Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы территориально-государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными принципами образования и функционирования федеральной системы являются следующие:

  1. Добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;
  2. Равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;
  3. Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
  4. Законность и конституционность. Данный принцип направлен на строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации всех федеральных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партиями или иными общественно - политическими организациями [6, c. 55].

Федеративная система может быть эффективной, только в том случае, если ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда имеются четкие разграничения сферы деятельности и компетенции центральных и местных государственных органов, а также в том случае, если строго соблюдаются права и свободы граждан.

Так в процессе исследования федерализма с точки зрения его общих черт и особенностей важно рассматривать его не только с формальной точки зрения его юридических позиций, но и с реалистических позиций, как явление, фактически существующее в жизни.

Необходимо исходить, прежде всего, из того, что федерализм является не одномерным, а многомерным явлением и имеет не только статический, но и динамичный характер.

В данном случае здесь речь идет о многомерности федерализма и имеется в виду существование различных более или менее одинаково значащих его сторон или аспектов.

В данном случае подразумеваются такие аспекты как:

  • Исторический;
  • Политический;
  • Правовой;
  • Социальный;
  • Фискальный;
  • Культурный;
  • Идеологический. [17, c. 45].

Познание всех этих сторон, предполагает использование междисциплинарного метода исследования или подхода.

Если речь идет о федерализме, как о динамическом явлении, то в данном случае имеется в виду рассмотрение его не только как застывшего в данный момент явления, но и постоянно развивающегося, изменяющегося в социально- политических, экономических условиях жизни общества.

Федерализм- это прежде всего не столько статика, сколько процесс и динамика, причем цикличный процесс.

Таким образом, наличие федерализма в России и в других странах подтверждается периодически изменяющимся характером правоотношений между федерацией и ее субъектами. В данном случае в разные периоды истории эти отношения могут быть в разной степени жесткими, централизованными или децентрализованными.


2.3. Конфедеративное государство

В современном обществе конфедеративное устройство государство воспринимается авторами неоднозначно. Некоторые ученые предполагают, что конфедерация не играет роль самостоятельной, единой страны, а представляет собой лишь союз, содружество отдельно суверенных государств, которое создается ради достижения определенных целей.

Однако конфедерация остается одной из главных форм государственного устройства, хотя и не является распространенной.

Конфедерация представляет собой союз или объединение стран, которые после объединения сохранили свой суверенитет, и оставили свои органы власти как высшие, так и местные, сохранив при этом свою судебную систему.

При этом для координации действий государства его члены образуют свои общие органы, которые должны быть созданы для строго определенных целей и выполнению четко обозначенных функций.

Сама же конфедеративная форма государственного устройства в основном выступает промежуточным звеном между странами, которые в дальнейшем объединятся в федерацию. В настоящее время юридически конфедерацией считается Швейцария, однако на деле она имеет федеративное устройство. При этом черты конфедерации присуще Содружеству Независимых Государств. Также некоторые ученые рассматривают в качестве конфедерации Евросоюз [16, c. 88].

Ученые юристы весьма разнопланово и не однозначно относят и рассматривают конфедерацию в качестве одной из форм государственно-территориального устройства.

При этом в частых спорах затрагиваются не сколько особенности и отличительные черты конфедерации, сколько ее формально- юридическая природа.

Проблема заключается еще и в том, что некоторые ученые воспринимают конфедерацию только как одну из форм государственного устройства, а некоторые рассматривают ее в качестве международно-правового объединения, субъекта международного права.

Ф. Кистяковский в начале 20 века сравнивал федерацию и конфедерацию, сформулировав вопрос: какими отличительными признаками обладают федерация и конфедерация?

Когда автор формулировал ответ, он ссылался на следующие посылки и утверждал, что конфедерация основывается на международных взаимных обязанностях соединенных государств, которые вытекают из договора, а основой федерации является объективное право, которое установлено путем всеобщего соглашения, а также закона или обычая [18, c. 75].

Кроме этого, государства, которые образуют конфедерацию, не теряют своего суверенитета, а субъекты, которые образовали федерацию, подчиняются более крупному субъекту власти нового государства.


При этом сама по себе федерация-это, прежде всего, государство, которое обладает публичным правом, в то время как конфедерация выступает субъектом лишь международной жизни не обладает публичным правом.

Сами государства, которые входят в состав конфедерации имеют право свободного выхода из нее, а субъекты федерации ограничены в своем внутреннем суверенитете и не могут свободно выйти из его состава, не нарушив принцип территориальной целостности, если только речь не идет о праве самоопределения наций.

То есть субъекты федерации не могут актом своей воли прекратить свою связь с целым, отделение их будет рассмотрено как акт мятежа, против федеральной власти и может повлечь для них репрессии.

Конфедерация имеет признаки союзного государства, и в то же время они имеет явно выраженные признаки союза государств.

В научной литературе конфедерацию определяют, как союз независимых государств, которые объединились, чтобы достичь определенных целей.

При этом независимость государств и их суверенность подчеркиваются особо, однако оговаривается, что в условиях федерации ее составные части тоже нельзя рассматривать в качестве обычных административно- территориальных единиц.

Каждая из них так же выступает в качестве суверенного государственного образования.

В конфедерации субъекты сохраняют за собой почти полный суверенитет, передав часть своих полномочий в сфере предмета договора новому союзному образованию.

В этом и проявляется одно из сходов и различий федерации и конфедерации, при этом сходство их заключается в наличии субъектов суверенитета, а различие в степени или уровне наличия суверенитета.

