Файл: Учебник для вузов Стандарт третьего поколения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники
Американские федералисты Гамильтон, Мэдисон, Джей: Избр. ст. Benson, Анархия по Прудону. Киев, 1907.
Бентам И Введение в основу нравственности и законодательства. М, 1998.
Бентам И. Принципы законодательства // Д. Юм Опыты. Н. Бентам Принципы законодательства. М, 1896.
Беккариа Ч О преступлениях и наказаниях. М, 1995.
Берк Э Размышления о французской революции. М, 1993.
Берк Э Правление, политика и общество Сб. / Перс англ. М, 2002.
Бернштейн Э Как возможен научный социализм // Политические исследования 4.
Бернштейн Э Очерки из теории и истории социализма. СПб., 1902.
Бернштейн Э Условия и возможности социализма и задачи социал-демо- кратии. СПб., 1899.
Бернштейн. Э Фердинанд Лассаль. СПб., 1905.
Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М, 1978.
Вико Д. Основание новой науки об общей природе наций. Л.,1940.
Вольтер Ф Избранные произведения. М, 1947.
Вольтер Ф Избранные философские и политические произведения. М,
1995.
Гегель Г. В. Ф Конституция Германии // Г. В. Ф. Гегель Политические произведения. М, 1978.
Гегель Г. В. Ф Соч Вт. М, 1977. Т. 3. Философия духа.
Гегель Г. В. Ф Философия права. М, 1990. Ч. III. Разд. 3 (Государство).
Гоббс Т Левиафан, или Материя, форма и власть государственного и гражданского Т. Гоббс Избр. произв Вт. М, 1989–1990. Т. 2.
Гроций. ГО праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М, 1956, 2000.
Гумбольдт В Идея для опыта определения границ деятельности государства Р. Гайм Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика. М, 1898.
Гумплович Л Общее учение о государстве. СПб., 1910.
Гумплович Л Социология и политика. М, 1895.
Литература к разделу III
361
Джефферсон ТО демократии. СПб., Кант ИК вечному миру // И. Кант Сочинения Вт. М, 1963. Т. Кант И Конец всего сущего 1794 // И. Кант Трактаты и письма. М, Кант И Метафизика нравов в двух частях // И. Кант Сочинения Вт. М, 1963–1966. Т. 4.
Каутский К Большевизм в тупике. М, 2002.
Каутский К Путь к власти // Политические очерки о врастании в революцию. Славяне и революция. М, 2006.
Констан Б Начала политики. М, 2000.
Констан Б. Об узурпации // О свободе Антология западноевропейской либеральной мысли. М, 1995.
Конт О Дух позитивной философии. СПб., 1910.
Локк Д Два трактата оправлении Д. Локк Сочинения Вт. М, 1988. Т. Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике // Лейбниц Г. В. Сочинения Вт. М, 1982. Т. 1.
Мабли ГО законодательстве, или принципы законов // Г. Мабли Избр. произв. МЛ, Маркс К К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. е изд. Т. Маркс К. и Энгельс Ф Манифест коммунистической партии. // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. е изд. Т. Маркс К Критика Готской программы // Маркс К. и Энгельс Ф Сочинения. е изд. М, 1955. Т. 19.
Мелье Ж Завещание. М, 1954.
Монтескье Ш О духе законов // Избр. произв. М, 1955.
Морелли. Кодекс природы, или истинный дух ее законов. М, 1956.
Местр Жозеф де Петербургские письма. СПб., 1995.
Местр Жозеф де Рассуждение о Франции. М, 1997.
Милль Д. Ст О свободе // О свободе Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М, 1995.
Милль Д. Ст Утилитарианизм // Д. Ст. Милль Утилитарианизм. О свободе.
СПб., 1882.
Ницше Ф Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. // Ф. Ницше Сочинения Вт. М, 1990. Т. 1.
Ницше Ф Поту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего //
Ницше Ф Сочинения Вт. М, 1990. Т. 2.
Ницше Ф Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ф. Ницше Сочинения Вт. М, 1990. Т. 1.
Оуэн Р Избранные сочинения Вт. М, Просветительское движение в Англии / Под ред. НМ. Мещеряковой. М,
1991. Гл. XI (Политические учения Болингброка).
Прудон П.-Ж. Общая идея революции XIX века // Анархия по Прудону. Киев, 1907.
Прудон П.-Ж. Что такое собственность Или исследования о принципе права и власти. М, 1909.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М, 1964.

362
Литература к разделу III
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. М, 1969, 2000.
Сен-Симон А Избранные сочинения Вт. МЛ, 1948.
Спенсер Г Личность и государство // О свободе Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М, 1995.
Спиноза Б Политический трактат // Б. Спиноза Избр. произв Вт. М,
1957. Т. Сочинения Фердинанда Лассаля: Вт. СПб., 1908. Т. 1.
Токвиль А Демократия в Америке. М, 1992.
Токвиль А Старый порядок и революция // О свободе Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М, Утопический социализм Хрестоматия. М, 1982.
Фихте И Замкнутое торговое государство // Сочинения Вт. СПб., 1993. Т. Фурье Ш Избранные сочинения Вт. МЛ, 1951–1954.
Шопенгауэр А Идеи этики // А. Шопенгауэр Избр. произв. М, 1992.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // А. Шопенгауэр Собрание сочинений Вт. М, 1992. Т. 1. §§ 61–62.
Шопенгауэр А Об основах морали // Свобода воли и нравственность. М,
1992.
Энгельс Ф Развитие социализма от утопии к науке // К. Маркс и Ф. Эн- гельс Сочинения. е изд. Т. 19.
Энгельс Ф. Принципы коммунизма // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. е изд. Т. 4.
Юм ДО том, что политика может стать наукой // Д. Юм Малые произведения. Эссе Вт. М, 1996. Т. 1.
Filmer R. Patriarcha and other political Works // Ed. P. Laslet. Oxford, 1949.
Gumplowicz L. Race und Staat. Wien, 1875.
Kautskiy K. Die Diktatur des Proletariats. 2. Aufl. Wien, 1918.
Klassiken des politischen Denkes. M
ünchen, 1968. Bd. 1.
Lord Bolingbrok. The Idea of a Patriot-King // The of Lord Bolingbroke a Life, v. I-IV. London, 1844. V. II.
Nietzsche F. S
ämtliche Briefe. Kritische Studienausgabe: In 8 Bde / Hrsg. Von
G. Coli und M. Montinari. M
ünchen, 1986.
Voltaire Oeuvres completes in 52 Vol. / Ed. Moland. 1877.
Исследования
Азарин АИ. Гуго Гроций как политический мыслитель // Вестник истории, морали и культуры. 1958. № 6.
Азаркин НМ. Монтескье. М, 1988.
Айрапетов А. Г, Юдин АИ. Западноевропейский и русский утопический социализм Нового времени. М, 1991.
Алексеев-Попов В. СО социальных и политических идеях Руссо //
Ж.-Ж. Рус со Трактаты. М, 1964.
Аптекер ГО природе демократии, свободы и революции. М, 1970.
Исследования Арон Р Этапы развития социологической мысли. М, 1993 (Монтескье,
Токвиль).
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М, 1973. Гл. I. § 6 (1).
Асмус В. Ф. Ж.-Ж. Руссо. М, 1962.
Барг МА. Болингброк и английское Просвещение // Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М, 1978.
Баскин Ю. Я. Гуго Гроций // Правоведение. 1983. № 5.
Баскин Ю. Я.Кант. М, 1984.
Бебель А Бернштейн ЭФ. Лассаль. М, 1917.
Брайович СМ. Карл Каутский — эволюция его воззрений. М, 1982.
Будкевич В. Г. Политико-правовые взгляды Гуго Гроция // Советское государство и право. 1984. № Бур М Фихте. М, 1965.
Быховский Б. Э. Кьеркегор. М, 1972.
Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М, Васильков В. Г. Роберт Оуэн — гуманист и мыслитель. М, 1976.
Василькова Ю. В Фурье. М, 1978.
Волгин В. П. Изложение учения Сен-Симона. М, 1947.
Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М, 1977.
Волгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм. М, 1961.
Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М, Волынский Л Теолого-политическое учение Спинозы. М, 1885.
Гайденко ПЛ. Парадоксы свободы в учении Фихте. М, 1990.
Гайм Р Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика. М, 1898.
Галанза П. Н. Учение И. Канта о государстве и праве. М, 1960.
Галеви Д Жизнь Фридриха Ницше. М, 1991.
Гольденберг НМ Томас Пейн. М, 1969.
Грамаков Б. C. Политические и правовые взгляды Т. Пейна. М, 1960.
Гулыга А. В. Гегель. М, 1970.
Гулыга А. В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М, 1994.
Гурвич А. Я. Руссо и Декларация прав. Пг., Дворцов АТ. Шарль Фурье, его жизнь и учение. М, Дворцов АТ. Демократические идеи Ж.-Ж. Руссо // Социально-полити- ческая жизнь. 1994. № 1–2.
Дегтярева МИ. Понятие суверенитета в политической философии Ж. де
Местра // Политические исследования. 2001. № 3.
Дегтярева МИ. Традиция модель или перспектива Жозеф де Местр и Эдмунд Берк // Полис. 2003. № Ефимов ЕД. Общество и государство в политической философии И. Г. Фихте // Вестн. Моск. унта. Сер. 12, Политическая наука. 1999.
№ 1.
Заиченко Г Джон Локк. М, 1973.
Заиченко Г Семушкин А Джон Локк и современность // Философские науки. 1990. № 10.

