Файл: По дисциплине "Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему____________________________

по дисциплине "Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой)

(Ф.И.О.)

специальности______________________________________________________

номер группы______________________________________________________
Руководитель

(Ф.И.О.)

2023 г.

Игровые технологии в начальной школе на примере уроков изобразительного искусства

Введение

игровой упражнение изобразительный педагогический

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Одним из методов достижения данных умений могут быть применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства, так как игры - это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия - веселая игра - это идеальная возможность расслабиться. Игры направлены на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности младших школьников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Использование игр и игровых ситуаций учебно-воспитательной деятельности раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению материала, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке изобразительного искусства.

Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Они успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения.


Находясь в обучающей игре, ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку. Такой метод обучения и воспитания вызывает большой интерес у младших школьников к усвоению нового материала и мотивирует их на дальнейшем получении практических знаний.

Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Игры делают учебно-воспитательный процесс веселым, а это усиливает мотивацию к учению, поэтому тема «Игровые технологии в начальной школе на примере уроков изобразительного искусства» является актуальной.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Цель исследования: изучить и проанализировать роль игровых технологий в начальной школена примере уроков изобразительного искусства.

Объект исследования: игровые технологии в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: использование игровых технологий в начальной школе.

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что использование игровых технологий в начальной школе на уроках изобразительного искусства способствует успешному обучению и воспитанию младших школьников.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические аспекты применения игровых технологий в начальной школе.

2.Выявить роль игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста.

3.Рассмотреть роль игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.



4.Выявить возможности практического применения игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников на уроках изобразительного искусства.

1. Теоретический анализ игровых технологий в начальной школе

.1 Игровые технологии как вид педагогических технологий

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология у младших школьников на уроках изобразительного искусства может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы [Славинкина, 2002, С. 132].

Согласно классификации Г.К. Селевко, педагогические технологии младших школьников по преобладающему (доминирующему) методу делятся на:

1.Догматические, репродуктивные

2.Объяснительно-иллюстративные

.Развивающее обучение

.Проблемные, поисковые

.Программированное обучение

.Диалогические

.Творческие

.Саморазвивающее обучение

.Игровые [Рубинштейн, 1997, С. 211].

Исходя из выше приведенной классификации игровые технологии в младших классах на уроках изобразительного искусства являясь составляющей педагогических технологий, можно определить как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации.

Концепция игровых технологий Г.К. Селевко основывается на следующих положениях: психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Д.Н. Узнадзе считает, что игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего личности [Плигин, 2006, С. 7 - 20]. Л.С. Выготский говорил об игре как средстве усвоения социальных установок. «Игра - это иллюзорная реализация нереализуемых интересов» - говорил А.Н. Леонтьев, подразумевая под этой фразой свободу личности в воображении [Славинкина, 2000, С. 144]. В свою очередь С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и практикой развития детей. Интересна его мысль о том, что способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная деятельность к играм, отражающим отношения между детьми и, наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми [Запорожсца, 2003, С. 148].


Для того чтобы понять конкретный смысл и примерное содержание игровых технологий, необходимо ознакомиться с параметрами. В таблице 1 приведена классификация параметров игровой технологии и их примерное содержание. Для построения урока с включением игровой технологии на наш взгляд необходимо обратить внимание на такие параметры как ведущие факторы развития, преобладающие методы, организационные формы и преобладающие средства.

Таблица 1. Классификационные параметры игровых технологий

ПараметрСодержаниеУровень и характер применениявсе уровниФилософская основа:приспосабливающаясяМетодологический подход:индивидуальный, групповой, личностно ориентированныйВедущие факторы развития:ПсихогенныеНаучная концепция освоения опыта:ассоциативно-рефлекторная + результат + суггестияХарактер содержания:все виды + проникающийВид социально-педагогической деятельности:обучающая, воспитательная, развивающаяТип управления учебно-воспитательным процессом:все виды от схемы консультаций до программногоПреобладающие методы:развивающие, поисковые, творческиеОрганизационные формы:все формыПреобладающие средства:практические + наглядные + программированныеПодход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:свободное воспитание Направление модернизации:АктивизацияКатегория объектов:массовая, все категории

Проанализировав предложенные классификационные параметры, мы уже можем прогнозировать ход занятий, направленных на развитие творческих способностей. Но ведь учебное занятие не может иметь главной и единственной целью развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства, в связи с чем, были определены аспекты, на которые необходимо также воздействовать при помощи игровой технологий.

Селевко Г.К. выделяет следующий спектр целевых ориентаций: дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие. Каждая ориентация имеет показатели. Рассмотрим их подробнее. Под дидактической ориентацией автор понимает следующие показатели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных мнений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общенаучных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В содержание воспитывающей ориентации входит воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающая ориентация подразумевает развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развивать мотивации учебной деятельности. Составляющими социализирующей ориентации являются приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия [Рассел, 1997, с. 44].


Таким образом, игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги получения знаний.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [Глассер, 1991, С. 18].

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Назовем основные направления, по которым реализуются игровые методы и приемы на уроке:

1)дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2)учебная деятельность подчиняется правилам игры;

)учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

)успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [Синельников, 1995, С. 54-55].

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко классифицировал педагогические игры по таким критериям как: область деятельности, характер педагогического процесса, игровая методика, предметная область, игровая среда. Соотношение педагогических игр с критериями классификации можно проследить в таблице 1 приложения Б.

Для подробного изучения видов педагогических игр, в первую очередь следует разделить их по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1)обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2)познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

)репродуктивные, продуктивные, творческие;

)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.