Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22638

Скачиваний: 340

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

624

625

гательного производства. При этом в 2008 году следует ожидать 
увеличения прибыли в 3,5–4 раза по сравнению с 2007 г.

Пример 3. Классифицировать транспортную компанию как 

сложную экономическую систему. Определить состав, структуру 
и оптимальный вариант функционирования компании (проект 
компании).

Транспортная компания — это сложная система. Система 

включает: подсистему средств, непосредственно осуществляю-
щих перевозки; подсистему обеспечения перевозок и функцио-
нирования компании; подсистему управления перевозками и дея-
тельностью компании. Система функционирует при определенных 
внешних условиях, которые определяются целым рядом факто-
ров, основными из которых являются производственный, людской, 
транспортный потенциалы региона, являющегося прогнозируемой 
сферой влияния компании; метеоусловия и местность, транспорт-
ная сеть; сервисное обслуживание перевозок и др.

Система функционирует при определенных ограничениях, 

основными из которых являются: величина инвестиций, при-
влекаемых для формирования и деятельности компании; типы и 
стоимость транспортных средств, которые могут быть включены 
в состав компании; нормативные акты по организации и осущест-
влению перевозок в данном регионе; цены на топливо, материалы 
и комплектующие изделия для осуществления ремонта.

Входом системы является поток заявок на осуществление 

перевозок.

Выход системы — прибыль транспортной компании за счет 

осуществления перевозок.

Управлениями системы являются показатели проекта по 

организации транспортной компании и осуществлению пере-
возок. Управления предстоит определить.

Задача при этом формулируется следующим образом. Пред-

положим, что известны

1. Финансовые показатели проекта:

•величина инвестиций на реализацию проекта по органи-

зации транспортной компании и определение основных харак-
теристик ее деятельности;

•период расчета с инвесторами;

•стратегия расчета с инвесторами.
2. Начальные данные по формированию и функционирова-

нию транспортной компании:

•максимально-возможное количество типов транспортных 

средств, которые может иметь транспортная компания;

• показатели, характеризующие качество транспортных 

средств, качество обслуживания пассажиров и осуществления 
перевозок;

•система требований по показателям качества транспорт-

ных средств, качества обслуживания пассажиров и осущест-
вления перевозок;

•системы: транспортное средство, средства обеспечения и 

управления транспортной компании, оказывающие влияние на 
качество обслуживания пассажиров и осуществление перевозок;

•средняя вероятность выживания транспортного средства 

при перевозке пассажиров, грузов или же выполнение других 
задач;

•продолжительность эксплуатации транспортного средства 

по условиям полной выработки ресурса;

•стоимость одного рейса на перевозку пассажиров, грузов;

•выручка от одного рейса на перевозку пассажиров и грузов;
Требуется определить:
Первый этап — этап формирования макета плана проекта:
•распределение инвестиций по этапам проекта.
Второй этап — этап формирования компании:
•состав парка транспортной компании;

•типы транспортных средств имеющиеся в транспортной 

компании;

• оптимальную стоимость  парка, систем обеспечения и 

управления.

Третий этап — этап деятельности компании:
• оптимальный вариант распределения прибыли транс-

портной компании (развитие транспортной компании — парка, 
оборудования, систем обеспечения и управления);


background image

626

627

• выделение средств на эксплуатацию систем и средств 

транспортной компании;

•выделение средств на маркетинг, мониторинг, рекламу и др. 
Решение задач второго этапа по существу связано с фор-

мированием стратегического и оперативного бюджетов транс-
портной компании. 

Допущения и упрощения, принятые при решении задачи
1. Критерии показателей качества перевозок и обслужива-

ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем 
обеспечения и управления соответствуют стандартам.

2. Все показатели качества перевозок и обслуживания 

пассажиров, а также качества транспортных средств, систем 
обеспечения и управления имеют одинаковую относительную 
важность.