364
Литература к разделу III
Застенкер НЕ Очерки истории социалистической мысли. М, 1985 (Сен-
Симон, Фурье, Оуэн).
Зелетдинова Э. А. Российская демократия глазами Аде Токвиля // Вестн. Моск. унта. Сер. 18, Социология и политология. 2000. № 1.
Зорькин В Политическое и правовое учение Т. Гоббса // Советское государство и право. 1989. № 6.
Зяблюк Н Теория фракции Дж. Мэдисона // США Экономика. Политика. Идеологии. 1994. № 3.
Каменский ВТ. Мэдисон. М, 1961.
Каутский К Экономическое учение К. Маркса. М, Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л, 1964 (Гумплович).
Кузин В. А. Политико-правовые взгляды Дж. Ст. Милля: Методологические основы // Из истории развития правовых идей. М, Кузнецов В. П.
Вольтер. М, 1978.
Левандовский А. П. Сен-Симон. М, Левит К От Гегеля к Ницше. СПб., 2001.
Лейст О. Е. Учение Спинозы о государстве и праве. М, Ленин В. И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма) // Ленин В. И. Полн. собр. соч Вт. Т. Ленин В. И. Фридрих Энгельс // В. И. Ленин Полн. собр. соч Вт. Т. Ленин В. И. Три источника и трисоставных части марксизма // Ленин В. И. Полн. собр. соч Вт. Т. 23.
Малинова О. Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. № Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., Маркс К Критика Готской программы // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. е изд. Т. Марксистская философия в XIX веке В 2 кн. М, 1979. Кн. 2 (Каутский).
Мееровский Б. В.Гоббс. М, 1975.
Мильнер Я. А. Бенедикт Спиноза. М, 1940.
Мудрагей НС Вещь в себе Кант, Шопенгауэр // Вопросы философии.
1999. № 1.
Нарский И. С.Кант. М, 1976.
Нерсесянц В. С. Философия права история и современность // Г. Ф. Гегель Философия права. М, 1990.
Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М, 1998.
Нерсесянц В. С. Гуго Гроций. Правоположение // Из истории развития по- литико-правовых идей. М, 1976.
Нерсесянц В. С. Философия права. М, 1997. Гл. III.
Новогородцев ПИ. Сочинения. М, 1995. Гл. 12. (Кант, Гл. 14 (Гегель).
Овсянников М. Ф. Гегель. М, 1971.
Осипова Н. Г. Социально-политические взгляды Дж. Ст. Милля / Вестн. Моск. унта. Сер. 18, Социология и политология. 2000. № Остром В Смысл американского федерализма. М, 1993.
Печатнов ВО. Гамильтон и Джефферсон. М, 1984.
Плеханов Г. В. Лассаль. Его жизнь и деятельность // Г. В. Плеханов Соч Вт. МЛ. Т. 4. Ч. 1.
Литература к разделу III Покровский ПА. Бентам и его время. М, 1916.
Поппер К Открытое общество и его враги. Время лжепророков Гегель, Маркс и другие оракулы Вт. М, 1992. Т. Просветительское движение в Англии. М, 1991.
Рокмор Т Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии.
2000. № 4.
Санин АДе Местр. Очерки его политических идей // Вестник Европы.
1900. Кн. 2.
Свасьян КА. Фридрих Ницше: мученик познания // Ф. Ницше Соч Вт. М, 1991. Т. 1.
Севастьянов Г. Н Уткин АИ Томас Джефферсон. М, 1976.
Сиволап И. И.Социальные идеи Вольтера. М, 1978.
Согрин В. В. Идеология в американской истории от отцов основателей до конца XX в. М, Соколов В. В. Спиноза. М, 1977.
Стеклов Ю Прудон — отец анархии. Л, 1924.
Тиме ГА. Пессимизм Духа и оптимизм Абсолюта // Вопросы философии.
2000. № 7 (Шопенгауэр).
Туган-Барановский МИ. Прудон. Его жизнь и общественная деятельность.
СПб., 1891.
Федорова ММ. Французский либерализм дои после революции // Политические исследования. 1993. № Философия Канта и современность. М, Философия права Гегеля и современность. М, 1977.
Фишер К Артур Шопенгауэр. СПб., 1999.
Фишер К История новой философии. СПб., 2004. Т. 6.
Хайдеггер М Слова Ницше: Бог мертв // Вопросы философии. 1990. № 7.
Хейде Л Осуществление свободы Введение в гегелевскую философию права. М, 1995.
Хофстедтер Р Американская политическая традиция и ее создатели. М,
1992.
Шамшурин В. И. Учение Э. Берка о человеке, обществе, государстве и их познании с помощью пруденции и рассудительности // Вестн. Моск. унта. Сер. 12, Политическая наука. 1997. № 3.
Шелдон Г Политическая философия Томаса Джефферсона. М, 1996.
Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философии. СПб., 2004.
Asheraft R. Revolutionary politics and Locke’s two treatises of gowernment.
Priston (N.-Y.), 1986.
Althusser L. Montesquieu. La politique et l’histoire. Paris, 1959.
Baeumler A. Nietzsche der Philosoph und Politiker. Leipzig, 1981.
Baum J. Montesquieu and social theory. Oxford, 1979.
Dunn I. The political thought of John Locke. Cambrige, 1969.
Geist Ch. R. The political thougnt of John Milton. L., 1984.
Goldmith M.M. Hobbes’s Science of Politics. N.-Y. and London, 1966.
Gumplowicz L. Race und Staat. Wien, 1875.
Hart J. Viscount Bolingbroke. London, 1965.

366
Литература к разделу III
Immanuel Kant. 1724–1974. Kant als politischer Danker / Hrsg. Von E. Ger- resheim. Bonn-Bad Godesberg, 1974.
Launau M. J.-J. Rousseau et son temps. Paris, 1980.
Lekschas G. Zur Staatenlehre Wilhelm von Humboldts. B., 1981.
Strauss L. The Politikal Philosophy of Thomas Hobbes. Its Basis and its Genesis.
N.-Y. and London, 1963.
Zagorin P. Hobbes without Grotius // History of Political Thought. 2000.
Vol. 21. № 1.
Раздел Политические теории начала XX в
ГЛАВА Зарубежные политические учения первой четверти XX в. Томас Вудро Вильсон
Томас Вудро Вильсон (1856–1924) — й президент США (1913–
1921) от Демократической партии родился в штате Вирджиния все- мье пастора. Образование получил в нескольких частных школах ив одном из престижных учебных заведений США — Принстон- ском университете. Именно в университете проявился его талант политического публициста и склонность к научной работе. В 1886 г. В. Вильсон стал доктором философии в области политических наук, представив книгу «Конгрессиональное управление, принесшую ему известность в академических кругах. В 1902 гон был избран ректором университета. Деятельность в университете принесла ему известность не только в научных кругах, но ив рядах Демократической партии. Однако его попытки реформирования университета встретили серьезное сопротивление ряда коллеги в 1910 г. В. Вильсон вынужден был уйти в отставку с поста ректора. В этом же году он был избран губернатором штата Нью-Джерси.
В своей политической деятельности Вильсон руководствовался идеями прогрессизма, которые воплощались в экономические реформы, демократизацию политической жизни, борьбу с коррупцией, усиление роли государства в ограничении монополий ив деле защиты окружающей среды. Это принесло ему известность большого политика президентского масштаба.
Победив на выборах 1912 г. от Демократической партии, В. Вильсон стал президентом США. Его предвыборная программа называлась Новая свобода и представляла собой систему реформ в духе прогрессизма. Его внутренняя политика вошла в историю как новая демократия, или новая свобода ее социальная направленность соответствовала идеологии прогрессизма, на обыденном уровне она сводилась к трем пунктам индивидуализм, свобода личности, свобода конкуренции

