Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Теоретические аспекты организации бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты компьютеризации бухгалтерского учета
1.1.Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.2.Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
2. Организация бухгалтерского учета в ООО «ЭнергоПлюс»
2.1. Краткая характеристика ООО «ЭнергоПлюс»
2.2.Организация бухгалтерского (финансового) учета на предприятии ООО «ЭнергоПлюс»
3.Пути совершенствования ведения бухгалтерского учета в ООО «ЭнергоПлюс»
3.1.Предложения по улучшению ведения бухгалтерского учета в ООО «ЭнергоПлюс»
- определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
- указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
- определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:
- кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,
- кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.
- определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.
Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.
Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов [14, c.124].
Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.
Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).
К ним относятся:
- закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
- приказы Минфина РФ, Положения и Указания ЦБ РФ (федеральные стандарты - это ПБУ [3]);
- приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания ЦБ РФ (отраслевые стандарты).
На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [12, c.144].
Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон №160-ФЗ от 18.07.2017 г.) всем ПБУ, изданным после 1.10.1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.
Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:
- учетной политики и формирования отчетности;
- учета по отдельным направлениям - от активов/обязательств и материально-производственных запасов до договоров строительного подряда либо информации о связанных сторонах;
- признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
- учета расходов по их обслуживанию.
На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.
Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению [9, c,116].
План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. [4] и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.
Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.
Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему либо были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.
Третий уровень - документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации [15, c.169].
Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.
1.2.Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет является центральным компонентом системы уп-равления любым объектом. В общем объеме экономической информации данные бухгалтерского учета организации составляют более 50%. Бухгалтерскую информацию используют различные категории персонала предприятия для принятия управленческих решений: менеджеры, экономисты, финансисты, организаторы производства и т.п. Бухгалтерская информация в виде отчетов - бухгалтерский баланс, приложения к бухгалтерскому анализу - необходима также внешним пользователям - сторонним организациям и предприятиям, налоговым органам, органам власти, инвесторам и т.п. От бухгалтерской информации зависят многие управленческие решения, и информационная система бухгалтерского учета оказывает наиболее существенное влияние на эффективность автоматизации управления.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета [6, c.74].
Данное определение раскрывает:
- сферу учета - экономическая деятельность хозяйствующего субъекта, бухгалтерский учет ограничен рамками внутренних хозяйственных процессов;
- объекты учета - имущество, собственный капитал, обязательства, задолженности со стороны других организаций, хозяйственные операции;
- самостоятельное значение бухгалтерского учета по отношению статистическому и оперативному;
- основные этапы учетного процесса - наблюдение, измерение, регистрация, хранение, обработка, передача данных;
- формат представления информации - денежный, натурально-вещест-венный;
- методы учета - сплошной (учитываются все хозяйственные операции), непрерывный (учет ведется с момента регистрации организации и до ее реорганизации либо ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации), документальный (на основе документов) [10, c.121].
Спецификой бухгалтерского учета является его обязательность для всех юридических лиц на территории страны (для обществ и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязательно ведение учета доходов и расходов и составление отчетности - налоговой декларации). Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) создание информационной системы бухгалтерского учета для формирования полной, достоверной, своевременной и актуальной информации о различных сторонах хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки управленческих решений, а также выдача регламентированных форм отчетности для внешних пользователей;
2) контроль над законностью и целесообразностью осуществления хозяйственных операций - внутренний аудит;
3) выявление резервов повышения эффективности деятельности организации [13, c.182].
Информационная система бухгалтерского учета должна удовлетворять следующим требованиям:
- правильная методическая основа построения планируемых (прогнозных) и учетных показателей;
- охват учетом всех хозяйственных процессов и операций;
- достоверность, полнота, точность учетных данных, оперативность выполнения учетных операций;
- эффективность организации бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет связан практически со всеми функциональными подсистемами. При формировании планов деятельности организации используются учетные данные прошлых периодов для анализа и подготовки новых плановых заданий, процесс планирования предполагает разработку показателей, которые предусмотрены в бухгалтерском учете [11, c.141].
Бухгалтерский учет тесно связан с функцией контроля - «утреннего аудита, в результате проведения которого можно выявить отклонения от плановых показателей, установленных лимитов и нормативов расхода ресурсов, других регламентов ведения хозяйственной деятельности.
Именно благодаря аудиту в совокупности с высококачественным бухгалтерским учетом обеспечивается контроль сохранности имущества, выполнение норм хозяйственного и трудового права.
На основе бухгалтерской информации выполняется глубокий экономический анализ, который является основой для корректировки управленческих решений, реализуется функция регулирования хозяйственной деятельности.
Основными принципами ведения бухгалтерского учета являются:
1) принятие учетной политики, действие которой ограничено как минимум одним календарным годом;
2) использование двойной записи для бухгалтерских проводок, обеспечивающей отражение хозяйственной операции по дебетовому и кредитовому счетам;
3) для хозяйственных операций введение стоимостной оценки в валюте Российской Федерации;
4) осторожность, существенность и доброкачественность учетной информации;
5) отражение в бухгалтерском учете только собственного имущество, обязательств и хозяйственных операций с использованием метода исторической оценки (на дату совершения операции);
6) обязательность периодической инвентаризации имущества и финансовых обязательств с отражением результатов в учете;
7) документальный учет хозяйственных операций в момент их возникновения, наличие документов-оснований;
8) отражение хозяйственных операций в отчетности тех периодов, к которым они относятся;
9) тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам для счетов синтетического учета на 1-е число каждого месяца [5, c.132].
2. Организация бухгалтерского учета в ООО «ЭнергоПлюс»
2.1. Краткая характеристика ООО «ЭнергоПлюс»
Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоПлюс» создано в 2012 году в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным законодательством, регулирующим деятельность хозяйственных Обществ. Зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области №7017 от 24 мая 2012 года, ОГРН № 1124823008958.
Создание предприятия фиксируется соответствующими документами.
Прежде всего, оформляется основной документ - Устав предприятия, в котором указываются: юридический статус нового предприятия, задачи, обоснования и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, организационная структура предприятия, его руководящие органы, права и обязанности предприятия как юридического лица (Приложение 1).
В Уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управлением предприятия и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес и названия предприятия.