Файл: Учебник для вузов Стандарт третьего поколения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
вые граждане введение избирательного ценза вело к установлению олигархического режима (те. правлению немногих богачей захват власти военными — к тимократическому (от греч. «тиме» — честь узурпация, те. незаконный захват власти тираном, — к тираническому. Теперь понятно, почему Платон наилучшей, ближайшей к идеальной считал аристократическую форму правления, а наихудшей тираническую.
Следует отметить, что почти все древнегреческие полисы прошли в своем развитии через тиранические режимы правления (VII–
VI вв. дон. э. Тираны, как правило, приходили к власти, опираясь на недовольство обнищавших, лишившихся земли народных низов
(охлос). Они часто отменяли кабалу, те. продажу свободных граждан за долги, лишали избыточной земли, а порой изгоняли или уничтожали родовую знать, делая население полисов социально более однородным, подготавливая таким образом (разумеется, бессознательно) социальную почву для политической системы демократии. В Афинах тиран Писистрат и его сыновья правили более 50 лет.
Итак, мы выяснили, что политические учения Древнего Востока отражали поиск абсолютной, деспотичной, централизованной, обожествляемой власти верховного единоличного правителя (царя, фараона, императора, оправдывали разделение общества на сословия, варны, касты, вели поиск адекватных деспотии методов управления (конфуцианский патернализм, вавилонский контроль и доносы, египетское обожествление, привлекая на помощь религию и неограниченное законом насилие. Политическая мысль античности сосредоточилась на поиске и обосновании идеального государства (Платон) и реальных форм правления (политических режимов) в условиях демократии и республики (Аристотель, Фу- кидид, Полибий, Цицерон. Античными философами, историками, политиками, юристами были тщательно исследованы и обоснованы различные политические системы демократии (древнегреческие полисы) и политическая система республики (Древний Рима также их трансформации в монархическую власть державы Александра Македонского и Римской империи. Именно со времен античности в политической науке и практике осталось представление о невозможности выборного правления, основанного на власти народа, в больших и сверхбольших государствах с населением в миллионы и десятки миллионов человек, что демократия и республика возможны лишь в сравнительно небольших полисных государствах. Изменить эти представления смогла только политическая наука Нового времени

50 Глава 2 . Политические учения Древней Греции
2.1.1. Особенности политических воззрений Древней Греции
Спецификой древнегреческой политической мысли является, во- первых, тесная связь политики с философией, во-вторых, не принудительное влияние на нее традиций религиозно-мифологической идеологии (Древняя Индия, Древний Китай, а преобладание нравственных и эстетических элементов. Древнегреческая философско- политическая мысль в условиях большей степени отделения умственного труда от физического носила более светский характер, чем древневосточная.
Вершины ее достижений связаны с именами таких титанов философской мысли, как Платон и Аристотель. Только на базе философских знаний могли быть сформулированы поразительно глубокие политические идеи, заложенные в основу последующих политических концепций. Именно философский анализ позволил Платону подняться до степени широких обобщений в политике и глубоко рассмотреть сам механизм движения человеческого бытия и человеческих судеб. Философия Платона не была систематически изложена в письменных источниках. Это потребовало от современных исследователей реконструкции его системы взглядов. При этом выяснилось, что всякие попытки вычленить политические аспекты из платоновской концепции идей (эйдосов) или прямолинейно экстраполировать его теорию идеального государства непосредственно на современный объект (государственную форму организации) с целью придать ему глубинный смысл вряд ли оправданны. Концепция идеального государства в данном случае есть образец поиска истины, и не более.
От Аристотеля берет начало идея видения политики как самостоятельной сферы знания, как науки о высшем благе человека и государств, цель которой — воспитать в человеке через нравственные добродетели высокие гражданские качества. Тесно связывая политику с этикой, он не разрывал ее связи с философией. В своей Политике Аристотель на основе экономического и философско- этического анализа по существу создал практическую философию политики. Ее главная задача и назначение, с одной стороны — выявить сущностные связи, отношения людей к вопросам рациональных, справедливых форм устройства политической власти (монархии, аристократии, политики, с другой — указать пути выхода из конкретных тупиковых политических ситуаций и негативных государственных форм (олигархии, охлократии, тирании, несоответствующих нравственным добродетелям