14 .1 . Томас Вудро Вильсон Во внешней политике В. Вильсон приложил немало усилий для того, чтобы объединить страны западного полушария в своеобразную панамериканскую лигу, под эгидой которой все споры разрешались бы мирным путем, с взаимной гарантией территориальной целостности и политической независимости при республиканских формах правления. Многие из обещанных им преобразований были реализованы в течение ближайшего года снижены таможенные пошлины, что приветствовалось рядовыми американцами, так как это вызвало снижение ценна предметы первой необходимости. Важнейшее значение таможенной реформы состояло в расширении американской экспансии на мировых рынках. В. Вильсону удалось модернизировать банковскую систему и подчинить ее центральному управлению. Введение прогрессивного подоходного налога зафиксировала я поправка к Конституции. Демократизация избирательного права нашла свое выражение в й поправке — о введении прямых выборов в сенат. Для усиления контроля над монополиями была создана федеральная торговая комиссия, аза- кон Клейтона 1914 г. предусматривал ряд не очень эффективных мер для борьбы с монополиями. Этим же законом были укреплены и права профсоюзов. Реализация новой свободы, вмешательство государства в экономику — все это способствовало завоеванию Америкой мировых рынков, а также решению назревших внутренних проблем г. был отмечен для В. Вильсона не только началом мирового военного конфликта, воздействовавшего на США, но и личной драмой смертью жены, очень близкого для него человека. В течение первых лет Первой мировой войны США сохраняли нейтралитет. В. Вильсон через своего советника Э. Хауза пытался посредничать между воюющими сторонами для достижения мира без победы. Избирательная кампания Вудро Вильсона 1916 г. прошла подло- зунгом: Он удержал нас от войны. Утверждая, что цели, преследуемые государственными деятелями обеих воюющих сторон в войне, в сущности, одинаковы, Вильсон претендовал на роль беспристрастного арбитра. Его «прогрессистские» приоритеты во внутренней политике вызвали «прогрессизм» и во внешней политике США. развязанная Германией подводная война, в которой, несмотря ни на какие ультиматумы, гибли американские корабли, привела американское правительство к решению об объявлении войны Германии 6 апреля 1917 г.
Вступая в войну, США объявили себя ассоциированным, те. примкнувшим, союзником держав Антанты, подчеркнув претензии на самостоятельный курс. США намерены были занять сначала

1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   48

370 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в особое, а затем лидирующее место в антигерманской коалиции, что позволило бы им доминировать при установлении послевоенного мира. Вильсон мечтало создании Всемирной ассоциации государств, в которой ведущую роль играли бы Соединенные Штаты.
В конце 1917 г, когда Германия вступила в переговоры с Россией, возникла угроза кризиса в отношениях между странами Антанты. В этой ситуации В. Вильсон 8 января 1918 г. провозгласил свою знаменитую программу борьбы за прогрессивный мир из
14 пунктов, а именно открытая дипломатия, мировая свободная торговля, всеобщее разоружение, установление границ в соответствии с национальными территориями, открытые договоры, свобода судоходства, сокращение вооружений и т. д. В м пункте говорилось об урегулировании всех вопросов, связанных с Россией, для обеспечения ее сотрудничества с другими нациями, чтобы она самостоятельно решила свою судьбу и избрала себе образ правления. Последний, й пункт программы содержал идею создания Лиги Наций союза народов, который станет важнейшей гарантией послевоенного мира. Просьба Германии в октябре 1918 го прекращении боевых действий на основе «14 пунктов В. Вильсона знаменовала высшую точку его международного политического влияния.
По завершении боевых действий Парижская мирная конференция г. проходила с невероятным трудом. Подписанный
28 июня 1919 г. Версальский договор не вполне соответствовал духу «14 пунктов, за соблюдение которых настойчиво выступал В. Вильсон. Ни Германию, ни Россию не удалось вписать в новый мировой порядок как его лояльных участников.
Для ратификации Версальского договора США по конституции необходимо было одобрение его в сенате большинством в
2/3 голосов. Версальский договор встретил резкую критику в конгрессе, особенно статья 10 Хартии Лиги Наций. Сенаторы — оппоненты Вильсона опасались, что США, обязанные соблюдать Версальский мировой порядок, окажутся вынужденными вовлекаться в многочисленные военные конфликты. Сенат не одобрил Версальский договори, таким образом, США не стали гарантом Версальской системы и Лиги Наций. Для В. Вильсона это было тяжелым ударом, означавшим конец его политической карьеры. Умер В. Вильсон 3 февраля 1924 г, страдая от хронической болезни и одиночества. Однако, благодаря его усилиям, США вышли из изоляции и заметно повернулись к Европе и стали играть значительно возросшую роль в мировой политике

14 .2 . Джеймс Брайс
371
14.2. Джеймс Брайс
Джеймс Брайс (1838–1922) — английский историк, правовед, политологи государственный деятель. Получил юридическое образование в Оксфорде, где затем преподавал право. Но уже в 24 года стал известен как историк, опубликовав фундаментальный труд Священная Римская империя, который был переведен на многие европейские языки, в том числе и на русский (Москва, 1891). В 1870 г. Брайс возглавил кафедру гражданского права Оксфордского университета, но затем оставил педагогическую деятельность и занялся политикой. Будучи убежденным либералом, Брайс занимал пацифистские и антиимпериалистические позиции, критиковал негативные стороны колониальной политики Великобритании. Эти свои взгляды он изложил в книге Впечатления от Южной Африки, написанной после поездки туда накануне англо-зулус- ской и англо-бурской войны, когда колониальный экспансионизм английской политики уже проявился в полной мере.
В 1880 г. Джеймс Брайс избирается в Палату общин от одного из округов Лондона по списку Либеральной партии. После двух сроков парламентской деятельности был выдвинут на государственную службу, а именно назначен вторым статс-секретарем по иностранным делам в министерстве Гладстона (1886). Именно Гладстон двумя годами ранее предпочел урегулировать конфликт с бурами потомками голландских поселенцев, занимавшихся в Южной Африке в основном фермерством, признав независимость Трансвааля. Нов год прихода Брайса на службу в министерство иностранных дел Гладстон распустил парламент, получив вотум недоверия по вопросу о самоуправлении Ирландии, а затем проиграл досрочные парламентские выборы. Поэтому Брайсу, как выдвиженцу от Либеральной партии, пришлось покинуть свой пост.
Дж. Брайс никогда не был кабинетным ученым. Именно политическая деятельность представляла немало возможностей проявиться активным чертам его характера. Он часто выезжал заграницу, особенно в Соединенные Штаты. Входе этих поездок им был собран огромный материал, который лег в основу самой известной книги Брайса — трехтомника Американская республика (1888), который долгое время служил, да и сейчас служит одним из лучших учебных пособий по изучению государственного строя, функционирования государственных институтов и политических партий, состояния гражданского общества и общественного мнения в США. Эта книга также была переведена на многие языки (русский перевод М, 1889–1890).

372 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в Американская республика Брайса ценна для современных политологов еще и тем, что написана через пятьдесят с лишним лет после известной работы Аде Токвиля Демократия в Америке. Это дает возможность проследить развитие американского общества, его политических институтов на дистанции более чем полвека и не только сопоставить разные повремени состояния социума, но и оценить, что дает обществу политическая система демократии.
Большую роль в функционировании американской демократии, по мнению Брайса, играют политические партии В Америке главными двигательными силами являются политические партии там правительство играет менее важную роль, чем в Европе В тоже время несмотря на то, что некоторые из обычаев английской государственной жизни были перенесены первыми колонистами на ту сторону Атлантического океана, а некоторые другие служили впоследствии образцами для подражания, партии в Соединенных Штатах были продуктами местной почвы и развивались под влиянием тех условий, в которых находилась нация. Именно условия американской демократии, в частности быстро установленное всеобщее избирательное право (в х, заставило американские партии совершенствовать свою организацию, приспосабливая ее к всеобщим избирательным кампаниями наплыву массового избирателя.
Брайс одним из первых начал рассматривать не отдельные партии как таковые, а партийную систему в целом. В американском историческом и политическом процессе он выделил четыре партийные системы, отличающиеся друг от друга своими количественными и качественными характеристиками. Элитарные политические теории

Своим происхождением современная классическая теория элит обязана итальянской школе политической социологии, открывшей новое направление в исследовании отдельной личности или социальных групп — устроителей государственной власти. Здесь особо следует отметить работы Г. Моска Теория правления и парламентское правление (1884) и Основы политической науки т. 1, 1896; т. 2, 1923), В. Парето Трактат по общей социологии
(1916) и Трансформации демократии (1921), а также Р. Михель- са Социология политических партий в условиях современной демократии (1911). С этой школой элитизма связывают научные разработки теорий политического класса (Г. Моска), правящей