3. Значения показателей качества перевозок и обслужива-

ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем 
обеспечения и управления зависят от состояния систем, которые 
определяются объемом финансовых средств, вложенных в их 
развитие. 

4. Инфляция за время жизненного цикла транспортного 

средства (от закупки до списания) не учитывается.

Критерий оптимальности
В качестве критерия оптимальности при решении задачи 

целесообразно принять:

}

ɉ

N

{

ɦɚɤɫ

ɨɩɬ

˜

 

.

;

С

потр

  =  С

зад

;

 

С

то

+ С

о

 + С

су

 + С

р

+ С

по

+ С

п

= С

зад

,

где  N — количество транспортных средств, планируемых для 
включения в состав транспортной  компании. N= С

то

т

;

С

т

 — цена одного транспортного средства;

П — ожидаемый результат деятельности (прибыль) от одно-

го транспортного средства за время его жизненного цикла;

С

потр

 —  потребные затраты финансовых средств на создание 

и функционирование транспортной компании;

С

зад 

— средства, выделенные на создание транспортной  

компании (инвестиции).

Вариант формирования компании определяется следую-

щими основными переменными:

С

то

 — размеры средств, выделяемых на закупку транс-

портных средств;

С

о

 — размеры средств, выделяемых на создание системы 

обеспечения транспортной компании (транспортное оборудова-
ние, парковое оборудование, сервисное обслуживание, ремонт-
ная база и др.);

С

су

 — размеры средств, выделяемых на создание подси-

стемы управления транспортной компании (администрация, 
диспетчерская служба и др.);

С

по 

— размеры средств, выделяемых на закупку паркового 

оборудования;

С

п 

— размеры средств, выделяемых на закупку погрузоч-

ного оборудования;

С

р 

— размеры средств, выделяемых на рекламу.

При использовании данного критерия в качестве оптималь-

ного принимается такой вариант формирования транспортной  
компании, при котором достигается максимальный результат 
(максимальная прибыль) в ходе ее деятельности при выполнении 
ограничений по выделенным средствам и обязательств перед 
инвесторами.

Величина прибыли компании от одного транспортного сред-

ства за величину его жизненного цикла может быть определена 
по следующей формуле:

П =  К

кач

 · (С

цен

 · n

пас

 – С

нал

 – С

рейс

) · n

рейс

,

^

`

*

ɪɟɣɫ

ɧɚɞ

ɠɰ

ɧɚɞ

ɠɰ

ɪɟɣɫ

n

;

Ʉ

1

1

Ʉ

  

ɦɢɧ

n

˜

T

˜

˜

T

 

 

где К

кач

 

 

обобщенный показатель качества транспортной ком-

пании;

С

цен

 — средняя цена перевозки одного пассажира (1 т груза);

n

пас

 — количество пассажиров (масса грузов), перевозимых 

транспортными средствами  за один рейс;


background image

626

627

• выделение средств на эксплуатацию систем и средств 

транспортной компании;

•выделение средств на маркетинг, мониторинг, рекламу и др. 
Решение задач второго этапа по существу связано с фор-

мированием стратегического и оперативного бюджетов транс-
портной компании. 

Допущения и упрощения, принятые при решении задачи
1. Критерии показателей качества перевозок и обслужива-

ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем 
обеспечения и управления соответствуют стандартам.

2. Все показатели качества перевозок и обслуживания 

пассажиров, а также качества транспортных средств, систем 
обеспечения и управления имеют одинаковую относительную 
важность.

3. Значения показателей качества перевозок и обслужива-

ния пассажиров, а также качества транспортных средств, систем 
обеспечения и управления зависят от состояния систем, которые 
определяются объемом финансовых средств, вложенных в их 
развитие. 

4. Инфляция за время жизненного цикла транспортного 

средства (от закупки до списания) не учитывается.

Критерий оптимальности
В качестве критерия оптимальности при решении задачи 

целесообразно принять:

}

ɉ

N

{

ɦɚɤɫ

ɨɩɬ

˜

 

.

