Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы территориально-государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках «центра», она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные.

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие «государства-карлики») [20, c. 190].

Форму унитарного государства в настоящее время имеют целый ряд развитых стран, таких как Франция, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Швеция и другие.

Данная форма имеет единую структуру государственного аппарата, которая распространяется на всю территорию государства, а ее юрисдикция распространяется на всю территорию страны. В ее юрисдикцию входит глава государства, парламент, правительство. Компетенция данных органов не может быть ограничена местными органами ни по фактическим, ни по юридических обстоятельствам.

При этом каждая административно- территориальная единица имеет равный юридический статус и одинаковое положение в отношении с центральными органами. В данном случае они лишены такого аспекта как политическая самостоятельность, вследствие чего не имеют нормативных актов, которые закрепляют и определяют их правовое положение. При этом они наделены довольно широкими полномочиями в хозяйственной сфере и социально-культурной области, это необходимо для более качественного управления территорией с учетом ее особенностей [7, c. 55].

Кроме этого еще одной важной чертой унитарного государства является единое гражданство, то есть каждый гражданин имеет одну, единую государственную принадлежность.

Свое гражданство не может иметь ни одна административно-территориальная единица государства.

Следующей характерной чертой унитарного государства является единство системы права, то есть в государстве существует лишь одна Конституция, которая распространяется на всех. При этом ее нормы имеют прямое действие и применимы лишь на территории всего государства, не имея при этом ограничений и изъятий.

В обязанность местных органов власти входит выполнять и применять все нормативные акты, которые принимаются центральными органами власти.


Так же все нормативно- правовые акты местных органов власти, носят сугубо локальный характер. При этом данные акты регулируют их деятельность и характеризуются исключительно подчиненным характером.

В унитарной форме государственного устройства существует только одна судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории государства и руководствуется едиными материальными и процессуальными нормами.

При этом не существует иных органов отправления правосудия, кроме центральных. Органы суда составляют единую цепь государственной системы.

В унитарном государстве для сбора налогов используется одноканальная система налогообложения. В такой системе все денежные средства в начале сосредотачиваются в руках государства, а уже после распределяются по регионам, в зависимости от бюджета страны [8, c. 89].

В унитарной форме государственного устройства жесткой централизации подвергается весь государственный аппарат, который прямо контролирует все местные органы власти.

Отличительной чертой унитарного государства является централизация власти, которая в разных странах реализуется в различных формах и степенях.

Так в ряде стран можно наблюдать отсутствие местных органов власти, и вся территория управляется непосредственно только из центра или назначенными должностями.

Другие государства создают местные органы власти, за которыми устанавливают прямой или косвенный контроль.

В зависимости от вида контроля за местными органами власти, унитарные государства можно подразделить на два вида:

  • Централизованные;
  • Децентрализованные.

При этом существует ряд государств, которые предоставляют своим отдельным административно-территориальным единицам льготное положение.

В данных государствах существует административная автономия у одной или нескольких административно-территориальных единиц. Данная мера применяется по необходимости для учета отдельных интересов граждан, которые проживают на определенной территории из-за конфликтов, которые возникают на почве различных интересов:

  • Национальный;
  • Этнический;
  • Исторический;
  • Географически и др.

Полномочия у таких образования зачастую бывают шире, чем у остальных административно-территориальных единиц. Для унитарного государства это скорее необходимое исключение, чем правило, при этом границы действия самостоятельности всегда жестко регламентированы и максимально ограничены [4, c. 56].


В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не прямая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового выс­шего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились. [15, c. 111]

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установлен­ия законами государства, и при условии непротиворечив национальным интересам и интересам других областей область мо­жет издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства. [4, c. 98]


По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может переда­ть областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), кото­рый в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентирующих актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его со­става и утверждается законом республики. Пять областей, наде­ленных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную струк­туру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках, установленных зако­нами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключи­тельно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает: "Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования". Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. [3, c. 98]


Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встре­ть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

Унитарное государство можно рассмотреть на примере Франции:

Франция - унитарное государство, и проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти. [7, c. 97]

Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.