

  • «значительно стимулировать внедрение, развитие и использование технологий искусственного интеллекта»;
  • определить сферы экономики и общественных отношений, где целесообразно его внедрение;
  • выявить, «какие именно изменения правового режима позволят в наибольшей степени добиться решения поставленных» президентом задач по обеспечению технологического суверенитета в сфере искусственного интеллекта и, как следствие, «обеспечения состоятельности российского бизнеса и экономики, повышения качества жизни граждан России, безопасности и обороноспособности государства» [12].

В эксперименте смогут участвовать компании, включенные в специальный реестр. Это должны быть юрлица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Москве и участвующие в разработке или обороте технологий искусственного интеллекта, а также товаров и услуг, сделанных на его основе [12].

Мэрия сможет определять условия, требования и порядок разработки, создания, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта. Какими они будут, в законопроекте не уточняется. Указано лишь, что мэрия будет определять порядок и случаи передачи изображений собственниками городских фото- и видеокамер, а также контролировать обработку обезличенных персональных данных участниками эксперимента. При этом оговаривается, что обезличенные персональные данные, полученные в ходе эксперимента, нельзя передавать не участвующим в нем лицам. Эти данные должны храниться на территории Москвы [12].


За стратегию и механизмы реализации экспериментального правового режима будет отвечать координационный совет, положение о котором принимается Москвой по согласованию с правительством [12].

По результатам проведения эксперимента совет должен подготовить и представить правительству «предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений» в российское законодательство [12].

Предполагается, что после успешного внедрения искусственного интеллекта в Москве искусственный интеллект будет активно внедряться во все регионы страны.

2.4 Увеличение темпов экономического роста

Для увеличения темпов экономического роста необходимо повысить экономическую активность населения и увеличить рабочую силу, повысить качество инвестиций в основной капитал и увеличить их объем, ускорить рост совокупной факторной производительности труда [8].

Создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции будет достигнуто через взаимодействие организаций различных секторов экономики с научными и образовательными организациями и реализацию инновационных научно-технических проектов. Также важным направлением деятельности Правительства РФ на среднесрочную перспективу является создание в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами. К 2024 году планируется увеличить уровень по экспорту несырьевых неэнергетических товаров, по машиностроению, по агропромышленному комплексу [8].

Планируется увеличить показатели экспорта в отраслях автомобилестроения, гражданского авиастроения, железнодорожной техники и сельскохозяйственного машиностроения. Правительство РФ будет содействовать инновационному производству отечественной промышленности и продвижению продукции на мировом рынке [8].

Увеличению объемов несырьевого неэнергетического экспорта будет способствовать создание экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры и реализация мер регуляторного характера, в том числе:

  • строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, устранение логистических ограничений при транспортировке экспортных товаров железнодорожным, автомобильным и морским транспортом;
  • внедрение к 2021 году механизма «одного окна» для интеграции всех видов контроля международной торговли;
  • создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной финансовой поддержки с учетом обязательств Российской Федерации в рамках ВТО;
  • создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;
  • реализация мер по устранению барьеров, ограничений и отмена изъятий в экономическом сотрудничестве ЕАЭС [8].

Для достижения максимальных выгод от участия в системе международной торговли особое внимание будет уделяться привлечению прямых иностранных инвестиций, созданию производственной базы российских компаний за рубежом [8].

Правительство должно будет содействовать малому и среднему бизнесу, деятельность которого направлена на международную кооперацию и экспорт. Международной конкурентоспособности российских товаров предполагается добиться с помощью предоставления поддержки из бюджетов различных уровней деятельности производителей российской продукции гражданских отраслей промышленности, имеющей экспортный или импортозамещающий потенциал; реализации механизмов поддержки спроса на экспортируемую российскую продукцию путем субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым покупателям такой продукции банковскими кредитными организациями, прошедшими отбор на предмет наилучших условий кредитования, включая наименьшую процентную ставку по кредитам [8].

Приоритетами в развитии отраслей промышленности будут являться:

  • формирование благоприятной среды для внедрения новых разработок в производство, в том числе развитие инфраструктуры прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок;
  • создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий;
  • стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий, повышением уровня безопасности производственных процессов, развитием механизмов государственно-частного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;
  • развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала предприятий, модернизация системы профессионального и дополнительного образования работников, ликвидация профессионально-квалификационных и возрастных диспропорций;
  • формирование научно-технологических заделов за счет интенсификации поисковых и ориентировочных исследований, создание условий для внедрения отечественных научно-технологических разработок научных и образовательных организаций в производство [8].

Приоритетами в сфере развития агропромышленного производства и рыбохозяйственного комплекса будут являться:

  • обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;
  • развитие кадрового потенциала аграрно-промышленного комплекса, повышение эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования сельскохозяйственного профиля, включение их в стратегическую повестку развития отрасли и обеспечение высокого уровня подготовки кадров и проведение научных исследований на их базе в интересах развития сельского хозяйства;
  • проведение исследований в области рыбного хозяйства и аквакультуры [8].