Файл: По дисциплине "Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения, а также с разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д. [Славинкина, 2002, с. 100].
Таким образом, игровую технологию следует понимать как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, что позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным. А это немало важно для развития творческих способностей учащихся младших классов на уроках изобразительного искусства. Из всего многообразия педагогических игр учителю необходимо выбрать ту, которая наиболее точно передаст содержание учебного материала, заинтересует учеников, и будет являться катализатором развития творческих способностей у учеников.
1.2 Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровую технологию обучения. В.П. Беспалько дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса [Бакушинский, 2005, с. 67]. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, она имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.
Игровая технология в организации учебного процесса позволяет наиболее раскрыться ученику, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке [Григорьева, 2009, С. 18].
Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то игровая технология на уроках изобразительного искусства может оказаться незаменимым помощником учителя. При осознанном и продуманном ее использовании у детей формируются такие необходимые качества, как:
1)положительное отношение к школе, к учебному предмету;
2)умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
)умение слушать друг друга;
)добровольное желание расширять свои возможности;
)раскрытие собственных творческих способностей;
)самовыражение, самоутверждение [Теплов, 2001, С. 57].
Именно эти качества вызывают у младшего школьника интерес и желание продолжать учебную деятельность и способствуют развитию творческих способностей.
Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения [Славинкина, 2001, с. 144].
Творческие игровые технологии в обучении - просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. По этому поводу К.Э. Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные» [Яременко, 2001, с. 224]. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются» [Спиваковская, 2001, 44 с.]. Например, урок в форме путешествия, где все действия и переживания определяются игровыми ролями и происходят в воображаемых условиях. Отличительная черта этих игр - активность творческого воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игровой технологии у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий [Давыдов, 2004, С. 54-55].
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» у учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Игровые технологии вызывают у младшего школьника живой интерес к предмету изобразительного искусства, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.
«Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать».
Творческое развитие личности не может происходить вне развития ее активности - познавательной, коммуникативной деятельности. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, является педагогическая игра. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения педагогической игры обращал внимание на степень включенности учеников в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения).
Г.К. Селевко в своей концепции выделяет следующие концептуальные положения игровых технологий обучения:
-
Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта, самого себя. -
Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие. -
Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии. -
Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов [Никитин, 2009, С. 286-287].
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане [Дилтс, 2008, 94 с.].
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Таким образом, использование игровых технологий у младших школьников на уроках изобразительного искусства создает внешние и внутренние условия, позволяющие снять эмоциональную напряженность, повысить уверенность в собственных силах ученика, вызвать познавательный интерес, что способствует проявлению творческих способностей. А также игровая технология позволяет сформировать такие качества, как положительное отношение к школе, к учебному предмету; умение и желание включаться в коллективную учебную работу; умение слушать друг друга; добровольное желание расширять свои возможности; раскрытие собственных творческих способностей; самовыражение, самоутверждение.
2. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе
.1 Игровая технология на занятиях по изобразительному искусству
Главной задачей учителя изобразительного искусства является привитие любви и интереса к искусству, к процессу творческого созидания, следствием чего является максимальное развитие творческих способностей учащихся [Никитин, 2001, 124 с.]. Для решения данной задачи можно использовать методы развивающего обучения. На наш взгляд, наиболее эффективным окажется использование игровой технологии. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы [Флерина, 2009, 51-53 с.]. Известно, что в игре человек полностью раскрывается, он не скован в выражении собственных чувств и эмоций, и может даже открыть не проявлявшиеся до этого момента способности. Также известно, что творческие способности могут проявиться в изобразительной деятельности наиболее ярким образом. И в игровой и в изобразительной деятельности важен не только результат, но и
получение удовольствия от процесса, а результатом будет являться развитие творческих способностей. Мы можем предположить что, соединив эти 2 деятельности в рамках школьного курса изучения изобразительного искусства, можно получить положительные изменения в развитии творческих способностей учащихся.
Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 - 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь) [Синельников, 2005, C.9].
Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности. В ходе интервью, проводимого Плигиным А.А. в московских школах, дети, которые утратили устойчивый интерес, назвали следующие причины:
не получается рисовать - 40%;
не успеваю нарисовать на уроке - 20%;
непонятно, как выполнять задание - 20%;
не нравится учитель - 10%;
«не знаю, но не люблю этот предмет уже давно» - 10% [Теплов, 2001, с. 51].
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие - причинами отказа от изобразительного творчества. В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.
Большинство педагогов не верят, что в рамках учебных часов школьной программы можно научить детей хорошо рисовать, любить искусство, глубоко воспринимать и ценить выдающиеся произведения культуры. Так как чаще всего их собственный путь к искусству был связан с профессиональными занятиями в студии изобразительного искусства или художественной школе, а затем продолжительным опытом обучения в художественном училище или на соответствующем факультете института [Шмаков, 2004, С. 239].
Также среди учителей распространено убеждение, что творческие способности даны от природы лишь немногим, а поэтому формируется точка зрения, что их, возможно, развить лишь незначительно. При такой вере в способности ученика учитель будет в большей степени стремиться просвещать детей, предлагая им познакомиться с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели чем творить [Лук, 2006, С. 119].