Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Сущность и виды ассортимента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.

Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным.

Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

3. Виды ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:

Рациональный ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.

Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

4. Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

Реальный - действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.

Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы подтоварную структуру спроса населения.

1.2. Проблемы формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли и пути их решения

Формирование ассортимента - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.


В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

Ассортиментная политика является одним из главных направлений деятельности торгового предприятия.

Некоторые ошибки ассортиментной политики это избыточное расширение ассортимента, размывание ассортимента, недостаток товара (отсутствие на складе самых ходовых товарных позиций), перепроизводство (избыток самых неходовых товарных позиций), неправильная ротация ассортимента.

Помимо этих ошибок ассортиментной политики существует и ряд других, которые не связаны с ассортиментом напрямую. Однако, не имея на первый взгляд прямого отношения к нему, со временем эти ошибки оказывают очень сильное влияние на ассортиментную политику предприятия и на экономику предприятия в целом.

К основным исправлениям, оказывающим воздействие на ассортиментную политику относятся:

1) Работа с клиентом и распределение рисков. Сейчас уже практически все предприятия понимают, что отношения должны быть партнёрскими и долгосрочными, а проблемы клиента вполне могут стать проблемами самого предприятия. Избыток нереализованного товара на складах клиентов неминуемо приведёт к тому, что они будут снижать закупки в будущем.

2) Рекламная поддержка. Продвижение бренда - требует больших финансовых затрат, кроме того, как правило, при необходимости сокращать затраты предприятия в первую очередь откажется от пункта «расходы на рекламу и продвижение» в бюджете. И это незамедлительно приведёт к снижению объёма продаж. Разорвать такой замкнутый круг очень сложно, тем не менее, необходимо помнить о том, что покупатель уже давно приобретает не товар, а бренд, ассоциирующийся у него с определёнными жизненными ценностями. По этой причине необходима активная и постоянная коммуникация с целевыми покупателями.

3) Эффективный мерчандайзинг. Грамотный мерчандайзинг способен увеличить продажи до 70%, поэтому необходимо уделять большое внимание этому вопросу. В случае избыточного количества ассортимента отсутствует возможность представления ассортимента в торговом зале необходимым образом.

4) Политика ценообразования. В отношении ценообразования можно выделить два вида ошибок: неэффективная структура цен и несоответствие цены и качества товара. Одно из самых главных условий успеха в долгосрочном сотрудничестве - это предоставление такой структуры цены, при которой всем будет выгодно вести бизнес, то есть маржа, формирующая у производителя, дистрибьютора и розничного продавца, устраивает всех участников цепи, и при этом в представлении покупателя конечная розничная цена отвечает ценности продукта. Часто низкие продажи являются следствием завышенных розничных цен. В этом случае скидки могут поправить ситуацию и дать понимание ценовых ожиданий покупателей [36, С. 492].


При построении ассортиментной политики также возможны проблемы следующего характера:

-современная конъюнктура рынка вынуждает предприятие постоянно обновлять ассортимент, а для чего необходимы дополнительные ресурсы;

-высокая конкуренция приводит к тому, что новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение;

- не в полном объёме изучены потребительские предпочтения;

- в структуре ассортимента отсутствуют какие-либо товарные позиции;

-ошибки в планировании и оптимизации работы с ассортиментом увеличивают дополнительные расходы и сокращают прибыль;

-не уделяется должного внимания анализу внутренних ресурсов и резервов предприятия;

В целом грамотная ассортиментная политика позволяет решить серьёзные конкурентные преимущества и может привести к желаемому росту продаж и увеличение прибыли, в то же время выстраивание ассортиментной политики сложный процесс, которому необходимо уделять большое внимание.

Глава 2. Анализ формирования ассортимента торгового предприятия на примере ООО «Подушечка»

2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия ООО «Подушечка»

Анализируемое предприятие возникло в 2006 году и в настоящее время именуется ООО «Подушечка». Организационно-правовая форма анализируемого розничного торгового предприятия: общество с ограниченной ответственностью.

Управление Обществом, согласно Уставу, осуществляет высший орган - Общее собрание участников. Исполнительным органом является директор. Розничное торговое предприятие ООО «Подушечка» имеет свою структуру, которая представлена на рис. 1.

Административный корпус

Предприятие ООО «Подушечка»

Основное подразделение

Вспомогательные подразделения

Торговый зал

Склад

Рисунок 1. Структура розничного торгового предприятия


ООО «Подушечка»

Розничное торговое предприятие ООО «Подушечка» состоит из основного и вспомогательных подразделений и административного корпуса. Основное подразделение представляет собой торговый зал, а вспомогательное подразделение включает склад.

