Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22638
Скачиваний: 340
624
625
гательного производства. При этом в 2008 году следует ожидать
увеличения прибыли в 3,5–4 раза по сравнению с 2007 г.
Пример 3. Классифицировать транспортную компанию как
сложную экономическую систему. Определить состав, структуру
и оптимальный вариант функционирования компании (проект
компании).
Транспортная компания — это сложная система. Система
включает: подсистему средств, непосредственно осуществляю-
щих перевозки; подсистему обеспечения перевозок и функцио-
нирования компании; подсистему управления перевозками и дея-
тельностью компании. Система функционирует при определенных
внешних условиях, которые определяются целым рядом факто-
ров, основными из которых являются производственный, людской,
транспортный потенциалы региона, являющегося прогнозируемой
сферой влияния компании; метеоусловия и местность, транспорт-
ная сеть; сервисное обслуживание перевозок и др.
Система функционирует при определенных ограничениях,
основными из которых являются: величина инвестиций, при-
влекаемых для формирования и деятельности компании; типы и
стоимость транспортных средств, которые могут быть включены
в состав компании; нормативные акты по организации и осущест-
влению перевозок в данном регионе; цены на топливо, материалы
и комплектующие изделия для осуществления ремонта.
Входом системы является поток заявок на осуществление
перевозок.
Выход системы — прибыль транспортной компании за счет
осуществления перевозок.
Управлениями системы являются показатели проекта по
организации транспортной компании и осуществлению пере-
возок. Управления предстоит определить.
Задача при этом формулируется следующим образом. Пред-
положим, что известны
1. Финансовые показатели проекта:
•величина инвестиций на реализацию проекта по органи-
зации транспортной компании и определение основных харак-
теристик ее деятельности;
•период расчета с инвесторами;
•стратегия расчета с инвесторами.
2. Начальные данные по формированию и функционирова-
нию транспортной компании:
•максимально-возможное количество типов транспортных
средств, которые может иметь транспортная компания;
• показатели, характеризующие качество транспортных
средств, качество обслуживания пассажиров и осуществления
перевозок;
•система требований по показателям качества транспорт-
ных средств, качества обслуживания пассажиров и осущест-
вления перевозок;
•системы: транспортное средство, средства обеспечения и
управления транспортной компании, оказывающие влияние на
качество обслуживания пассажиров и осуществление перевозок;
•средняя вероятность выживания транспортного средства
при перевозке пассажиров, грузов или же выполнение других
задач;
•продолжительность эксплуатации транспортного средства
по условиям полной выработки ресурса;
•стоимость одного рейса на перевозку пассажиров, грузов;
•выручка от одного рейса на перевозку пассажиров и грузов;
Требуется определить:
Первый этап — этап формирования макета плана проекта:
•распределение инвестиций по этапам проекта.
Второй этап — этап формирования компании:
•состав парка транспортной компании;
•типы транспортных средств имеющиеся в транспортной
компании;
• оптимальную стоимость парка, систем обеспечения и
управления.
Третий этап — этап деятельности компании:
• оптимальный вариант распределения прибыли транс-
портной компании (развитие транспортной компании — парка,
оборудования, систем обеспечения и управления);
626
627
• выделение средств на эксплуатацию систем и средств
транспортной компании;
•выделение средств на маркетинг, мониторинг, рекламу и др.
Решение задач второго этапа по существу связано с фор-
мированием стратегического и оперативного бюджетов транс-
портной компании.
Допущения и упрощения, принятые при решении задачи
1. Критерии показателей качества перевозок и обслужива-
ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем
обеспечения и управления соответствуют стандартам.
2. Все показатели качества перевозок и обслуживания
пассажиров, а также качества транспортных средств, систем
обеспечения и управления имеют одинаковую относительную
важность.
3. Значения показателей качества перевозок и обслужива-
ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем
обеспечения и управления зависят от состояния систем, которые
определяются объемом финансовых средств, вложенных в их
развитие.
4. Инфляция за время жизненного цикла транспортного
средства (от закупки до списания) не учитывается.
Критерий оптимальности
В качестве критерия оптимальности при решении задачи
целесообразно принять:
}
ɉ
N
{
ɦɚɤɫ
ɨɩɬ
.
;
С
потр
= С
зад
;
С
то
+ С
о
+ С
су
+ С
р
+ С
по
+ С
п
= С
зад
,
где N — количество транспортных средств, планируемых для
включения в состав транспортной компании. N= С
то
/С
т
;
С
т
— цена одного транспортного средства;
П — ожидаемый результат деятельности (прибыль) от одно-
го транспортного средства за время его жизненного цикла;
С
потр
— потребные затраты финансовых средств на создание
и функционирование транспортной компании;
С
зад
— средства, выделенные на создание транспортной
компании (инвестиции).