14 .3 . Элитарные политические теории элиты (В. Парето), железного закона олигархии (Р. Михельс). Идентификация этих теорий способствовала формированию общей теории элит под названием «макиавеллистской», поскольку с именем Н. Макивелли связано вычленение политики в самостоятельную сферу, в результате чего политика стала рассматриваться не как область должного и воображаемого, а как политическая реальность борьбы за власть среди людей как средства, которые они применяют в этой борьбе между собой за относительное увеличении власти и привилегий. Именно Н. Макиавелли, считая человека объектом и субъектом политики, исследует его в системе политических отношений и политических явлений, особенно его борьбу за власть, за социальную силу, разграничивая два типа политического человека руководителя (как политически активный тип, нацеленный на приобретение и удержание власти) и руководимого (как политически пассивный тип, незаинтересованный в обладании властью. Гаэтано Моска
В системном виде концепцию элит Гаэтано Моска (изложил в работах Теория правления и парламентское правление
(1884), Основы политической науки (в английском переводе Правящий класс) (1896), получивших широкую известность вначале в.
Центральным пунктом его теории было убеждение, что замена метафизических абстракций (политическое властвование, демократический мир) научной истиной, в частности в виде теории правящего класса, позволит очистить и излечить политическую практику. Г. Моска ввел в социологию и политическую науку понятие политический класс, используя такие производные от него понятия и выражения, как господствующий класс, высшие классы, класс правящих, организованное меньшинство, неорганизованное управляемое большинство».
Отправным положением его теории является мысль о том, что во всех обществах, начиная со среднеразвитых и заканчивая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц — политический управляющий) класс и управляемый класс. Поскольку власть не может осуществляться ни одним человеком, ни всеми гражданами сразу, Г. Моска считал, что политическое руководство в самом широком смысле слова осуществляется особым, организованным классом, правящим меньшинством, отличающимся от большинства присущими только ему особыми качествами. Этот класс осуществляет все политические функции, монополизирует власть, получает

374 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в материальную выгоду от своего положения, те. пользуется всеми преимуществами. Второй же класс, более многочисленный, находится в подчинении. Он управляется и регулируется первым более или менее законным образом. В случае когда массами овладевает недовольство, они могут влиять на политику класса управляющих. С другой стороны, человек, стоящий во главе государства, не в состоянии управлять без поддержки масс, способных свергнуть класс управляющих. В случае свержения класса управляющих функции этого класса должно взять на себя другое организованное меньшинство, вышедшее из масс.
Применяя принцип организационного подхода, Г. Моска осуществляет анализ правящего класса. Согласно его теории, правящий класс сохраняет власть благодаря наличию организации, структуры. Неоднородный по своему составу, он состоит из очень малочисленного слоя высшего начальства (ядро элиты) и низшего слоя (средний класс, выполняющего роль посредника между правящими управляемым классом. В его обязанности входит проводить в жизнь решения правящего класса и оправдывать его перед обществом. Стабильность политической системы во многом определяется качествами именно этого слоя. Идеал цивилизации Моска видел в единстве богатства, высшей культуры и труда. В конечном счете, здоровье политического организма зависит от уровня нравственности, интеллигентности и активности низших слоев».
Г. Моска выделяет три качества, открывающие доступ в политический класс, — военная доблесть, богатство, церковный сан. Сними, в свою очередь, связаны три формы аристократии — военная, финансовая и церковная. Однако доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять, означающая знание национального характера, ментальности народа и собственно опыт управления. В соответствии с человеческой природой правящий класс всегда стремится оправдать свое правление с помощью нравственного или правового принципа или политической формулы».
Эффективность осуществления властных функций правящим классом, по его мнению, во многом зависит от характера законодательных мер и политико-организационных процедур, с помощью которых реализуется власть. В зависимости от принципа передачи политической власти Г. Моска выделяет два типа политического управления автократический, при котором власть передается сверху вниз, и либеральный, при нем власть делегируется снизу наверх.
Политический класс нуждается в собственном обновлении. Г. Моска видел три способа такого обновления наследование, выбор

14 .3 . Элитарные политические теории и кооптацию (волевое введение новых членов в правящий класс. Обществу присущи две абсолютно противоположные тенденции. Первая, аристократическая, стремится к сохранению власти в руках потомков тех, кто управляет, а вторая, демократическая, — к обновлению правящего класса за счет управляемых слоев общества.
В большей мере теория политического класса нашла свое подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика пронизывала все слои общества, все сферы общественной жизни. В этих условиях роль политической элиты являлась сверхсильной. Все указы, законопроекты, директивы являлись обязательными для исполнения. Государственное регулирование и контроль распространялись на все сферы общества. При таких устройствах власти сама политическая элита не ограничивалась никакими регулирующими общественную жизнь механизмами.
Таким образом, Моска приобрел известность, создав теорию, решавшую первую проблему анализа общей природы управления и политической власти, опиравшуюся на классификацию социальных индикаторов, которые позволяют изучать различные типы руководящих классов, существующих в условиях различных политических режимов. Главное назначение его концепции — пере- ориентирование политической теории от абстрактного догматизма к анализу реальной действительности. Необходимо заметить, что теория руководящего класса Г. Моски далеко выходит за рамки собственно политической проблемы, поскольку, согласно ей, вся история человеческого общества есть нечто иное, как процесс, сознательно организуемый элитами.
14.3.2. Вильфредо Парето
Вильфредо Парето (1848–1923) — известный итальянский социолог, экономист, политический деятель, ученый, один из основателей современной теории элит. Основные положения теории элит Паре- то изложил в трехтомном Трактате по общей социологии (1916). Он первый вводит в научный обиход термин элита, разделяя высший уровень на правящий класс, или правящую элиту (те, кто прямо или опосредованно участвуют в управлении, и неправящую элиту, или контрэлиту (оставшуюся часть элиты, не участвующую в управлении. Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, ее лидеры обладают харизматическими свойствами. Контрэлита — это потенциальная элита по способностям, личным качествам, но она лишена возможности принимать политические решения

376 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в У Парето есть два определения элиты широкое, охватывающее всех возможных кандидатов на управление обществом и узкое, прилагаемое к правящему классу. Согласно широкому определению, в элиту входят индивиды, преуспевающие в своей области деятельности Мы составим класс тех, у кого самые высокие индексы в их сфере деятельности, и назовем это элитой. Он разработал критерии принадлежности к элите.
Социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и циркуляции элит. Теорию циркуляции элит В. Парето изложил в Трактате всеобщей социологии. Он не делал вывода о том, что правящая элита является особым социоэкономическим классом, как это было сделано в марксистском варианте. Водном из своих трудов он утверждал, что в государстве массовой демократии правящий класс представляет собой негласный союз предпринимателей и их работников, направленный против групп с фиксированным доходом цель правящего класса, или правящей элиты, — удовлетворять все социальные группы. Все социальные изменения В. Парето объяснял циркуляцией элит. Циркуляция злит является непреложным законом общественной жизни.
Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. Согласно концепции Парето, в обществе существуют три способа ротации кадров. Проводить кандидатов в элиту, из контрэлиты в обычных обстоятельствах без революционных потрясений. Выбирать из этой же среды наиболее одаренных. Отстранять или ссылать тех, кто в данный момент входит в элиту.
Нередко Парето считают сторонником жестких режимов. Однако если детально разобраться в теории, то он на самом деле был приверженцем умеренного авторитарного режима. Он допускал, что цель политики — возможно большее сокращение объема насилия в истории, но добавлял при этом, что иллюзорное требование устранения всякого насилия чаще всего заканчивалось чрезмерным ростом последнего. Пацифисты содействовали провоцированию войны, гуманисты — ускорению революций.
Причиной революции Парето считал политическую ситуацию, когда элита становится кастой и превращается в замкнутую систему, она утрачивает способность к управлению и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть. Прекращение циркуляции элит приводит

14 .3 . Элитарные политические теории к революции. Революция, по его мнению, — это наиболее радикальный способ обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают лисы, которые со временем перерождаются во львов — сторонников насилия и деспотического правления.
Согласно концепции Парето, лучшие режимы власти — смешанные, где не преобладают ни автократические, ни либеральные принципы (ни львы, ни лисы. Чтобы режим мог долго сохраняться, необходимо следующее:

церковь должна быть отделена от государства;

экономические решения не монополизируются группами, принимающими политические решения;

средства насилия не должны контролироваться какой-либо фракцией народа;

в правящий класс должны получать доступ люди высокой культуры и технического образования;

необходимо достижение элитой высокого уровня образования и опыта применения практических способов руководства.
Таким образом в концепциях элит Г. Моски, В. Парето можно выделить общие понятия. Признание элитарности любого общества, его разделение на привилегированное властвующее меньшинство и пассивное большинство. Высокая групповая сплоченность. Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана, в первую очередь, с природными способностями и воспитанием. Взаимоотношения элиты с массой — это взаимоотношения господствующих и подчиненных. Смена элитных группировок.
В любом обществе существуют группы людей, обладающих высокими психологическими качествами, которые стремятся занять господствующее положение в обществе, однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение в обществе. Поэтому скрытая или явная борьба за привилегированное положение неизбежна. Роберт Михельс
Роберт Михельс (1876–1936) — немецко-итальянский политологи социолог, автор железного закона олигархии. По происхожде-


