Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы территориально-государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования. Исследования форм государственно- территориального устройства различных стран, дает возможность определить внутреннюю организацию власти в государстве, а именно государственные органы, которые представляют власть, порядок их образования, полномочия, а также методы осуществления власти.
На каждой исторической ступени развития общества в теории государства и права в качестве юридической науки имелся свой подход к данному вопросу. Безусловно, нам кажется неправильным обращать внимание на научные концепции и гипотезы прошлого, так как именно они дали базис для образования огромного количества надстроек и ответвлений, постепенного их усовершенствования и превращения в современные формы государственно-территориального устройства, такими, какими мы их знаем.
В данном случае именно эти знания могут показаться на первый взгляд чисто теоретические могут реализовать государственную власть, добиваться эффективного руководства в стране. Так по отношению к административно-территориальным единицам, создавать условия для стабильного и равномерного развития всего государство, и главное для обеспечения законной целостности государства.
Отечественная теория государства и права традиционно выделяла в форме государства три основных блока: форму правления, форму национально- государственного и административно-территориального устройства и политический режим.
Так форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, политический режим характеризует, каким способом осуществляется государственная власть, то форма национального и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения через различные территориальные и политические преобразования с государством в целом.
Изучая формы государственного устройства, следует обратить внимание на многозначность понятия устройство государства в теории государства и права, в котором говориться, прежде всего, об устройстве государства, как форме правления, как территориальной организации, и это не случайно.
И действительно в данных случаях речь идет именно об устройстве государства, но только в разных аспектах, политическом, структурном, территориальном.
Система территориальных составных частей и образует территориальное деление государства, и представляет собой географическую основу территориального устройства.
В связи с увеличением размеров территории и возникает проблема территориального устройства.
Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие между государством по поводу и в процессе создания и регулирования государственно-правовых явлений направленных на государственно-территориальное устройство.
Цель курсовой работы - анализ понятия и форм территориально-государственного устройства.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Определение и выделение сущности понятия «форма территориально-государственное устройство»,
- Краткая характеристика основных форм, признанных современной наукой теории государства и права.
- Разграничение, отличие данных форм государственного устройства.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения 2 глав и 3 пунктов заключения и списка использованных источников.
1. Понятие формы территориально-государственного устройства
За последние годы понятие формы государственного устройства, подвергается значительной критике, в следствии, чего намечается тенденция к исключению его из научного оборота, и замене более адекватным термином. Так ученый юрист Чиркин В.Е., указывал, что в политической литературе понятие государственное устройство придавалось довольно широкое значение, где нередко понимался сам государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые элементы общественного строя.
Именно поэтому в последнее время этот термин стремятся заменить формулировкой территориально-политическое устройство государства. Из-за отсутствия достаточной аргументированной альтернативы сохраняется термин государственное устройство, однако в юридической литературе при его употреблении имеется ввиду только устройство территории государства, соотношения государства как целого с его основными частями.
При этом внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватывается понятием - территориальное устройство государства [5, c. 117].
В научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. Однако на сегодняшний день выбраны только две формы государственного устройства:
- Унитарная – простая;
- Сложная.
Для определения формы государственного устройства его типологизацию, за основу берут критерий простоты. Примитивность подобного подхода очевидна, в частности современные ученые третье формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют ее как союз государств.
Появляется понятие регионального государства, данное понятие еще не воспринято основными законами, хотя является научным термином. В классификации сложных государств выделяют такие понятия как протекторат и уния. Для того, чтобы наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства [7, c. 65].
При этом сама форма государственного устройства это, прежде всего элемент формы государства, который характеризует его внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, который обусловлен, прежде всего, определенными взаимоотношениями органов всего государства с органами его составных частей.
Вопрос об организации власти на определенной территории характерен только для государственно-организованного общества, так как управлением им происходит непосредственным образом. Так в сравнении с первобытным обществом, объединение происходило по признаку родства.
Управление включает в себя организованный государством социально-производственный процесс, в пределах своей территории, граждане находятся под управлением, так как проживают на этой территории. Основная задача государства состоит в том, чтобы упорядочить жизненный процесс граждан, организовать социальный процесс, в пределах своей территории.
Влияние на форму государства оказывает целый ряд различных факторов, таких как национальный состав граждан такие как:
- Состав граждан;
- Тип государства;
- Экономическое развитие;
- Размеры государства;
- Географическое положение и др.
Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся, но территориальному принципу [22, c. 101].
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые -- унитарные и сложные -- федеративные и конфедеративные государства.
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).
Итак, выделим три формы государственного устройства:
1. Унитарная
2. Федеративная
3. Конфедеративная
Таким образом, в юридической литературе выделяют две структурные формы государства:
- Простая, к которой относится унитарное государство, то есть простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета . В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства.
2. Сложная форма устройства государства характеризуется, прежде всего, наличием государственных образований в составе самого государства. К таким формам относят федерацию и конфедерацию.
2. Формы территориально-государственного устройства
2.1. Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.
Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.
В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности [4, c. 188].
Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.
Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а «в центре».