Вариант формирования компании определяется следую-
щими основными переменными:
С
то
— размеры средств, выделяемых на закупку транс-
портных средств;
С
о
— размеры средств, выделяемых на создание системы
обеспечения транспортной компании (транспортное оборудова-
ние, парковое оборудование, сервисное обслуживание, ремонт-
ная база и др.);
С
су
— размеры средств, выделяемых на создание подси-
стемы управления транспортной компании (администрация,
диспетчерская служба и др.);
С
по
— размеры средств, выделяемых на закупку паркового
оборудования;
С
п
— размеры средств, выделяемых на закупку погрузоч-
ного оборудования;
С
р
— размеры средств, выделяемых на рекламу.
При использовании данного критерия в качестве оптималь-
ного принимается такой вариант формирования транспортной
компании, при котором достигается максимальный результат
(максимальная прибыль) в ходе ее деятельности при выполнении
ограничений по выделенным средствам и обязательств перед
инвесторами.
Величина прибыли компании от одного транспортного сред-
ства за величину его жизненного цикла может быть определена
по следующей формуле:
П = К
кач
· (С
цен
· n
пас
– С
нал
– С
рейс
) · n
рейс
,
^
`
*
ɪɟɣɫ
ɧɚɞ
ɠɰ
ɧɚɞ
ɠɰ
ɪɟɣɫ
n
;
Ʉ
-
1
1
Ʉ
ɦɢɧ
n
T
T
,
где К
кач
—
обобщенный показатель качества транспортной ком-
пании;
С
цен
— средняя цена перевозки одного пассажира (1 т груза);
n
пас
— количество пассажиров (масса грузов), перевозимых
транспортными средствами за один рейс;
626
627
• выделение средств на эксплуатацию систем и средств
транспортной компании;
•выделение средств на маркетинг, мониторинг, рекламу и др.
Решение задач второго этапа по существу связано с фор-
мированием стратегического и оперативного бюджетов транс-
портной компании.
Допущения и упрощения, принятые при решении задачи
1. Критерии показателей качества перевозок и обслужива-
ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем
обеспечения и управления соответствуют стандартам.
2. Все показатели качества перевозок и обслуживания
пассажиров, а также качества транспортных средств, систем
обеспечения и управления имеют одинаковую относительную
важность.
3. Значения показателей качества перевозок и обслужива-
ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем
обеспечения и управления зависят от состояния систем, которые
определяются объемом финансовых средств, вложенных в их
развитие.
4. Инфляция за время жизненного цикла транспортного
средства (от закупки до списания) не учитывается.
Критерий оптимальности
В качестве критерия оптимальности при решении задачи
целесообразно принять:
}
ɉ
N
{
ɦɚɤɫ
ɨɩɬ
.
;
С
потр
= С
зад
;
С
то
+ С
о
+ С
су
+ С
р
+ С
по
+ С
п
= С
зад
,
где N — количество транспортных средств, планируемых для
включения в состав транспортной компании. N= С
то
/С
т
;
С
т
— цена одного транспортного средства;
П — ожидаемый результат деятельности (прибыль) от одно-
го транспортного средства за время его жизненного цикла;
С
потр
— потребные затраты финансовых средств на создание
и функционирование транспортной компании;
С
зад
— средства, выделенные на создание транспортной
компании (инвестиции).
Вариант формирования компании определяется следую-
щими основными переменными:
С
то
— размеры средств, выделяемых на закупку транс-
портных средств;
С
о
— размеры средств, выделяемых на создание системы
обеспечения транспортной компании (транспортное оборудова-
ние, парковое оборудование, сервисное обслуживание, ремонт-
ная база и др.);
С
су
— размеры средств, выделяемых на создание подси-
стемы управления транспортной компании (администрация,
диспетчерская служба и др.);
С
по
— размеры средств, выделяемых на закупку паркового
оборудования;
С
п
— размеры средств, выделяемых на закупку погрузоч-
ного оборудования;
С
р
— размеры средств, выделяемых на рекламу.
При использовании данного критерия в качестве оптималь-
ного принимается такой вариант формирования транспортной
компании, при котором достигается максимальный результат
(максимальная прибыль) в ходе ее деятельности при выполнении
ограничений по выделенным средствам и обязательств перед
инвесторами.
Величина прибыли компании от одного транспортного сред-
ства за величину его жизненного цикла может быть определена
по следующей формуле:
П = К
кач
· (С
цен
· n
пас
– С
нал
– С
рейс
) · n
рейс
,
^
`
*
ɪɟɣɫ
ɧɚɞ
ɠɰ
ɧɚɞ
ɠɰ
ɪɟɣɫ
n
;
Ʉ
-
1
1
Ʉ
ɦɢɧ
n
T
T
,
где К
кач
—
обобщенный показатель качества транспортной ком-
пании;
С
цен
— средняя цена перевозки одного пассажира (1 т груза);
n
пас
— количество пассажиров (масса грузов), перевозимых
транспортными средствами за один рейс;
628
629
С
нал
— величина налоговых отчислений ;
С
рейс
— стоимость одного рейса на перевозку пассажиров или
грузов (включает следующие основные статьи: амортизация транс-
портного средства, стоимость системы обеспечения рейса, стоимость
системы управления и обеспечения транспортной компании, обслу-
живания пассажиров и грузов и другие постоянные и переменные
расходы). Все указанные показатели нормируются к продолжитель-
ности амортизационного периода — в данном случае рейса;
С
выр
= С
цен
.