2 .2 . Основные философско-политические школы
51
2.2. Основные философско- политические школы. Пифагорейская школа. Пифагор и пифагорейцы — создатели количественной концепции бытия
В VII–VI вв. дон. э. почти все древнегреческие полисы прошли в своем развитии через тиранические режимы правления. В этот период политическое мышление не получило еще самостоятельного развития, оно не выделилось из общего философского мировоззрения. Одни философы основой всего сущего полагали число, вторые — борющиеся противоположные стихии, третьи — единство бытия, четвертые — неделимые атомы. Соответственно этим направлениям сформировались типы философского, а позже типы политического мышления натурализм, спиритуализм, материализм и идеализм.
Первыми, у кого возникло стремлением перенести философско- натуралистическое мировоззрение на почву политическую, были Пифагор (580–500 дон. э) и пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай), создавшие в условиях тиранических режимов аристократические тайные пифагорейские союзы в полисах Южной Италии (Великой Греции).
Согласно их концепции, основой человеческой жизни является стройный вечный космический порядок, господствующий в мире, в основании которого лежат число и мера, производящие гармонию.
Развивая философскую проблему меры, в своем учении они делали первые попытки обосновать нравственность на базе философии. В основе нравственности — мистическое понимание природы бессмертной души, посмертного переселения души человека в животных, родственных друг другу. Душа есть гармония, ибо гармония есть смесь и соединение противоположностей, и тело состоит из противоположностей (Пифагор и Филолай). Божественная по природе, душа заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни — освободить душу из телесной темницы.
Выдвинутый ими нравственный закон требовал решительной борьбы с душевным развратом, с анархией, разрушающей общественные связи между людьми. Полагая, что нет зла хуже анархии, в целях сохранения пифагорейского образа жизни они придерживались правила помогать закону и противодействовать беззаконию

52 Глава 2 . Политические учения Древней Греции Число как выражение меры вещей они применили к обществу, занимаясь главным образом решением проблем установления справедливой организации и управления полисной жизни. В связи с этим естественно возникал вопрос Что такое справедливость и какова мера ее осуществления и возможности в обществе?»
На первую часть вопроса ответ вполне понятен справедливость Логос, мировой закон, действующий в обществе как часть Вселенной, Космоса, а боги — гаранты и охранители справедливости. Значительно сложнее было ответить на вторую часть вопроса Как проявляется справедливость и как гарантировать ее в обществе. Получалось, что справедливость может проявляться в нескольких вариантах. Пифагорейцы остановились на формуле равному равное, или воздаяние равного за равное (выражающее скрытое неравенство. По их мнению, справедливое состоит в равном и одинаковом отношении ко всеми во всех случаях, подобно тому как в квадрате четыре стороны равны и перпендикулярны. Для Пифагора справедливость символизирует квадрат.
Пифагорейцы выяснили, что формула равное равному устанавливает некоторое соответствие между людьми. Равенство по происхождению как принцип родовой аристократии пифагорейцы отвергли. Принцип равенства по собственности был также неприемлем. А вот равенство по мудрости и заслугам (интеллектуальное равенство) пифагорейцы признали преимущественным, ибо мудрость означала выражение воли богов, способность создавать справедливые законы, которые управляют миром. По существу, это был аристократический подход к справедливому полисному правлению.
Аристократия, в их понимании, есть образ правления, основанный на положении человека в обществе, на господстве разума предполагающий владычество постоянного закона, сознаваемого и охраняемого лучшими людьми. Поскольку аристократия периодически сменялась в Великой Греции демократией или тиранией, враждебными пифагорейцам режимами власти, их союз подвергался постоянным преследованиям.
Главный вывод, вытекающий изучения пифагорейцев управление обществом невозможно невеждами, хотя каждый участвует в полисной жизни. По существу, это был первый шаг, составивший основу политологии Древней Греции, оказавший большое влияние на более зрелые политические учения Платона, Аристотеля

2 .2 . Основные философско-политические школы
53
2.2.2. Ионийская школа. Гераклит Эфесский
Гераклит (544–483 дон. э) происходил из царского рода Кодридов, который правил в родном городе Гераклита — Эфесе (в Ионии), но был лишен власти победившей здесь демократией. Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалившись в храм Артемиды
Эфесской. От его сочинения О природе до нас дошло 126 разрозненных фрагментов.
Гераклит — первый философ, исследовавший не только природу, но ив большей степени этико-политические проблемы. Он жил в эпоху социальной революции, когда родовая аристократия уступала место нарождающимся демократическим силам. Аристократ по политическим взглядам, осознавший социальную революцию, партийную борьбу и борьбу классов, Гераклит враждебно относился к демократической власти. Толпе он противопоставляет наилучшего Один мне — тьма (те. десять тысяч, если он наилучший. Наилучшие — это те, кто размышление, совершенствование души предпочитает скотскому пресыщению чисто материальными благами. Мышление, по Гераклиту, есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу природы, поступать согласно с ней. Гераклит одним из первых разрабатывал антидемократическую идеологию.
Центральной в учении Гераклита является теория универсальной изменчивости, вытекающая из его социально-политиче- ского опыта и оказавшая серьезное влияние на мыслителей того времени (у Парменида и Платона мы обнаружим теорию, согласно которой изменчивый мир, в котором мы живем, является иллюзией, и существует более высокая реальность, которая неизменна. Согласно этой теории, мир не сооружение, не сумма всех вещей, а колоссальный противоречивый процесс, отличающийся целостностью всех событий, изменений и фактов. Все сущее движется, и ничто не остается на месте. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается Чрезмерное внимание к изменчивости Гераклит дополнил концепцией о неизменном и неумолимом законе предопределения. Все материальные вещи подобны огню, в процессе горения которого рождаются закон, мера, разум, мудрость. Каждый процесс в мире, в особенности сам огонь, развивается соответственно определенному закону и является его мерой Фрагменты произведений ранних греческих философов В 3 ч. М, 1989. Ч. 1. С. 245.