;

С

потр

  =  С

зад

;

 

С

то

+ С

о

 + С

су

 + С

р

+ С

по

+ С

п

= С

зад

,

где  N — количество транспортных средств, планируемых для 
включения в состав транспортной  компании. N= С

то

т

;

С

т

 — цена одного транспортного средства;

П — ожидаемый результат деятельности (прибыль) от одно-

го транспортного средства за время его жизненного цикла;

С

потр

 —  потребные затраты финансовых средств на создание 

и функционирование транспортной компании;

С

зад 

— средства, выделенные на создание транспортной  

компании (инвестиции).

Вариант формирования компании определяется следую-

щими основными переменными:

С

то

 — размеры средств, выделяемых на закупку транс-

портных средств;

С

о

 — размеры средств, выделяемых на создание системы 

обеспечения транспортной компании (транспортное оборудова-
ние, парковое оборудование, сервисное обслуживание, ремонт-
ная база и др.);

С

су

 — размеры средств, выделяемых на создание подси-

стемы управления транспортной компании (администрация, 
диспетчерская служба и др.);

С

по 

— размеры средств, выделяемых на закупку паркового 

оборудования;

С

п 

— размеры средств, выделяемых на закупку погрузоч-

ного оборудования;

С

р 

— размеры средств, выделяемых на рекламу.

При использовании данного критерия в качестве оптималь-

ного принимается такой вариант формирования транспортной  
компании, при котором достигается максимальный результат 
(максимальная прибыль) в ходе ее деятельности при выполнении 
ограничений по выделенным средствам и обязательств перед 
инвесторами.

Величина прибыли компании от одного транспортного сред-

ства за величину его жизненного цикла может быть определена 
по следующей формуле:

П =  К

кач

 · (С

цен

 · n

пас

 – С

нал

 – С

рейс

) · n

рейс

,

^

`

*

ɪɟɣɫ

ɧɚɞ

ɠɰ

ɧɚɞ

ɠɰ

ɪɟɣɫ

n

;

Ʉ

1

1

Ʉ

  

ɦɢɧ

n

˜

T

˜

˜

T

 

 

где К

кач

 

 

обобщенный показатель качества транспортной ком-

пании;

С

цен

 — средняя цена перевозки одного пассажира (1 т груза);

n

пас

 — количество пассажиров (масса грузов), перевозимых 

транспортными средствами  за один рейс;


background image

628

629

С

нал 

— величина налоговых отчислений ;

С

рейс

 — стоимость одного рейса на перевозку пассажиров или 

грузов (включает следующие основные статьи: амортизация транс-
портного средства, стоимость системы обеспечения рейса, стоимость 
системы управления и обеспечения транспортной компании, обслу-
живания пассажиров и грузов и другие постоянные и переменные 
расходы). Все указанные показатели нормируются к продолжитель-
ности амортизационного периода — в данном случае рейса;

С

выр 

= С

цен

.

 n

пас

 — выручка за оказание услуг по перевозке 

пассажиров и грузов одним рейсом;

С

приб 

= С

цен

  n

пас

 – С

нал

 – С

рейс

 — прибыль транспортной ком-

пании от одного рейса ;

n

рейс 

— количество рейсов, которые может совершить одно 

транспортное средство за свой жизненный цикл при вероятно-
сти «выживания» за время между двумя последовательными 
рейсами (это сумма членов геометрической прогрессии);

*

рейс

 — планируемое количество рейсов транспортного 

средства за время реализации проекта;

жц

— вероятность “выживания” транспортного средства 

в рейсе;

К

над

 — показатель надежности транспортного средства.

Для оценки обобщенного показателя качества используем 

следующее приближенное соотношение (для некоторых систем 
возможен такой подход к оценке качества)

К

кач

 К

т 

.

 К

о

 

.

 К

по

.

 К

п

.

 К

у

.