378 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в .
нию немец, в 1926 г. принял итальянское гражданство. Правомерность элитизма он обосновывал в своей главной работе Социология политических партий в условиях современной демократии (Р. Михельс считал, что демократия невозможна, она ведет коли- гархии, превращается в нее. Причины этого кроются, во-первых, в сущности человека во-вторых, в сущности политической борьбы и, в-третьих, в сущности организаций.
Поведение господствующего класса в условиях демократии во многом определяется воздействием массы на политический процесс. Понятие массы у Р. Михельса имеет психологическое значение и трактуется как совокупность психических свойств массового обывателя потребность в руководстве, некомпетентность, чувство благодарности вождями т. д. Поэтому массы неспособны к самоорганизации и не могут самостоятельно управлять.
Среди групп, претендующих на власть, наиболее эффективными оказываются те, которые обеспечивают себе поддержку со стороны этих масс. Однако процесс организации масс приводит к иерархии власти. Для руководства организацией необходимо наличие профессионально подготовленных для этого людей, те. аппарата. Он придает устойчивость организации, но вместе стем вызывает изменения организационной массы.
Процесс организации неизбежно делит любую партию на руководящее меньшинство и руководимое большинство. Это меньшинство имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым гражданам, оно отрывается от масс, образуя более или менее закрытый круг. В таких условиях суверенитет масс оказывается иллюзорным. Переход от демократии к олигархии неизбежен, ибо функции народных масс сводятся к замене своих господ и формированию правительства. Тем самым он отвергает главенство идеи демократизма в сфере управления. Демократия — это фикция, так как все выражения типа господство массы, народное правительство и т. д. выражают только принцип, ноне действительное состояние. Так действует железный закон олигархии Р. Михельса.
Сама политическая элита, по его мнению, является продуктом национальной психики. В структуре господствующего класса он выделил три самостоятельных элемента политический, экономический и интеллектуальный. В различных исторических условиях реальную власть может осуществлять политико-экономический, политико-интеллектуальный или волевой политический класс. Воплощением идеала волевого класса, по мнению Р. Михельса, был итальянский фашизм во главе с Б. Муссолини.

14 .4 . Макс Вебер Впоследствии у этой концепции элитизма появились как сторонники, таки противники. Критики указывали на ее несовместимость с принципами демократии и самоуправления. Эта теория не признает самостоятельной роли личности в политике, способности масс влиять на власть. Однако впоследствии основные положения теории элитизма были развиты в новых социальных условиях. Макс Вебер
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864–1920) (Макс Вебер) — немецкий социолог, историк, политолог. В работе Политика как призвание и профессия (1919) М. Вебер раскрывает типическое своеобразие профессионального политика, политического деятеля- вождя и его окружения (конституэнтов). В прошлом профессиональные политики появлялись входе борьбы князей с сословиями. Политический вождь в этой борьбе опирался на неполитические слои несословного характера клириков, грамматиков, придворную знать, патрициат, юристов, журналистов.
Особую роль в политической жизни общества играет журналистика. Делая краткий набросок социологии современной политической журналистики, М. Вебер обращает внимание на профессиональную ответственность журналиста, на роль его политического профессионального призвания. Он подчеркивает, что связи прессы с силами, господствующими в государстве ив партиях, оказали самое неблагоприятное действие на уровень журналистики. Для всех современных государств имеет силу положение, что политическое влияние работника-журналиста все уменьшается, а политическое влияние владеющего прессой магната-капиталиста все возрастает Однако при всех обстоятельствах журналистская карьера остается одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности. Это положение М. Вебера остается и до сих пор актуальным. Журналистике принадлежит особая роль в борьбе за национальную безопасность и против негативных бюрократических проявлений.
В связи с этим важной для М. Вебера становится задача раскрыть действительное отношение между этикой и политикой. Он задается вопросами Неужели между ними нет ничего общего Как установить на земле абсолютную справедливость Кто может иметь призвание к политике По Веберу, подлинного человека Вебер М. Избранные произведения. МС Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в политика характеризует умение соединить этику убеждения и этику ответственности, которые не суть абсолютные противоположности. Тот, кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать этические парадоксы и свою ответственность зато, чт
ó под их влиянием получится из него самого. Он спутывается с дьявольскими силами, которые подкарауливают его при каждом действии насилия Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, сего точки зрения, мир окажется слишком глупили слишком подл для того, что он хочет ему предложить лишь тот, кто вопреки всему способен сказать и все-таки!“, лишь тот имеет профессиональное призвание к политике»
1
Три качества для политика являются решающими страсть, чувство ответственности, глазомер Страсть — это ориентация на существо дела с полной самоотдачей. Ответственность — главная путеводная звезда политической деятельности, решающее психологическое качество политика глазомер — способность к внутренней собранности и способность спокойно поддаться воздействию реальности, сила политической личности, полное обуздание души.
В политике, считает М. Вебер, существует три рода смертных грехов тщеславие (род профессионального заболевания, характерный для чванливой безответственной бюрократической клики, уход от существа дела и безответственность, неделовитость. Безответственность ведет к наслаждению властью как таковой, вне содержательной цели власть есть необходимое средство, а стремление к власти есть поэтому одна из движущих сил всякой политики нет более пагубного искажения политической силы, чем бахвальство выскочки властью и тщеславное любование чувством власти, вообще всякое поклонение власти только как таковой. Классические теории насилия и ненасилия
В начале XX в. в странах Западной Европы получил распространение анархо-синдикализм. Название движения образовано от слова анархизм, поскольку для последователей анархо-синдикализма ликвидация государства оставалась стратегической целью. Веду Вебер М. Избранные произведения. МС Там же. С. 692.

14 .5 . Классические теории насилия и ненасилия
381
щую роль в ликвидации государства и капиталистической эксплуатации, в будущем обществе, помысли теоретиков, должны сыграть синдикаты, те. профсоюзы. Партийная и парламентская деятельность анархо-синдикалистами отвергалась, поскольку это означало соглашательство с правящим классом и государством.
Тактика революционного синдикализма начала вырабатываться рабочими во Франции в конце XIX в. в рамках движения межпро- фессиональных объединений. Анархо-синдикалистское движение распространилось по всему миру, причем этот процесс сопровождался острым противоборством с социал-демократией и находившимися под ее влиянием профсоюзами.
Сегодня все большее распространение получают ненасильственные методы политической борьбы индивидуальные и массовые ненасильственные акции, направленные против социальной несправедливости или произвола силовых структур, бархатные революции, деятельность сети ненасильственных миротворческих сил, нацеленная на снижение напряженности в конфликтных регионах, и движение к отказу от насилия как средства разрешения политических конфликтов — все это примеры, свидетельствующие о тенденции расширения области применения ненасилия и все более частого выбора ненасилия в качестве modus Хотя спонтанные ненасильственные акции происходили еще до нашей эры (одним из примеров можно считать уход плебеев из Рима, оформленное принятие ненасилия в качестве методики массовых политических действий произошло в конце XIX — начале
XX в. вовремя ненасильственной борьбы индийцев Южной Африки за свои права под руководством Мохандаса Карамчанда Ганди. Дальнейшее развитие концепция ненасилия Мохандаса Ганди получила вовремя аналогичных событий в Индии. Жорж Сорель
Ведущим французским теоретиком анархо-синдикализма считается Жорж Сорель (1847–1922). Он родился в Шербуре в буржуазной семье. Окончил парижскую Политехническую школу. На формирование взглядов Сореля оказали влияние П.-Ж. Прудон (Сорель впоследствии организовал научный кружок имени Прудона), французский философ А. Бергсон и К. Маркс.
Как ученый Сорель занимает место среди наиболее значительных социальных мыслителей начала XX в. Он переписывался с Р. Михельсом, В. Парето и итальянским философом Б. Кроче.
Сорель был знаком с молодым итальянским эмигрантом, членом