54 Глава 2 . Политические учения Древней Греции Материалистическая позиция Гераклита четко выражена в определении сущности вечно живого огня и мирового порядка, из которых он вывел теорию законов Этот мировой порядок, тождественный для всех, не создан никем — ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в меру вспыхивающий ив меру угасающий. В тоже время он идеалистически полагает, что в человеческих обществах должен владычествовать божественный закон, питающий всечеловеческие законы. Желающие говорить разумно должны опираться на всеобщее, также как город на закон, и даже еще крепче ведь всечеловеческие законы управляются единым божественным законом, который простирает свою власть насколько желает, всем довлеет и над всем одерживает верх».
Итак, для Гераклита общество и государство немыслимы вне законов, правовых норм как проявления единого божественного космического) закона. Они являются социальной принадлежностью полиса и служат источником его силы, за которые народ должен стоять как за стену. Концепция государства как общности, объединенной единым стержнем общей справедливости, реально вписывается в политику умеренной аристократии, выступавшей поборницей верховенства закона и всеобщих интересов.
Истинными правовыми законами, нормами он называет те, которые адекватны естественным законам природы. Они устанавливаются разумом, приводятся в действие государством под угрозой наказания. По справедливому замечанию К. Поппера, Ге- раклит обнаруживает в этом неспособность видеть различия между правовыми законами и естественными закономерностями. Теория изменения и скрытой судьбы у Гераклита навеяна политическими неурядицами, отсюда динамика природы и динамика социальная — движущие силы всех перемен. Распря или война — динамическая и творческая первооснова всех перемен, всех различий между людьми. Вражда — обычный порядок вещей все возникает через вражду».
Нравственный аспект учения Гераклита заключен в его идеях о добродетелях, диалектике добра и зла. Первой добродетелью человека он считал умеренность, воздержание от страсти само- превознесения и гордыни, полагая, что «самопревознесение надо тушить, как пожар. Общество нуждается в преданности общей идее и способности его граждан к подавлению своемыслия и своеволия.
Гераклита занимал также вопрос В какой мере полис есть выражение воли его граждан. Старые софисты утверждали полис есть организация, посредством которой невежественное большинство господствует над сильным образованным меньшинством, а по

2 .2 . Основные философско-политические школы тому оно постановляет что хочет. Установление закона зависит от естественной силы.
В споре с софистами Гераклит выдвинул ряд основных положений, характеризующих политический аспект его мировоззрения. Полис — организация общества, необходимо и неизбежно содержащая в себе внутреннее противоречие, поскольку политические учреждения призваны служить интересам борющихся за политическую власть партий. Разумное правление должно состоять из сочетания и сведения противоположных элементов водно гармоническое целое, поэтому закон разумного правления обязует повиноваться воле одного. Власть по природе должна принадлежать меньшинству лучших, ибо наилучшие одно предпочитают всему. Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться, ибо тяжело быть под началом человека худшего».
Таким образом, Гераклит делает второй шаг, после пифагорейцев, в угоду установления справедливой природы политической власти, основанной на преимуществе высшей способности меньшинства лучших, умеренной аристократии. Элейская школа. Парменид
Учение Парменида — существенный этап на пути к учению Платона вершине античной философии и политики. Его идеи былина- правлены против школ античного материализма и материалистической диалектики, в частности против учения Гераклита о всеобщей изменчивости и противоречивости сущего бытия.
Парменид (род. ок. 515 дон. э) был родом из Элеи (Южная Италия. Расцвет его деятельности приходится на первую половину
V в. дон. э. Если Гераклит был первым материалистом-диалекти- ком, то Парменид — первым философом-метафизиком, оказавшим особенно большое влияние на форму метафизической аргументации Сократа, научение о бытии Платона и большинства последующих метафизиков, включая Гегеля.
Свое учение Парменид изложил в поэме О природе. Он считал чувства обманчивыми. Метаморфоза чувственного бытия, его текучесть и составляет бессмысленное богатство опыта, которое не является подлинным знанием, так как границы его неопределимы. Неопределимо и то, что меняется в текучести природного бытия, а что остается неизменным. Это-то что которое Парменид называет есть в его основных характеристиках и является предметом пристального внимания философа

