Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Теоретические аспекты организации бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в динамично меняющихся условиях организация бухгалтерского учета должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.

В настоящее время все ярче проявляется необходимость в полноценном управлении финансовыми средствами предприятия для того, чтобы как можно полнее использовать его возможности в достижении целей, поставленных руководством предприятия.

Переход к рыночной экономике потребовал от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, a также эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится учету и анализу хозяйственной деятельности предприятий. С их помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В решении данных вопросов может помочь бухгалтерский учет, который может предоставить достоверную и полную информацию о деятельности предприятия для анализа финансовых отчетов предприятия, составляемых в конце каждого отчетного периода.

Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие либо субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. В процессе учета разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет - одна из важнейших функций управления предприятием.

В таких условиях эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильной его постановки на предприятии.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических основ организация бухгалтерского учета на предприятии.


Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретические аспекты организации бухгалтерского учета, при этом изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета и положения по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- рассмотреть организацию ведения бухгалтерского (финансового) учета на предприятии ООО «ЭнергоПлюс»;

- проанализировать организацию бухгалтерского учета в ООО «ЭнергоПлюс»;

- сделать предложения по улучшению организации бухгалтерского учета в ООО «ЭнергоПлюс».

Предметом исследования данной работы является организация бухгалтерского (финансового) учета на предприятии.

Объектом исследования является предприятие ООО «ЭнергоПлюс».

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия по проблемам организации бухгалтерского учета на предприятии таких авторов как П.С.Безруких, М.А. Вахрушина и др.; статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, инструктивные материалы и методические рекомендации по разработке и организации бухгалтерского учета на предприятии.

1.Теоретические аспекты компьютеризации бухгалтерского учета

1.1.Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Бухгалтерский учет - сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета - сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное  внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности).


В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Основная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, - это установление единых требований к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной,  открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта [8, c.139].

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, - сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25.11.2011 года утвердило приказ №160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017 г. №69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета - сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

- оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;

- увеличения гибкости системы регулирования бухгалтерского учета - прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;

- повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением бухгалтерского учета и аудитом отчетности;

- соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики

- применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности [16, c.182].

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ [2].


Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона №402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе №402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты бухгалтерского учета в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того либо иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ [1], Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта  и другие законы.

Правила Закона №402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

 В основном бухгалтерском Законе №402-ФЗ выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

- федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;

- отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

- федеральный уровень (законодательство и стандарты);

- отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);

- методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);

- уровень экономического субъекта (внутренние положения) [7, c.105].

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Банка России входит утверждение стандартов для кредитных и не кредитных финансовых организаций. К не кредитным финансовым организациям относятся в частности:  профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микро финансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) ЦБ РФ.


Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие [17, c.166].

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами либо распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре  раздела, в которых:

- сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;

- указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;

- перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению  фактов хозяйственной жизни, оценке активов / обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;