При этом первое сближает федерацию как форму государственного устройства с конфедерацией, а второе отделает их друг от друга, и вынуждает рассматривать конфедерацию как некий перманентный союз государств.

Однако сходство федерации как формы государственного устройства с конфедерацией проявляется и в других правоотношениях. Так, в зарубежных источниках указывается на то, что в основе образования и функционирования федерации и конфедерации лежат некоторые общие принципы, такие как:

  • Принцип совмещения воли субъектов федерации и конфедерации с волей образуемого целого;
  • Принцип автономии субъектов федерации и конфедерации. [20, c. 111].

Учитывая, что конфедерация в некоторых случаях рассматривается как отражение федерализма, и некоторых его принципов таких как принцип совмещения воль автономий, то можно говорить не столько о различии федерации и конфедерации, сколько об их общности и сходстве. Однако с той разницей, что в условиях федерации основной акцент делается на принципе согласования воль, тогда как в условиях конфедерации на принципе автономии.


При этом конфедерация предполагает гораздо большую самостоятельность своих составных частей и их более широкую автономию, чем федерация.

Пи этом, как в условиях федерации, так и конфедерации центральная власть может иметь прямую связь с населением. Сторонники точки зрения существования прямой связи с населением в условиях конфедерации рассматривают ее как фактор, сближающий конфедерацию с федерацией, и считают конфедерацию как форму объединения, стоящую ближе к национальной, нежели к международной [22, c. 66].

Объединяющим фактором конфедерации и федерации ряд исследователей считают то обстоятельство, что конфедерация по истечению времени перерастает в федерацию, которая является по своей структуре чисто национальной организацией.

Так, например, конфедерация, существовавшая до прорастания ее в федерацию, в США, конфедерация земель Германии, Швейцарии. Все они зародились в форме конфедераций, в силу экономических, политических и иных причин, переросли в федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного конфедерации можно весьма условно отнести к формам государственного устройства, впрочем, как и к чисто классическим международным организациям.

Заключение

Говоря об основных формах государственно-территориального устройства, можно отметить, что наиболее популярной формой является унитарное государство.

Как в отечественной, так в зарубежной литературе наибольшее внимание уделяется именно характеристике особенностей унитарного государства.

Авторы, которые специализируются на формах государственно-территориального устройства однозначны в мнении о том, что из себя представляет унитарное государство, какие оно имеет особенности и признаки.

Каждый ученый руководствуется тем, что унитарное государство - единое, неделимое государственное образование. При этом оно может содержать в себе лишь административно-территориальные части. Характерными чертами унитарного государства являются общие для всего государства высшие органы власти, управления, единообразная правовая и судебная системы, одна конституция, общая финансовая и одноканальная налоговая системы, единая система осуществления национальной безопасности и т.д. В современном мире в список государств с унитарной государственно-территориальной формой устройства входят такие страны как Китай, Великобритания, Дания, Нидерланды, Венгрия, Япония и др.


Федерация является более структурированной и сложной формой государственно-территориального устройства по сравнению с унитарным государством. Данная форма менее распространена, чем форма унитарного государства, однако это лишь в относительном плане, если рассматривать в абсолютном плане, то данная форма, возможно даже, преобладает над всеми формами государственно-территориального устройства.

Если смотреть на вышеуказанное обстоятельство, то можно отметить, что «девятая часть государств мира - 21 государство - являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли». Федеративную форму государственно-территориального устройства используют как крупные развитые страны (Российская Федерация, США), так и небольшие индустриальные страны (Бельгия). Они неодинаковы по характеру как социальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде),так и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма. Несомненно, в каждой из форм имеются свои плюсы и минусы.

Важно учитывать, что понимание и глубокий анализ современных проблем в формах государственного устройства поможет, с одной стороны, пониманию современных проблем и состояния Российской Федерации, прошлого - возникновения и развития, а с другой, - изучению, путем сопоставления России с различными государствами, имеющими федеративную форму государственно-территориального устройства, и, соответственно, развитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
  2. Всеобщая декларация прав человека, (Принята 110.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Права и свободы личности. Библиотечка « Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала « Социальная защиты»

II. Литературные источники:

  1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права.М.: Норма, 2017. с.396.
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2017. с. 239.
  3. Венгеров А.Б.  Теория государства и права. М.: НОРМА,2018. с.255.
  4. Власова В. И. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2018. с. 110.
  5. Воткин В.А. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2016. с.386.
  6. Иванов В. В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 92.
  7. Жидков О.А. История государства и права. М.: НОРМА, 2017.с. 389.
  8. Кашанина Т.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2017. с. 144.
  9. Клименко, А.В. Теория государства и права. М.: Мастерство, 2017. с.219
  10. Князев С.Д. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2017. с. 209.
  11. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: НОРМА, 2018. с. 125.
  12. Лазарев В.В. Теория права и государства. М.: Право и закон, 2019. с.576
  13. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2017. с. 300
  14. Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Инфра-М, 2017.с. 255.
  15. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2018.с. 320.
  16. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Норма,2018. с. 225.
  17. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2017. с.414
  18. Назаренко Г.В. Теория государства и права . М.: НОРМА, 2017. с. 142.
  19. Перевалова В.Д. Теория государства и права М.: НОРМА, 2018.с. 432.
  20. Ромашов Р. А. Проблемы структурирования и функционирования системы современного российского законодательства в контексте федерализма // Правоведение. 2016. № 3. С. 5.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2017 с. 411.
  22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2018. с. 329.
  23. Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ//Государство и право. 2014. № 8-9. С. 15-18.