56 Глава 2 . Политические учения Древней Греции Согласно его учению, истинное бытие — бесконечное и неделимое Единое. Оно не является, как у Гераклита, единством противоположностей, поскольку никаких противоположностей нет. Вынося суждение о бытии, Парменид взвешивает качества сущего, постигает смысл целого. Неверно думать, — говорит он, — будто в природе может существовать пустота. Мир — сплошная масса вещества, или шаровидное тело. Существует только бытие как лишь сплошь заполненное веществом пространство, и это бытие сферично, имеет форму шара».
Парменид противопоставляет сущее (есть) несущему (нет, особенно обрушиваясь на тех, кто не различает эти два типа бытия, утверждая, что то, чего нет, — есть. В связи с этим он выдвинул тезис Мыслить можно только то, что есть, истинное знание возможно только об истинном же бытии, в котором мышление обретает свое подлинное содержание. В каком-то смысле мыслить истинно и значит быть истинным бытием. Само по себе сущее и есть истинное бытие, открытое только истинному познанию, — утверждал он.
К заслугам элейского мыслителя нужно отнести и то, что он первым ясно сформулировал критерии познания познаваемо только бытие и критерии самого бытия, каким оно должно быть для того, чтобы мы могли его познавать в его истинном смысле. Отвергая показания чувств как иллюзию, недостоверные и колеблющиеся мнения смертных как обман, Парменид и его продолжатели пошли по пути метафизическому. Они стали утверждать только ум ведет к достоверной и незыблемой истине. Метафизика Парменида станет одой из методологических основ в развитии социально-философ- ской и политической мысли Платона. Атомистическая школа. Демокрит

Демокрит
(460–370 дон. э) — величайший материалист, представитель атомистической школы, выдающийся представитель науки Древнего мира, первый энциклопедический ум Древней Греции. Его родина — крупный торговый город Абдеры. В своих сочинениях он касался вопросов философии, математики, логики, астрономии, физики, биологии, медицины, общественной жизни, психологии, этики, политики, теории искусства.
Взгляды на природу определили его место как выдающегося естествоиспытателя. Вместе со своим предшественником Левкип- пом Демокрит становится одним из основателей атомистики, согласно которой все тела состоят из огромного количества атомов —

2 .2 . Основные философско-политические школы неизменных, неделимых частиц, движущихся в пустоте, подчиняясь природной необходимости, различающихся размером и формой. Свое материалистического учение о необходимости как о законе природы, о бесконечности и вечности Вселенной, о бесчисленности возникающих, развивающихся и уничтожающихся миров, о материальности и смертности души он противопоставил линии философии Платона и другим идеалистическим философским школам. Активно вел борьбу против телеологии — учения, признающего целесообразность развития природы.
Демокрит одним из первых в Древнем мире сделал попытку объяснить происхождение и развитие общественной жизни, разделив понятия законы природы и законы общества. Будучи атеистом и просветителем, он выступал против религии и мистики, считая, например, что политическая власть, государство осуществляется и создается не по воле богов, а есть результат деятельности самих людей.
Для него главное в общественной жизни — свобода и равенство. Свободный грек — не изолированная от общества единица, а гражданин города-государства (полиса. Свобода и равенство не должны вести к раздорам. Когда богатые помогают бедным, между гражданами рождаются взаимная дружба и помощь, единомыслие и другие блага, которых и перечислить нельзя».
Интересы государства должны ставиться выше всего остального, и главное — это проявление гражданами заботы о хорошем управлении. По Демокриту, наилучшее государство — это демократия, где свободный гражданин не только вправе, но и обязан участвовать в общественной жизни своего полиса. Он представляет демократию, установившуюся в те времена в Афинах и других греческих городах, умеющей себя умерять, сдерживать свои стремления в пределах закона и разума.
Формула Демокрита каждому равное (в смысле участия каждого в политической жизни, в отличие от пифагорейской равное равному (скрытое неравенство, означает равенство без привилегий. Правда, начало равенства не приводит его к отрицанию преимущества высших способностей. Управлять полисом должен тот, кто для этого подготовлен. Не следует мудрецу повиноваться законам, но должно жить свободно по самой природе управлять свойственно лучшему Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству».
Вслед за софистами Демокрит разделил понятие справедливость на две части 1) мировой закон как справедливость и 2) полисный закон как справедливость. По его мнению, полисная спра-


