Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы территориально-государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Территориально- самоуправляющие коллективы:
а) регионы: Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления - административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона - высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.
в) коммуна: Коммуна - естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна - юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.
Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.
Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия "местные дела" и государство само решает, что относится к этой категории.
Функции, выполняемые государством:
а) Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции.
б) Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации является важнейшим элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, - все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей. [6, c. 98]
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.
Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
Таким образом если сделать сравнительный анализ между унитарным государством с феодальным, то безусловно, первые намного прогрессивнее, так как они обеспечивают становление единого рынка, развитие экономико-социальных отношений.
Однако при активном развитии капитализма, увеличении скорости передачи информации, развития коммуникаций и научно-технической базы в целом, происходит процесс, при котором возникает необходимость создания более сложной формы государственных образований, таких как федерация, конфедерация и т.д.
2.2. Федеративное государство
Федерация как форма государственного устройства является более распространенной в мире, чем унитарная. Сейчас федеративная форма государственного устройства существует в таких странах как Бразилия, США, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария и др.
Особенности федерации:
- федерация является единым целым государством, безусловно, только в политико-административном отношении, это не касается территориального единства страны. Федеративное государство состоит из территорий субъектов федерации, которые являются некими государственными образования, и при этом они не обладают полным государственным суверенитетом. Данное обстоятельство сдерживает их самостоятельность в вопросах внешней и внутренней политики [9, c. 95].
- Однако органы местного самоуправления могут принимать решения в вопросах местного значения. При этом сами субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и политическую самостоятельность, что является отличительной чертой от унитарного государства.
- Федерации имеются два уровня государственного аппарата:
- Федеральный
- Союзный
- Республиканский
На высшем уровне, федеративный характер государства выражается в образовании двухпалатного парламента, верхняя палата которого отражает интересы субъектов федерации. При ее создании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. При этом нижняя палата формируется для выражения интересов всего населения. При этом в федерации может так же существовать государственный аппарат и на местном уровне. [11, c.66].
- Возможность наличие двойного гражданства, то есть каждый человек является гражданином, как федерации, так и соответствующего государственного субъекта, и все это закрепляется конституциями государств.
При этом можно отметить, что объем права и обязанностей у каждого гражданина один и тот же, вне зависимости на территории какого субъекта он находиться или проживает.
Один из главных принципов функционирования правовой системы в федеративном государстве является принцип централизации и единства, при этом субъекты федерации имеют право на создание собственных правовых систем.
Некоторые субъекты могут создавать и принимать конституции, только при условии, что ее содержание будет соответствовать принципу субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов не должны противоречить союзной конституции, а республиканские законы, должны соответствовать федеральным законам.
Сам принцип приоритета общефедерального закона, над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым абсолютно для всех видов федерации.
Из этого следует, что на территории федерации действуют федеральные законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяются на территорию соответствующего субъекта.
Сами федеральные законодательные органы, могут принимать законы, специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.
При этом каждая федеральная единица имеет право создать свою судебную систему. При этом Конституция устанавливает основные начала, к которым можно отнести:
- Определения порядка организации;
- Определение предмета разбирательства и ее процедур.
Сама Конституция устанавливает некий образец, по которому будет строиться судебная система, в субъектах федерации.
При этом следует отметить, что наивысшая инстанция судебной системы не рассматривает апелляционные жалобы на решения высших судов субъектов федерации. Если все же такое установлено, то рамки разбирательств сильно ограничены, а условия четко определены.
В федеративных государствах используют двухканальную систему налогообложения, в которой существуют два потока: федеральные налоги и налоги субъектов.
При этом иногда собираемый налог в начале, поступает в федеральное распоряжение, а уже после передается субъектам на основании соответствующей статьи.
В случае, когда субъект собирает налоги напрямую в свою казну, это в дальнейшем негативно сказывается на федеративной природе государства, угрожая его целостности
Доходы каждого субъекта должны быть ограничены до возможного минимума, так чтобы субъект нуждался в дотациях и субсидиях из центра.
Благодаря этой финансовой зависимости, которая выступает главным рычагом, подчинения субъектов федерации центру.
При этом основным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектом федерации, от него зависит юридическое положение государственных преобразований и их характер отношений, которые складываются между федерацией и ее членами [13, c. 55].
Сами отношения определяются в основном конституцией или иными договорами, в следствии, чего реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.
Полномочия федеральных и местных органов решается по следующим принципам:
- Принцип исключительной компетенции, который направлен на определения предметов ведения, по которым только одна сторона может принимать решения, издавать указы, а все остальные вопросы, которые не вошли в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения субъектов федерации;
- Принцип совместной компетенции, суть которого состоит в том, чтобы установить один перечень предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти решают по согласованию с органами власти субъектов федерации те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Сама процедура может иметь разные формы, которые закреплены конституцией и иных законах;
- Принцип трех сфер полномочий предполагает, установление полномочий:
- Федеральных;
- Штатных;
- Республиканских;
- Кантональных;
- Полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъектов федерации и самой федерации [15, c.45].
При этом в практике некоторых федеративных государств появляется такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации как взаимное делегирование.
Оно как бы снимает вопрос о подчиненности субъекта федерации центру, которая свидетельствует о добровольности распределения компетенции.
Делегирование полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, а именно субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, большой самостоятельностью, добровольностью, делегированием полномочий, а не их централизованным распределением. [10, c. 87].
При этом иногда субъект федерации использует статус ассоциированного члена, чтобы в дальнейшем выйти из состава федерации. На основании этого появляется понятие ассиметричной федерации, в котором разные появляются политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами. Иными словами, современная практика федерализма, обогащена разным опытом самоопределения народов, так после распада ССР были даны новые формы федеративной государственности.
Для того чтобы федерация функционировала в своих новых формах, должно быть четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации, иначе под угрозой могут оказаться целостность и единство государства.
Безусловно, самыми сложными и наиболее важными остаются вопросы, которые касаются права наций на самоопределение, а также полного выхода из состава государства.
Теоретически, каждый субъект добровольно входит в состав федерации. Однако проведя анализ различных субъектов в определенном количестве федераций, можно сделать вывод о том, что нормы, регламентирующие порядок выхода субъекта из состава государства не закреплены в них.
Сам же выход субъекта федерации из состава федерации, как показывает практика очень сложная процедура, которую не желает признавать, как само государство, так и международное сообщество, которое в свою очередь ссылается на принцип не делимости и территориальной целостности государства.
В современных условиях цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве, становиться довольно таки большой, что сторонникам приоритета права наций над правами человека, всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации в целом, мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации и образование самостоятельного государства.
Федерации подразделяются на следующие виды:
- Национально-государственные, в основу которых положены национальные факторы, именно для нее характерны республики, которые входят в федерацию, автономные формы государственности.
- Административно-территориальные, суть которых заключается в том, что их основу составляют экономические, географические, транспортные и иные территориальные факты. Важную роль играют исторические традиции, языковые и иные культурные факторы [14, c. 107].
Сама же форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в правоотношения и на какой основе складываются данные правоотношения, при этом очень важно учитывать какого рода связи они поддерживают с другими государствами. Так, вступая в правоотношения с субъектами международной жизни для решения определенных вопросов, государство может поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности и иной раз даже независимости, ради достижения общих целей.