382 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в Социалистической партии, которого звали Бенито Муссолини. Впрочем, хорошо разбирающийся в людях Сорель пророчески заметил еще в 1911 г Наш Муссолини — необычный социалист. Однажды мы увидим его во главе священного батальона со шпагой и знаменем Италии. Он — итальянец XVI века, кондотьер».
Теории Сореля продолжают сохранять научное значение. Как мыслитель Сорель стоит значительно выше, чем политическое движение, идеологию которого он разрабатывал. Развернутая и обстоятельная концепция истории изложена Сорелем в трудах Введение в изучение современного хозяйства (1903), Социальные очерки современной экономии. Дегенерация капитализма и дегенерация социализма (Вершиной творчества Сореля является его работа Размышления о насилии, впервые опубликованная в 1906 г. и принесшая ему мировую известность. Сорель нашел в революционном синдикализме соответствие своим глубинным порывам, а именно утверждение достоинства труда и трудящихся, отказ от участия в политической жизни, стремление к разрыву с существующим политическим строем посредством всеобщей забастовки. В этой книге Сорель с большой силой выразил идеи, высказывавшиеся ими раньше апологию пролетарского насилия и героической морали, теорию мифа и философию пессимизма. Сорель вновь отверг парламентский социализм, превративший классовую борьбу в орудие торга ради достижения мелких материальных выгод. Классовая борьба, пролетарское насилие, по мнению Сореля, имеют более высокое назначение — тотальное обновление общества путем прямого действия пролетариата.
Сорель приветствовал Октябрьскую революцию в России, призывая анархо-синдикалистов подержать власть большевиков Ленин вызывал его восхищение, он сравнивал его с неподкупным
Робеспьером, считал самым великим теоретиком социализма после Маркса, гениальным политическим деятелем, равным по масштабам Петру Великому. Причем Ленин казался ему настоящим
«моско витом, более русским, чем российские монархи. Сам же Ленин, знакомый с творчеством Сореля, называл его известным путаником»
1
Октябрьская революция 1917 г. в России оказала парадоксальное влияние на анархо-синдикализм. С одной стороны, синдикалистские профсоюзы и организации в е гг. приобрели невиданное ранее политическое значение. С другой стороны, анар-
1
Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5 изд. Т. 18. С. 310.

14 .5 . Классические теории насилия и ненасилия
383
хо-синдикализм все более уступал позиции в рабочем движении социал-демократам и коммунистам.
Но считать Сореля апологетом путчей и переворотов неверно. По его же словам, социальная революция не должна стремиться заменить одно правящее меньшинство другим».
Парадоксальным образом многие элементы сорелианства использовали и фашисты (известно, что молодой Муссолини лично переводил книгу Сореля Размышления о насилии на итальянский языки социальные философы, для которых именно с Сореля начинается изучение роли мифов современной эпохи, и радикальные левые х гг.
14.5.2. Махатма Ганди
Мохандас Карамчанд К. Ганди (1869–1948), удостоенный титула
Махатмы, что означает великая душа, родился в Порбандаре, на севере Индии. Кг. Ганди получил юридическое образование в Англии. После трехлетней практики в Бомбее Мохандас Ганди решил продолжить ее в Южной Африке (1893). Однако по мере пребывания там Ганди столкнулся с проявлениями серьезной болезни — расовых предрассудков, заключавшихся в том, что права населения, не принадлежащего к белой расе, в значительной степени ущемлялись. Будучи свидетелем вопиющего нарушения прав человека, Мохандас Ганди решил попытаться искоренить этот недуг, насколько возможно».
Поводом для начала ненасильственной борьбы под руководством М. Ганди стало обнародование законопроекта о лишении индийцев провинции Наталь избирательных прав. Первые шаги в борьбе с несправедливостью состояли в представлении петиций в органы власти, размещении информации в печатном виде, организации митингов. Уже тогда Ганди пришел к выводу, что можно добиться справедливости, если только относиться и к противнику справедливо, что соответствует духу всей его философии.
Властями впоследствии был принят не один закон, нарушающий права индийцев, и каждый из таких законов инициировал новый этап борьбы. Параллельно этим событиям развивалась и концепция ненасильственной борьбы Ганди. Основой этой концепции является понятие «ахимса», означающее в дословном переводе с санскрита ненасилие, «невреждение» и представляющее собой один из религиозных принципов буддизма, воспринятый индуизмом. Принцип ахимсы, интерпретированный Ганди применительно к политической борьбе как воздержание от применения насилия по

384 Глава 14 . Зарубежные политические учения первой четверти XX в отношению к людям и предупреждение нанесения им возможного ущерба, был положен в основу борьбы индийцев Южной Африки за свои права и народа Индии также за свои права и независимость. Термин «ахимса» стал основой для термина ненасилие, впервые употребленного М. Ганди.
Следует отметить, что значение ахимсы, а значит и ненасилия, в данном случае не ограничивается непричинением вреда своему противнику для наиболее полного раскрытия смысла этого понятия необходимо учитывать, что это, прежде всего, принцип, основанный на любви ко всему живому, и поэтому он обладает деятельной, активной составляющей, побуждающей к созидательным действиям по достижению справедливости, равенства и гармонии.
На Мохандаса Ганди оказали влияние не только индуизм и буддизм. Он изучал также и христианство и, кроме того, исследовал работы таких писателей, как Г. Д. Торо, который сформулировал концепцию гражданского неповиновения, заключающуюся вправе человека отказаться от исполнения законов, которые он считает несправедливыми, и перестать оказывать поддержку правительству, если его действия противоречат справедливости, и Л. Н. Толстой, писавший о непротивлении злу насилием. Также влияние на М. Ган- ди оказали индийский поэт Раджачандра Равджибхаи и английский философ, теоретик культуры и искусства Джон Рескин, критиковавший современную цивилизацию.
В итоге ненасильственная борьба под руководством Мохандаса
Ганди приняла вид гражданского неповиновения и ненасильственного несотрудничества (мирного отказа от сотрудничества, например политического и экономического, основанных на принципе ахимсы. Эта борьба получила название «сатьяграха» (изначально термин, введенный сыном Мохандаса Ганди, Маганлала Ганди, звучал как «сатаграха» («сат» на санскрите означает истина,
«аграха» — твердость, но был изменен отцом).
Сатьяграха характеризуется несколькими основными принципами. Принцип активности, означающий, что сатьяграх (участник ненасильственных действий) не должен уходить от борьбы, он обязан активно участвовать в борьбе с несправедливостью. Принцип конструктивности, согласно которому борьба должна вестись ради достижения определенной цели, носящей созидательный характер. Принцип ахимсы, совершенного воздержания от насилия. Принцип страдания, сознательного жертвования собой ради достижения цели

14 .5 . Классические теории насилия и ненасилия
385
5. Принцип понимания — умение ставить себя на место оппонента, признание того, что в его позиции, как ив позиции сатьяграха, есть доля истины. Принцип компромисса исходя из признания того, что противник тоже прав, необходимо искать пути согласования позиций сатьяграха и его оппонента.
Кроме того, обязанностью каждого сатьяграха является не только непричинение вреда оппонентам, но и оказание помощи своим противникам, попавшим в затруднительное положение. Одним из условий проведения сатьяграхи является наличие специально подготовленных отрядов активистов, которые следят затем, чтобы вовремя ее проведения не происходило беспорядков и вспышек насилия.
Неотъемлемой частью сатьяграхи является готовность активистов к принятию наказаний, предусмотренных законом за их действия, и более того, желание такого наказания, поскольку оно наглядно выражает протест против несправедливости и вместе стем лояльность участников ненасильственного сопротивления как граждан — они остаются гражданами своего государства и, нарушая закон, пусть даже несправедливый, добровольно принимают предусмотренное наказание.
Также следует отметить, что, согласно Ганди, сатьяграх исходит из принципа всеобщей убеждаемости», то есть верит в то, что любого человека можно убедить, если заниматься этим искренне и настойчиво. Применяя сатьяграху, индийский народ во главе с Махатмой Ганди всякий раз добивался результатов, несмотря на жестокость оппонентов, применявших против протестующих насилие от тюремных заключений тысяч человек до расстрелов мирных демонстраций. История дает много примеров, показывающих, что физическая сила — ничто по сравнению с силой духа, — утверждал
Мохандас Карамчанд Ганди.
ГЛАВА Политические учения в России первой половины XX в. Политические теории русского неолиберализма
15.1.1. Петр Струве
Одним из крупных идеологов неолиберализма, испытавшим на себе влияние социально-философских и политических идей либерализма Кавелина и Чичерина, был Петр Бернгардович Струве (1870–
1944). К началу XX вон прошел сложную духовную эволюцию взглядов от легального марксизма к либерализму (либеральному консерватизму).
В 1902 г. заграницей он издает журнал Освобождение, на базе которого возникла политическая организация Союз освобождения (будущая основа партии конституционных демократов. В эти годы, в результате философских исканий, он проявляет склонность к религиозно-нравственной проблематике (Проблемы идеализма, К характеристике нашего философского развития) и метафизике. Будучи одним из идеологов нового либерализма, Струве органично сочетал глубокие знания положительных (эмпирических) наук с широтой их философских обобщений, столь необходимые для разработки программ и идеологии либерального движения.
В центре его политического анализа была проблема взаимоотношения личностного и государственного начал. Развитие личностного начала мыслилось Струве в условиях роста могущества государственности. Как и Чичерин, Струве был настоящим госу- дарственником-либералом. В отличие от марксистов, понимавших государство как орудие классового порабощения, Струве в своей первой книге Критические записки к вопросу об экономическом развитии России (1894) дает следующее определение понятия государства Государство есть, прежде всего, организация порядка организацией же государства (классового) оно является в обществе,