58 Глава 2 . Политические учения Древней Греции ведливость — (даке) трансформировалась через темис обычай) и номос (закон. Закон и обычай — результат действия между людьми в практике и обычаях. Закон и полис взаимосвязаны сущностными связями между людьми. Отсюда вытекает значимость законов Не стены охраняют Афины, а законы. Они созданы людьми для того, чтобы хорошо устроить их жизнь».
Интересны его рассуждения о политической деятельности. Политическая деятельность, полагает он, это то, что человек добавляет к природе) задатки разумности, свойственные и тем, кто не получил обучения) все хорошее, на что способен человек в годы своей зрелости, зависит не от его природы, не от происхождения, а от нравственного воспитания.
Политическое учение Демокрита во многом определяется основными чертами его этического учения, в центре которого — человеческая личность. Ей он предписывает систему правил мудрой, умеренной жизни, включая умение пользоваться жизненными благами, благоразумно осуществлять выбор наслаждений. Умеренные желания, — пишет он, — делают саму бедность равносильною богатству. Бедность имеет преимущество, в том смысле что великое богатство возбуждает и великие страсти, чего избегают бедные».
Демократически устроенное государство, сочетающее свободу и равенство с участием каждого гражданина в полисной жизни, личные интересы с общественными, когда свобода лица ограничивается свободой других, когда равенство не ущемляет преимущества высших способностей, по Демокриту, означает лучшее устройство государства и человеческой жизни. Эпикур

Эпикур
(341–270 дон. э) — древнегреческий философ-материа- лист, последователь Демокрита. Как и Демокрит, он считал, что все состоит из атомов и пустоты, нов отличие от него, указывал на момент произвольного, спонтанного отклонения в поведении атомов. Именно этот взгляд Эпикура укреплял научные позиции древнегреческого материализма и атеизма в борьбе против идеалистических учений о сверхприродном, божественном двигателе.
В своем учении опознании Эпикур исходил из признания материального мира, бытия вещей вне сознания, отвергая мир идей Платона и его сторонников как мифологическую фантазию. В этом понимании он был сторонником эмпиризма и сенсуализма, зависи-


2 .2 . Основные философско-политические школы
59
мости знаний от ощущений. Он являлся предшественником Локка и французской школы XVIII в.
Как практический философ-моралист он выдвинул теорию ата-
раксии (безмятежности, невозмутимости, а также теорию разумных наслаждений (то, что называют гедонизмом. Однако он был противником плоского гедонизма, грубых чувственных удовольствий, учил подчинению их разуму. Признавая важность наслаждения, он одновременно считал, что ненужно перебарщивать с наслаждениями, так как это ведет к страданиям. Чтобы избежать страдания, необходимо освободиться от потребностей. Поэтому идеал мудрого
Эпикур изображает как человека, сохраняющего свое спокойствие даже среди жесточайших страданий.
Как и стоики, Эпикур считал личное начало преобладающим. Нов отличие от них, провозгласивших нравственное начало, основанное не на положительном, а на естественном законе (как выражение вечного закона, он провозглашал материю и произвол человеческой воли. Государство и закон устанавливаются свободной волей людей для взаимного обеспечения личных потребностей. Это начало отразилось в его взглядах на нравственность и политику.
Проблемы морали Эпикур разрабатывал в русле так называемого эвдемонизма этики счастья. Добродетель, справедливости в его понимании нечто иное, как средство доставления человеку счастья. Польза составляет цель всякого общежития. Все выводится из личной пользы и личной воли человека. И это не исключает нравственного начала, основанного на подчинении, и праве каждого разумно пользоваться благами и наслаждаться земной жизнью. Единственное обоснование такого права — общественный договор, в который люди вступают добровольно, исходя из своей пользы. Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».
Эпикур впервые выдвинул идею изменяющейся справедливости, изменяющегося естественного права соответствующего справедливым законам при определенных обстоятельствах и времени. Эта идея естественного права с изменяющимся содержанием вновь возродилась в XX в. в правовых концепциях неолегистов (Р. Штамм в. в правовых концепциях неолегистов (Р. Штамм- в. в правовых концепциях неолегистов (Р. Штамм- лера, Г. Кельзена и др.).
Законы устанавливаются для пользы людей, ив этом смысле они необходимы и их следует соблюдать и уважать. Только безумные считает Эпикур, — могут обходить законы, чтобы приобрести себе лишнее, только мудрый, исполняя его, зная, что нет другой возможности избежать воздаяния за несправедливость Мудрый не вмешивается в государственные дела, чтобы не терять безмятеж-


