Файл: По дисциплине "Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воздействующие на эмоции и чувства;
раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы.
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.. Игры и упражнения по цветоведению.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.. Сюжетно-ролевые игры
. Игра «Следствие ведут знатоки».
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» - ученики класса.
. Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.
Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.
Заключение
При изучении проблемы использования игровых технологий у младших школьников на уроках изобразительного искусства за основу нами была взята концепция Г.К. Селевко об игровых технологиях как виде педагогических технологий. Игровая технология подразумевает включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Изучение работ Беспалько В.П., Давыдова В.В., Пидкасистого П.И., Шмакова С.А. и других показало, что использование игровых технологий создает внешние и внутренние условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников.
Итак, для младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Проблемы педагогической организации игровой деятельности учащихся заключаются в осознании первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим. Необходимость развития в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих педагогических технологий. К числу развивающих педагогических технологий, без сомнения, относится игровая деятельность учащихся в начальных классах на уроках изобразительного искусства.
Список литературы
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание, опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст]/ А.В. Бакушинский.-М.: 2005. - 67 с.
. Букатов В. Принципиальные мелочи [Текст] / В. Букатов // Первое сентября. - 2001. - №76. - С. 23-25.
. Глассер У. Школы без неудачников [Текст]/ У. Глассер. - М.: 1991.-С. 18
. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 2009. - С. 18.
. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - С. 54-55
. Дилтс Р. Стратегии гениев [Текст]/ т. 1-3. Р. Дилтс. - М.: Класс, 2008. - 94 с.
. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. [Текст] / М. Доналдсон - М.: Педагогика, 2005. - С. 15-17
. Лук А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 2006. - 119 с.
. Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 2001. - 124 с.
. Никитин Б.П., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки [Текст] / Б.П. Никитин, Л. Никитина. - М.: Молодая гвардия, 2009. С. 286-287.
. Плигин А.А. Пути обновления школьного образования. // Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки [Текст] / А.А. Плигин. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2006, С. 7 - 20.
. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.
. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 2003.-148 с.
. Рассел Б. Человеческое познание [Текст]/ Б. Рассел. - Киев.: 1997. - 44 с.
. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М.: 1997 -211 с.
. Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников. - М.: 1995. С. 9
. Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст]/ В. Кудрявцев, В. Синельников. - М.: 1995. С. 54-55
. Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / Л.С. Славинкина. - М.: 2002. - 101 с.
. Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / Л.С. Славинкина. - М.: 2002.-132 с.
. Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст]/ Л.С. Славинкина. - М.: 2002.-144 с.
. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2001. - 44 с.
. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: 2001. - С. 51
. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: 2001.-С. 57