15 .1 . Политические теории русского неолиберализма в котором подчинение одних групп другим обусловливается его экономической структурой»
1
Глубоко изучив с позиции метафизического идеализма сущность государства, Струве пришел к признанию особой мистической сущности государства. По его мнению, к государству прикреплена неискоренимая религиозная потребность человека. Через религию он приобщается к сверхиндивидуальному бытию, выходя за пределы личности, социального существования. Именно через религию устанавливается подлинное отношение единства личность государство. Вне отношения к Абсолютному началу жизнь есть слепая игра сил»
2
В понимании связи, отношений личности с национальным, культурными государственным миром, опосредующим ее укорененность в непостижимой тайне Божества, заключено ядро умонастроения Струве, которое он позже назовет либеральным консерватизмом. Более совершенной формы отношений личность государство невозможно представить без учения Струве о правовом государстве.
Как идеолог либеральной партии конституционных демократов, он непосредственно участвовал в разработке ее программы, главными составляющими которой были свобода личности, гражданские права, широчайшее самоуправление, демократическая конституция, демократические социальные реформы. Каждая из этих составляющих находит свое обоснование в его идеях о правовом государстве как социальном идеале и как реальности. Согласно его учению, правовое государство должно быть основано на более совершенных формах правосознания личности, на добросовестном исполнении личностью ее прав и обязанностей, должно строиться не на эгалитарной основе всеобщего равенства, а на базе личной годности, понимаемой Струве как создание условий для равенства возможностей, с учетом реального вклада каждой личности в национальное богатство общества, как сознание ею нравственного и гражданского долга, признания духовных начал власти и государства. Такова исходная позиция Струве в понимании подлинного отношения личность государство в условиях правового государства.
Важным критерием совершенствования государства Струве считал национальную культуру (национальный духи культурное творчество, которая, в сущности, представляет собой общечело-
1
Струве П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. Вып. I. С. 53.
2
Струве П. Б. Памяти В. Н. Караулова // Русская мысль. 1911. № 2. С. 182.

1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

388 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в .
веческий трансцендентный субъект, интегрирующий общество и преодолевающий бездуховный эгоизм. Правовое государство как культурная сила, стоящая преимущественно вне классов и над классами, неся в себе духовный смысл творческо-ценностной ориентации, есть триумф сознания над стихийностью.
По определению Струве, правовое государство — это органическое духовно-национальное образование, сущностью которого является обеспечение свободы, самоценности личности, охранение ее неотъемлемых прав, организация с возможно взаимным правовым ограничением власти (государства) и гражданского общества сфера частных интересов. Такое обеспечение возможно благодаря примиряющей роли среднего элемента — субъекта носителя права, свободы и собственности. В совершенствовании собственности, в развитии производительных сил Струве видел национальный идеал и национальное служение Великой России, а в решении национальных и государственных задач — соединение в единое целое личных и общественных интересов
1
В первые годы после Октябрьской революции Струве резко выступил с критикой советской власти. Причину экономического упадка и регресса Советской России он видел в полном удушении большевиками экономической свободы, уничтожении личной и имущественной безопасности. Для возрождения Великой России необходимы ограждение свободы лица и сильная правительственная власть, создание новой государственности, опирающейся на историческое прошлое страны, живые культурные традиции, на творческую деятельность всех патриотических сил нации. Россия как живая соборная личность и как духовная сила. Духом и мощью мы только и можем возродить Россию. возрождение жизненных сил дает только национальная идея в сочетании с национальной страстью»
2
П. Б. Струве оказал огромное влияние на либерально-демокра- тическую интеллигенцию, внося свой вклад в решение идеологических и политических задач нового либерализма. Пройдя долгий путь идейных исканий, будучи настоящим государственником, он глубоко осмыслил идеал правовой монархии, в которой гармонизи- руются взаимоотношения личностного, национального и государственного начал социальной жизни Струве П. Б Интеллигенция и народное хозяйство // П. Б. Струве Избранные сочинения. МС Струве П. Б Исторический смысл русской революции // Вехи. Из глубины. МС. Политические теории русского неолиберализма
389
15.1.2. Павел Новгородцев
Проблема взаимоотношения личности и общества, личности иго- сударства, морали и права находит методологическое обоснование в социально-философской и политической концепции общественного идеала одного из самых крупных представителей русского либерализма Павла Ивановича Новгородцева
(Трудность теоретической стороны этой проблемы, помысли философа, заключается в том, что личность и общество исследователи часто рассматривают в качестве самодовлеющих, противостоящих друг другу субстанций, отсюда анализ личностного и общественного начал оказывается методологически несостоятельным. Согласно
Новгородцеву, социальная философия XIX в, утвердившаяся на идее достижения земного рая (Руссо, Кант, Гегель, Конт, Спенсер, Маркс, никак не могла быть согласована с основными представлениями моральной философии начала XX в. Выход из этого кризиса
Новгородцев видел в неизбежной замене конечного совершенства началом бесконечного совершенствования, поскольку вместить абсолютное совершенство в относительные формы, осуществить здесь, на земле, вечное царство незыблемой правды — это было бы чудом, непонятным для обычного сознания. Жизнь всегда выше теории, поэтому все отвлеченные явления, в силу определенной самостоятельности по отношению к реальности, могут выполнять роль идеального норматива, заданного разумом. Отсюда идея свободы, самобытности личности, мысль, что нравственный и правовой идеал не могут овладеть до конца сознанием человека. Только идеал бесконечного развития личности может быть истинным общественным идеалом, постоянно изменяемым в соответствии с бесконечно возрастающими социальными и духовными потребностями личности.
В свете этого методологического подхода Новгородцев рассматривает отношение личностного и общественного начала, придавая первичное значение в этом отношении личностному началу. Обоснование первичности строится на базе этического учения Канта о личности как о центре мироздания, с дополнением его идеалом правового государства, воплощенным в гегелевской философии права.
Проблема отношения личность — государство, личность — общество анализируется Новгородцевым в контексте его критики позитивизма. Позитивисты объявили принцип солидарности источником всех правовых обязанностей и общественных норм,
1
Новгородцев ПИ Об общественном идеале. МС Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в что означает подчиненность этому принципу личности в качестве средства. В результате принцип солидарности возводится ими в качестве первичного и безусловного. В концепции же Новгородце- ва, наоборот, личность не выступает в качестве простого средства, она является во многом определяющей и формирующей основные социальные нормы, в соответствии с которыми устанавливается содержание общественного идеала (института власти, права и т. п. Входя в общественный союз и вступая на путь общественного прогресса, — пишет Новгородцев, — личность не утрачивает своего безусловного значения. Общество не может стать для нее высшей целью, которой она должна быть нравственно подвластна в качестве простого средства»
1
Итак, придавая личности значение активного начала в системе отношения личность — государство, философ подчеркивает ее роль в преобразовании самого государства и всей системы общественных отношений. Находясь под влиянием кантовского учения об автономии воли лица как носителя в себе нравственного закона, он следует его мысли об устранении не только крайностей прежнего индивидуализма, но и возможности недопущения поглощения личности обществом, государством. Автономия воли, с одной стороны, ограждает личность от ее произвола, с другой — не допускает общественной абсолютизации, господства общества над собой.
Если старая социальная философия произвольно отрицала внутреннюю и самостоятельную ценность личности и провозглашала государство конечной, безусловной инстанцией, стоящей над личностью, тоновая либеральная философия исходила из преодоления примата государственного начала над личностью, ибо внутренний мир личности значительно шире социально-политической области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, таки индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала.
Таким образом, базовая несущая конструкция либерализма могла быть выстроена, по методологии Новгородцева, только на основе неприемлемости как абсолютного индивидуализма, провозглашающего личное сознание началом и концом нравственных стремлений, таки коллективистского абсолютизма, утверждающего общество, государство высшей субстанцией над человеком. В соответствии с общественным идеалом, который представлялся
Новгородцеву в качестве принципа свободного универсализма принципа всеобщего объединения на началах равенства и сво-
1
Новгородцев ПИ Об общественном идеале. МС. Политические теории русского неолиберализма боды, отношения личность — общество, личность — государство рассматривались им в бесконечном развитии и совершенствовании их компонентов на нравственно-правовой основе и основе правопорядка. Семен Франк