60 Глава 2 . Политические учения Древней Греции ности духа, однако при необходимости оказывает ему поддержку своим соблюдением законов. По Эпикуру, закон, теряющий свою обязательную правовую силу, разрушающий общественный договор, перестает быть полезным человеку, и есть основание его не выполнять, ибо нет договора — нет и права».
Позиция Эпикура по вопросу политики и нравственности для того периода была весьма уязвимой и вносила разлагающее начало в связующий элемент римского общества. Проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни выражена в требовании надо высвободиться из уз обыденных дели общественной деятельности, сфера человеческой свободы — в его ответственности за себя, а она — вне и необходимости. Необходимость не подлежит ответственности. Личностное начало, лежащее в основе учения
Эпикура, не консолидировало общество, а являлось выражением частных интересов, в своей индивидуальной свободе и ответственности оно снижало значение нравственного закона и государственного порядка. Историческая школа. Геродот

Сведений о жизни и научной деятельности одного из самых известных древнегреческих историков и политиков Геродота (ок. 484 — между 431–425 дон. э) сохранилось немного. Даже даты рождения и смерти установлены приблизительно. Доподлинно известно, что родился он в г. Галикарнасе (область Кария на юго-западе Малой Азии) в состоятельной аристократической семье. Наверное, получил хорошее образование.
В то время власть в Галикарнасе принадлежала тирану Лигдами- ду, против которого выступила группа заговорщиков, в том числе и молодой Геродот. Заговор не удался, и Геродоту пришлось бежать из родного полиса на остров Самос, бывший тогда одним из сильнейших островных государств Ионического побережья Малой Азии.
Следующий период жизни политического изгнанника связан с путешествиями. В течение десяти лет он посетил Египет, Ливию, Вавилон, Ассирию, Персию, исходил всю Малую Азию, Геллеспонт Черноморские проливы и все Причерноморье, как южное, таки северное вплоть до города Ольвии); побывал в Западном Средиземноморье, в том числе на Сицилии, на Балканах (Македония,
Фракия), на многих островах Эгейского моря. Везде он активно изучали записывал историю племени государств, этнографические и географические подробности

2 .2 . Основные философско-политические школы Примерно в середине х гг. V в. дон. э, уже зрелым человеком, достигшим акмэ (сорокалетия, он поселяется в Афинах, которые в то время (450–430 дон. э) переживали эпоху расцвета. Геродот знакомится с Периклом и входит в его кружок (высокообразованная жена Перикла — Аспазия, философ Анаксагор, скульптор Фидий, драматург Софокл и др. Он полюбил Афины как свою вторую родину и на всю жизнь остался афинофилом и демократом. Он принимает предложение Перикла — руководить новой колонией Афин — городом Фурии (на юге Италии) и достаточно долгое время занимается политической деятельностью в Фуриях. Отсюда и разные имена, которыми называли его древние греки по месту рождения — Галикарнасский, по месту правления — Фурийский. Неизвестно, сколько пробыл Геродот в Фуриях и где умер (в Фуриях или в Афинах).
Кроме политической деятельности, и даже в первую очередь,
Геродот прославился как историк. Для современного читателя древнегреческая история начинается с Геродота. Не меньше ценили его и античные ученые. Цицерон назвал Геродота отцом истории. Фукидид называл его логографом наряду с Гекатеем
Милетским, Хароном Лампсакским, Геллаником Митиленским, которые писали свои сочинения, основываясь на преданиях, рассказах местных служителей культа, очевидцев событий, переплетая реальные события и деяния богов, трактуя мифы и легенды сточки зрения здравого смысла. Современные историки считают Историю Геродота переходной сточки зрения метода изложения от логографического к научно-историческому. Большинство современных политологов считает, что именно с сочинений Геродота в античной традиции явственно начал просматриваться геополитический подход.
Свое главное произведение, включавшее собранный исторический, политический, военно-стратегический, мифологический, этнографический и географический материал, он назвал «Histories
Apodeixis» (Изложение событий. Оно было написано на ионическом диалекте, родном для Геродота, хотя Геликарнас был дорийской колонией. С тех пор термин история, означающий также исследования, описания, заменил для данной науки термин логос, означающий проза, речь, рассказ, «учение».
«История» Геродота, разделенная потом (во II в. н. э) александрийскими учеными на 9 книг, названных по именам муз, охватывает весь известный автору исторический процесс от мифологического умыкания жен разными народами, становившегося поводом для войн, до золотого века Афин. Кульминационным моментом