 К

р 

где К

т

.

 К

о

 

.

 К

по

.

 К

п

.

 К

у

.

 К

р 

— частные показатели качества транс-

портной компании.

Значения частных показателей могут быть получены с 

помощью моделей систем более низкого уровня либо на основе 
обработки статистических данных, полученных по результатам 
деятельности существующих транспортных компаний.  Для 
данного примера зависимости частных показателей качества 
от размеров денежных средств и их аппроксимация показаны 
на рис. 3.95.

Программа решения задачи. Программа решения задачи 

разработана в “Ехсеl”. 

Рис. 3.95. Зависимости частных показателей качества 

от размеров денежных средств, выделяемых 

на развитие элементов транспортной системы

При решении задачи приняты: показатель надежности 

транспортного средства — 0,999; вероятность “выживания» за 
рейс — 0,991; выделено на развитие компании — 50 млн руб.; 
выручка от одного эталонного средства за рейс — 0,6 млн руб.; 
затраты на один рейс — 0,125 млн руб.

Основная информация и вычислительные операции осу-

ществляются на листе “Ехсеl” (табл. 3.36),  где указываются:

•в ячейке В21 — средства выделяемые на реализацию про-

екта (инвестиции);


background image

628

629

С

нал 

— величина налоговых отчислений ;

С

рейс

 — стоимость одного рейса на перевозку пассажиров или 

грузов (включает следующие основные статьи: амортизация транс-
портного средства, стоимость системы обеспечения рейса, стоимость 
системы управления и обеспечения транспортной компании, обслу-
живания пассажиров и грузов и другие постоянные и переменные 
расходы). Все указанные показатели нормируются к продолжитель-
ности амортизационного периода — в данном случае рейса;

С

выр 

= С

цен

.

 n

пас

 — выручка за оказание услуг по перевозке 

пассажиров и грузов одним рейсом;

С

приб 

= С

цен

  n

пас

 – С

нал

 – С

рейс

 — прибыль транспортной ком-

пании от одного рейса ;

n

рейс 

— количество рейсов, которые может совершить одно 

транспортное средство за свой жизненный цикл при вероятно-
сти «выживания» за время между двумя последовательными 
рейсами (это сумма членов геометрической прогрессии);

*

рейс

 — планируемое количество рейсов транспортного 

средства за время реализации проекта;

жц

— вероятность “выживания” транспортного средства 

в рейсе;

К

над

 — показатель надежности транспортного средства.

Для оценки обобщенного показателя качества используем 

следующее приближенное соотношение (для некоторых систем 
возможен такой подход к оценке качества)

К

кач

 К

т 

.

 К

о

 

.

 К

по

.

 К

п

.

 К

у

.

 К

р 

где К

т

.

 К

о

 

.

 К

по

.

 К

п

.

 К

у

.

 К

р 

— частные показатели качества транс-

портной компании.

Значения частных показателей могут быть получены с 

помощью моделей систем более низкого уровня либо на основе 
обработки статистических данных, полученных по результатам 
деятельности существующих транспортных компаний.  Для 
данного примера зависимости частных показателей качества 
от размеров денежных средств и их аппроксимация показаны 
на рис. 3.95.

Программа решения задачи. Программа решения задачи 

разработана в “Ехсеl”. 

Рис. 3.95. Зависимости частных показателей качества 

от размеров денежных средств, выделяемых 

на развитие элементов транспортной системы

При решении задачи приняты: показатель надежности 

транспортного средства — 0,999; вероятность “выживания» за 
рейс — 0,991; выделено на развитие компании — 50 млн руб.; 
выручка от одного эталонного средства за рейс — 0,6 млн руб.; 
затраты на один рейс — 0,125 млн руб.

Основная информация и вычислительные операции осу-

ществляются на листе “Ехсеl” (табл. 3.36),  где указываются:

•в ячейке В21 — средства выделяемые на реализацию про-

екта (инвестиции);