n
пас
— выручка за оказание услуг по перевозке
пассажиров и грузов одним рейсом;
С
приб
= С
цен
n
пас
– С
нал
– С
рейс
— прибыль транспортной ком-
пании от одного рейса ;
n
рейс
— количество рейсов, которые может совершить одно
транспортное средство за свой жизненный цикл при вероятно-
сти «выживания» за время между двумя последовательными
рейсами (это сумма членов геометрической прогрессии);
n
*
рейс
— планируемое количество рейсов транспортного
средства за время реализации проекта;
жц
— вероятность “выживания” транспортного средства
в рейсе;
К
над
— показатель надежности транспортного средства.
Для оценки обобщенного показателя качества используем
следующее приближенное соотношение (для некоторых систем
возможен такой подход к оценке качества)
К
кач
К
т
.
К
о
.
К
по
.
К
п
.
К
у
.
К
р
,
где К
т
.
К
о
.
К
по
.
К
п
.
К
у
.
К
р
— частные показатели качества транс-
портной компании.
Значения частных показателей могут быть получены с
помощью моделей систем более низкого уровня либо на основе
обработки статистических данных, полученных по результатам
деятельности существующих транспортных компаний. Для
данного примера зависимости частных показателей качества
от размеров денежных средств и их аппроксимация показаны
на рис. 3.95.
Программа решения задачи. Программа решения задачи
разработана в “Ехсеl”.
Рис. 3.95. Зависимости частных показателей качества
от размеров денежных средств, выделяемых
на развитие элементов транспортной системы
При решении задачи приняты: показатель надежности
транспортного средства — 0,999; вероятность “выживания» за
рейс — 0,991; выделено на развитие компании — 50 млн руб.;
выручка от одного эталонного средства за рейс — 0,6 млн руб.;
затраты на один рейс — 0,125 млн руб.
Основная информация и вычислительные операции осу-
ществляются на листе “Ехсеl” (табл. 3.36), где указываются:
•в ячейке В21 — средства выделяемые на реализацию про-
екта (инвестиции);
628
629
С
нал
— величина налоговых отчислений ;
С
рейс
— стоимость одного рейса на перевозку пассажиров или
грузов (включает следующие основные статьи: амортизация транс-
портного средства, стоимость системы обеспечения рейса, стоимость
системы управления и обеспечения транспортной компании, обслу-
живания пассажиров и грузов и другие постоянные и переменные
расходы). Все указанные показатели нормируются к продолжитель-
ности амортизационного периода — в данном случае рейса;
С
выр
= С
цен
.
n
пас
— выручка за оказание услуг по перевозке
пассажиров и грузов одним рейсом;
С
приб
= С
цен
n
пас
– С
нал
– С
рейс
— прибыль транспортной ком-
пании от одного рейса ;
n
рейс
— количество рейсов, которые может совершить одно
транспортное средство за свой жизненный цикл при вероятно-
сти «выживания» за время между двумя последовательными
рейсами (это сумма членов геометрической прогрессии);
n
*
рейс
— планируемое количество рейсов транспортного
средства за время реализации проекта;
жц
— вероятность “выживания” транспортного средства
в рейсе;
К
над
— показатель надежности транспортного средства.
Для оценки обобщенного показателя качества используем
следующее приближенное соотношение (для некоторых систем
возможен такой подход к оценке качества)
К
кач
К
т
.
К
о
.
К
по
.
К
п
.
К
у
.
К
р
,
где К
т
.
К
о
.
К
по
.
К
п
.
К
у
.
К
р
— частные показатели качества транс-
портной компании.
Значения частных показателей могут быть получены с
помощью моделей систем более низкого уровня либо на основе
обработки статистических данных, полученных по результатам
деятельности существующих транспортных компаний. Для
данного примера зависимости частных показателей качества
от размеров денежных средств и их аппроксимация показаны
на рис. 3.95.
Программа решения задачи. Программа решения задачи
разработана в “Ехсеl”.
Рис. 3.95. Зависимости частных показателей качества
от размеров денежных средств, выделяемых
на развитие элементов транспортной системы
При решении задачи приняты: показатель надежности
транспортного средства — 0,999; вероятность “выживания» за
рейс — 0,991; выделено на развитие компании — 50 млн руб.;
выручка от одного эталонного средства за рейс — 0,6 млн руб.;
затраты на один рейс — 0,125 млн руб.
Основная информация и вычислительные операции осу-
ществляются на листе “Ехсеl” (табл. 3.36), где указываются:
•в ячейке В21 — средства выделяемые на реализацию про-
екта (инвестиции);