62 Глава 2 . Политические учения Древней Греции развития древнегреческой цивилизации Геродот считал греко- персидские войны, а главным содержанием человеческой истории и международных отношений — противостояние Запада и Востока, моря и суши, Греческой федерации и Персидской державы, эллинов и варваров, демократии и деспотии, свободы и принуждения.
В тоже время Геродот, несмотря на свою явную проэллинскую позицию, старается объективно описывать факты истории. Он бесстрастно повествует о странных варварских обычаях, признает вне- которых случаях превосходство варваров над эллинами, указывает на преемственность греческой культуры от египетской.
По содержанию 9 книг геродотовой истории можно поделить на две части первая (книги I–IV и начало V) посвящена завоеванию гегемонии Персии в Азии. С приходом к власти Кира Древнего
(559 дон. э) Персия последовательно покоряет государства Малой Азии, Вавилон, Египет и становится крупнейшей, как сказали бы сегодня, геополитической державой. Геродот подробно рассказывает о странах и народах, завоеванных персами, их географическом положении и обычаях, рисует общую картину возвышения Персии.
Во второй части Истории (книги V–IX) Геродот обращает свой взор на положение дел в Элладе и на ход греко-персидских войн. То, что самые выдающиеся из эллинов — это лакедемоняне и афиняне, мы узнаем еще из книги I, а теперь Геродот показывает роль армии и особенно флота входе и исходе войны, в осуществлении политики.
Вторая часть для Геродота несомненно главная, а задача первой ввести читателя в курс политических событий, выявить причины и цели походов персов против Эллады, которая под действием персидской угрозы прекращает междоусобную борьбу, объединяется и превращается в морскую военную федерацию, давшую отпор и одержавшую окончательную победу над агрессорами. Фукидид

Фукидид (460–396 дон. э) родился в Афинах в богатой аристократической семье. Его отец Олор был прямым потомком фракийского царя Олора. Его родственник Фукидид из Алопеки был предводителем олигархической партии и главным противником Перикла. Мать Фукидида Афинского также принадлежала к знатному фракийскому роду. Очевидно, Фукидид учился у лучших педагогов своего времени философа Анаксагора, софистов Протагора и Горгия, слушал речи оратора Антифонта. Но самое большое впечатление на молодого Фукидида произвел Перикл. Именно поэтому, несмотря на традиции семьи и родственные связи с аристократическими,

2 .2 . Основные философско-политические школы олигархическими группировками, он рази навсегда становится сторонником демократической партии.
Во время Пелопоннесской войны (431–404 дон. э) между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой летний Фукидид был избран (424 дон. э) членом коллегии десяти стратегов (фактически правительство Афина затем как стратег получил командование над всеми войсками, дислоцированными во Фракии.
Во время похода спартанской армии Брасида во Фракию Фу- кидид командовал эскадрой кораблей и не смог вовремя оказать помощь фракийскому полису Амфиполю, который был взят Бра- сидом. За это Фукидид был приговорен к пожизненному изгнанию из Афин (423 дон. э. Лишь после летнего отсутствия он смог вернуться на родину (404 дон. э.).
Точных сведений о том, где и чем занимался Фукидид в изгнании, нет. Скорее всего, он жил на родине предков во Фракии и посвятил свой досуг написанию знаменитой Истории. Возможно, в это время он совершил путешествие по Средиземному морю Македония, Сицилия, Италия, Спарта. Обстоятельства и место смерти его неизвестны. Известно лишь, что останки Фукидида были перевезены и захоронены в Афинах.
В своей Истории Фукидид поставил задачу описать войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Как видим, он решает не глобальную, а региональную проблему, но проблема эта носила геополитический характер, ибо война между Афинами и Спартой носила характер соперничества за гегемонию в Элладе. Кроме того, учитывая противоположности общественных укладов и форм правления, эта война решала вопрос о направлении дальнейшего развития всех греческих полисов. Речь шла об альтернативе между демократией и олигархией, торгово-промышленными и традиционно-сельскохозяйственными путями развития, о широком космополитическом или спартанско-патриотическом этосе образе мышления).
Фукидид первым из древнегреческих историков стал рассматривать исторический (а следовательно, и политический) процесс прагматически (а не эпически, как Геродот), как цепь политических, военно-политических событий и военных столкновений. Для него как история, таки политика — это, в первую очередь, внешняя политика, в том числе и военная.
Война показала возросшую роль армии. Ведь, несмотря на неоспоримое преимущество афинян в культуре, искусстве, торговле и промышленности, победа оказалась на стороне Спарты. Фукидид