Глубокий философско-политический анализ проблемы отношения личности, собственности и государства дает Семен Людвигович Франк (1877–1950). В 1905 г. в первом номере еженедельника Полярная звезда, призванного стать печатным органом «нео- либералов, Франк опубликовал статью Политика и идеи, где изложил основные программные принципы «неолибералов». В ней, в частности, с индивидуалистической позиции он рассматривает идею личности как исходную идею либерального философско-по- литического мировоззрения, на незыблемом фундаменте которого, как он полагает, должны быть построены все постулаты не только либерализма, но и демократии и социализма. Личность, в его понимании, — носитель и творец духовных ценностей, живая, вечная лаборатория духовного творчества, осуществление которого в общественно-исторической жизни образует содержание культуры, которая и есть высшая и последняя задача политического строительства. На этом фундаменте строится и взаимоотношение личности и государства.
Поскольку, как он считает, нет более важной цели, кроме цели служения свободе и развитию личности, то, следовательно, это отношение должно строиться на служении государства личности. Личность, прежде всего, требует себе неприкосновенности и свободы, поэтому, по логике философа, государство не может быть неограниченным властителем над личностью и использовать ее как средство. Государство, — пишет он, — должно быть ограничено вечными и ненарушимыми ее (личности. — А. Г) правами, вытекающими из ее нравственного значения Личность стоит выше государства, и никакое государство не может смотреть на нее только как на свое орудие. В этом отношении всякая диктатура, от кого бы она ни исходила и какими бы соображениями ни руководствовалась, одинаково безнравственна и недопустима. Право должно служить обеспечению свободы, и всякий порядок, убивающий свободу, противоправен и беззаконен 1
Франк С. Л. Политика и идеи (О программе Полярной звезды) // С. Л. Франк Сочинения. МС Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в Франк обращает внимание на слабые стороны русского либерализма отсутствие в нем самостоятельного положительного общественного миросозерцания, опора на позитивизм и агностицизм перед лицом материализма, неуясненность духовных начал нации, государства, права, свободы, личности и т. п. Как и Чичерин, Франк выступил в защиту метафизики против позитивистов, считавших положительное знание основой социально-философских и политических построений.
Франк справедливо указывает на роль государства как правового института регулирования свободы распоряжения собственностью и охраны права наследования. Общественный порядок обеспечивает возможность наиболее гармоничного и полного сочетания начала непрерывности наследственной преемственности, с одной стороны, и начала личных заслуги достижений — с другой. Сохранение и правовое закрепление культа предков означает, что личность, умирая, не исчезает, не уходит из земной жизни, продолжает жить в детях, в том числе и через имущественное правопреемство, и сама личность как бы расширяется, выходя за временные пределы своей частной жизни.
Итак, социально-философские исследования Франком личности, собственности, государства и права выявили его нормативно- ценностный подход к проблеме базовой несущей конструкции либерализма — отношения личность — собственность — государство. Они стали частью обоснования политической программы нового либерализма. Политическая философия Николая Бердяева


Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — русский религиозный философ и политический мыслитель. Родился в Киеве, в семье потомственных военных — выходцев из старинного дворянского рода. Воспитывался в кадетском корпусе. Прервав военную карьеру, поступил в Киевский университет. Большое влияние на молодого
Бердяева оказала философия Шопенгауэра, Канта, Гегеля. Особое увлечение Марксом (Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас (Автобиография, 1949)), сближение с Г. Плехано- вым привело его в ряды марксистов ив революционное движение. Пройдя аресты, тюрьмы, ссылки, переболев марксизмом, под влиянием идей Ф. Достоевского и знакомства с С. Булгаковым сначала в. Бердяев переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни

15 .2 . Политическая философия Николая Бердяева В центре его философии всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества — проблема человека. Тема государства у Бердя- ева тесно переплетена с проблемой человека, свободы, добра, зла и нравственности. Она отражена в его работах Новое религиозное сознание и общественность (1907), Философская истина и интеллигентская правда (в сб. Вехи, 1909), Философия свободы
(1911), Философия неравенства (1923) и других.
Согласно его взглядам, государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Как субъект общественной жизни, оно — высшее проявление антиперсоналистического духа, но подлинная духовность — это соборность. Не в государственном коллективизме, поглощающем личность, он видел личность, а в соборности, где личность выявляет всю свою полноту, обретая ее во взаимодействии с другими личностями, где всеобщее не теряет богатства единичного. Мысль, идущая от Гегеля, предвосхитила постановку идеи соборности у славянофилов Хомякова, Киреевского,
Аксаковых, Достоевского.
По Бердяеву, государство должно быть сильным, но должно знать свои границы. Эти границы ему устанавливает христианство, не допускающее власти государства над душами людей государство регулирует лишь внешние отношения людей. Только ограниченное государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла и разврата в жизни общественной».
В 1937 г. на немецком и английском языках вышла книга Бердя- ева Истоки и смысл русского коммунизма. Эта работа завершает цикл произведений, связанный с анализом русской революции и феномена русского коммунизма. В нем отражено глубокое неприятие Бердяевым революции. Всякая революция, по его мнению беда, смута, неудача. Удачных революций не бывает. Ответственность за революцию несут и те, кто ее совершили те, кто ее допустил. Успех революции и ее подавление одинаковы по последствиям упадок хозяйства и одичание нравов. В стихии революции нет места для личности, в ней господствуют начала безличные, это стихийное бедствие, как эпидемия и пожар. Все революции заканчивались реакциями. Это неотвратимо. Чем яростнее революция, тем ужаснее реакция.
Политическая философия Бердяева тесно связана сего пониманием феномена русского коммунизма. Последний возник в результате низвержения религии, философии, морали во имя освобождения личности, но итогом было лишь ее подавление. Феномен русского коммунизма, отмечал Бердяев, возник на почве нигилизма,

394 Глава 15 . Политические учения в России первой половины XX в догматического усвоения западных идей русской интеллигенцией, анархизма и бунтарства, подмены веры в высшее начало верой в мессианское призвание пролетариата.
В отличие от либеральных мыслителей, он понимал, что буржуазное государство, буржуазную диктатуру как институт насилия можно уничтожить только путем революционного насилия. В этом смысле метафизик-персоналист Бердяев, критикуя диктаторские, антигуманные методы большевиков, вынужден был констатировать объективный факт неспособности либеральных демократов и их вождей справиться с кризисной политической стихией Никогда в стихии, и особенно в революции, созданной войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов Принципы демократии годны для мирной жизни, да и тоне всегда, а не для революционной эпохи. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктами реальным соотношениям»
1
Отмечал они выдающуюся роль Ленина в истории как лидера кризисной эпохи, чрезвычайной ситуации, находя в нем черты сходства с Петром Великим. Бердяев писал В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народи самих коммунистов Ион остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем, коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. В этом есть черта сходства с Петром»
2
Итак, все попытки свести политическую философию Бердяева только к обличению тоталитарного строя и обвинению его лидеров несостоятельны квинтэссенция его философских исканий глубже это свобода человека, драгоценность личности, устремленной к высшим нравственным началам Русский консерватизм. Лев Тихомиров

Одним из самых крупных идеологов, в работах которого мы находим положения, раскрывающие особенности и основные принципы более мягкого русского консерватизма, был Лев Николаевич Ти-
1
Бердяев НА Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. МС Там же. С. 345–346, 361–362.

15 .3 Русский консерватизм
395
хомиров (1852–1923) — бывший лидер радикального крыла Народной воли (перешедший на сторону монархизма, занимавший чины статского советника, члена Совета министра внутренних дел, члена Предсоборного совещания.
Центральной проблемой его исследований была разработка по- литико-правовой и этической теории монархии. В своем знаменитом труде Монархическая государственность (1905) он пытается доказать, что юридическое право, лежащее в основе монархической государственности, исходит не из произвола законодателей, а из права естественного, которое все более получает признание у юристов. Тихомиров не сторонник европейского учения общественного договора, для него возрождающееся естественное право состоит в соответствии с правдой и с правом нравственным, ноне с правом юридическим, поскольку естественное право первично и управляет правом юридическим. Опора на возрождающееся естественное право требует со стороны монархической верховной власти быть в теснейшей связи с обществом и личностью гражданина. Из этой необходимой связи, согласно правовой концепции
Тихомирова, вытекает обязанность государства служить личности и обществу как силам самостоятельными как силам самобытным»
1
В шестом отделе четвертой части Монархической государственности Тихомиров излагает свой взгляд на проблему взаимоотношения государства и личности как главной функции и основы политики. В отличие от Аристотеля, определявшего политику как науку об общественном благе и искусстве его осуществления, в понимании
Тихомирова, политика есть учение об обязанностях государства в отношении общества и личности и искусство их исполнения. Для него личность — главный и неразрывный с государством элемент и основная политическая реальность. Тихомиров говорит о близорукости той политики, которая, погружаясь в коллективность, в массовые формы организации социальной жизни, не видит и не думает о личности. Он определяет характер взаимоотношения государства и личности в зависимости от форм государственного устройства.
Как теоретик монархического государства, развивая монархическую идею верховной власти, он указывает на главные условия, при которых возможна верховная власть глубокая религиозность народа политическая сознательность чуткость нации способность верховной власти к гуманитарному, культурному творчеству, осно-
1
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 420.
2
Там же. С. 414.