64 Глава 2 . Политические учения Древней Греции подчеркнули роль флота, особенно для укрепления мощи прибрежных и островных государств, таких как полис Коринф, остров Крит. Коринф, например, благодаря развитию флота и торговли стал одним из самых мощных в военном отношении и богатых государств
Эллады. Критское островное государство, используя свое исключительно выгодное географическое положение (защищенность от врагов, удобное побережье для развития судоходства и контроля за другими государствами, сумело добиться в конце II тысячелетия дон. э. гегемонии в Средиземноморье. Фукидид отметил возросшее значение военно-морского флота в войне с преимущественно сухопутными державами. Именно благодаря мощному флоту иго- сподству на море получили преимущество ионяне в их войне спер- сами. Фукидид первым заметили описал разный характер могущества государства у Афин — это морское, ау Спарты — сухопутное. Ксенофонт

Ксенофонт (ок. 430–370 дон. э) появился на свет в Афинах в богатой аристократической семье и получил прекрасное воспитание и образование (или, по-древнегречески, — каллокагатию), которое совершенствовал в общении с Сократом.
К этому времени миновал золотой век расцвета Афин, век Пе- рикла и афинской гегемонии в Элладе (450–430 дон. э, и началась Пелопоннесская война (431–404 дон. э) между сильнейшими во- енно-политическими объединениями древнегреческих полисов Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом, между промышленными и торговыми, культурно развитыми, демократическими Афинами и консервативно-традиционной, но мощной военной, олигархической Спартой. Опять, уже в который разв человеческой истории Суша встала против Моря, две непримиримые стихии сошлись в борьбе за власть над миром Хотя причины войны были значительно глубже, чем только противостояние Афин и Спарты например, торговая конкуренция Афин и Коринфа, союзника Спарты, в первую очередь в западной части Средиземного моря, торговой вотчине Коринфа вмешательство Афин в ссору между Коринфом и Керкирой; противоречия между демократической и олигархической партиями, которые существовали во всех полисах
Эллады; да и вообще борьба за ресурсы территориальные, людские, природные).
Несмотря на то что Ксенофонт был уроженцем Афин, он принадлежал к олигархической партии и считал Спарту не только образцом государственного устройства, но и центром, вокруг которого должна объединиться вся Эллада. Ксенофонт вырос в военной среде

2 .2 . Основные философско-политические школы и военной обстановке, фактически в условиях гражданской войны. В Пелопоннесскую войну резко изменился социальный состав греческих армий. Если раньше основу греческой фаланги составляли гоплиты — ополченцы, жители полисов, то теперь ведущая роль переходит к наемникам — профессиональным воинам, для которых победа не вела к миру, а была лишь возможностью заработать. Такие люди готовы воевать всю жизнь.
Неизвестна роль Ксенофонта в политическом процессе в Афинах при правлении 30 тиранов, поставленных Спартой, но после поражения Пелопоннесского союза (404 дон. э) он вместе сна- емниками-спартанцами отправляется в качестве командира одного из подразделений в Малую Азию на службу к Киру Младшему
(401 дон. э. Познакомившись с Киром, Ксенофонт принял его предложение стать его советником. В этом качестве они следовал за Киром последующие десять лет. Кир ставил себе задачей сокрушить своего соперника в борьбе за трон — Артаксеркса, но это ему не удалось.
В 394 г. дон. э. вместе с армией спартанцев под командованием Агесилая Ксенофонт возвращается в Элладу, ноне в Афины, а в Спарту, и принимает участие в битве при Коронее, в которой Спарта разгромила войска антиспартанской коалиции, состоявшие в основном из фиванцев и афинян. За участие в сражении против родного полиса Ксенофонт был приговорен к изгнанию из Афин. Покинув военную службу, он поселился в поместьи близ Олимпии.
В 370 г. дон. э. Олимпия и ее окрестности были заняты противниками спартанцев элейцами. Ксенофонт бежал в Коринф, где вскоре умер.
В своих главных трудах, «Анабасис» (переводится как Восхождение, повествует о походе Кира Младшего вглубь Азии) и Греческая история, Ксенофонт кроме описания сражений и деяний правителей дает интересные этнографические сведения, старается связать военно-политические события с географией. Кроме того, богатый жизненный опыт, знания и навыки, приобретенные им в географии и военной стратегии, общая широта кругозора позволяют оценивать его работы (особенно Греческую историю) как представляющие несомненный интерес сточки зрения геополитики и содержащие геополитические идеи о противостоянии Суши и Моря, о значении армии и флота для мощи государства, о гегемонии на море и ее предопределении природой.
Именно с опыта Ксенофонта и ему подобных, служивших военными наемниками у персов, в древнегреческих полисах появляется идея о Великом восточном походе для разгрома одряхлевшей

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   48