Организационная структура данного предприятия предполагает его хозяйственную обособленность, наделение юридическими правами и ответственностью за свою деятельность (Общество предполагает нести ответственность принадлежащим ему имуществом), а также выбранной системой учета и отчетности - ведение Книги доходов и расходов и предоставление в контролирующие органы Налоговых деклараций (сдается предприятием за каждый отчетный период - квартал). В ней рассчитывается сумма подлежащего уплате единого налога в соответствии с применяемой предприятием упрощенной системой налогообложения.

Для реализации основного предмета деятельности ООО «Подушечка» имеет площадь, используемую под магазин, состоящий из двух отделов: «Ткани» и «Текстиль для дома» (постельные принадлежности», полотенца, скатерти) и оборудованного контрольно-кассового узла. Продажа товаров в этом магазине происходит посредством двух видов форм обслуживания: продажа товаров по образцам (ткани), индивидуальное обслуживание через прилавок. С целью реализации тканей методом продажи по образцам, в магазине оборудованы стеллажи для образцов.

Для оценки масштаба предприятия и его финансового состояния необходимо проанализировать эффективность экономической и финансово­хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Подушечка».

Одним из основных этапов оценки финансового состояния предприятия является анализ системы основных технико-экономических показателей, который позволяет определить динамику показателей за ряд лет. Основные показатели сведены в табл. 2.

Таблица 2

Система технико-экономических показателей торгового предприятия ООО «Подушечка» за 2015 - 2017 гг.

п/п

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г

Абсолютное отклонение (+,-)

Темп прироста, %

2017 г. от:

2010 г. к:

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Выручка от продажи, тыс.руб.

17 450,00

18 898,00

20 239,00

2 789,00

1 341,00

15,98

7,10

2

Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

13 088

14 174

15 179

2 091,75

1 005,75

15,98

7,10

3

Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.

3034,85

3270,89

3463,79

428,94

192,90

14,13

5,90

4

Прибыль от продажи, тыс. руб.

1 327,65

1 453,61

1 595,96

268,31

142,35

20,21

9,79

5

Прибыль до налогообложения, тыс. ру«

1 327,65

1 453,61

1 595,96

268,31

142,35

20,21

9,79

6

Чистая прибыль, тыс. руб.

1009,014

1104,7436

1212,9296

203,92

108,19

20,21

9,79

7

Стоимость основных средств, тыс. ру«

5630,35

5662,13

5694,28

63,93

32,15

1,14

0,57

8

Стоимость активов, тыс. руб.

3117,7

3234,1

2847,8

-269,90

-386,30

-8,66

-11,94

9

Собственный капитал, тыс. руб.

1456

1576

1657

201,00

81,00

13,80

5,14

10

Заемный капитал, тыс. руб.

1661,7

1658,1

1190,8

-470,90

-467,30

-28,34

-28,18

11

Численность ППП, чел.

16

16

16

0,00

0,00

0,00

0,00

12

Производительность труда, тыс.руб. (1/11)

1090,63

1181,13

1264,94

174,31

83,81

15,98

7,10

13

Фондоотдача, руб. (1/7)

3,099

3,338

3,554

0,45

0,22

14,68

6,49

14

Оборачиваемость активов, раз (1/8)

5,60

5,84

7,11

1,51

1,26

26,98

21,62

15

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (6/9*100%)

69,30

70,10

73,20

3,90

3,10

16

Рентабельность продаж, % (4/1*100%)

7,61

7,69

7,89

0,28

0,19

17

Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения, % (5/(9+10)

42,58

44,95

56,04

13,46

11,10

18

Затраты на рубль выручки от продажи, (2/1*100 коп.)

75,00

75,00

75,00

0,00

0,00


Выше представленная таблица содержит сведения об основных экономических показателях магазина «Подушечка» в динамике за 2015-2017 г.г., а также темпы роста 2017 года к 2015 и 2016 годам. Для того чтобы произвести анализ эффективности деятельности предприятия необходимо рассмотреть экономическую сущность данных показателей и факторы, которые в наибольшей степени могут повлиять на них.

Одним из основных показателей, по которым оценивается экономическая и другая деятельность предприятия торговли является выручка от продаж.

Под выручкой от продаж понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Сущность выручки от продаж выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.

Выручка от продаж в 2016 по сравнению с 2015 годом увеличился на 1448 тыс. руб., что составляет 8,3 %, а в 2017 по сравнению с 2016 годом увеличился на 7,1 %.

Важнейшим показателем оценки состояния предприятия является валовой доход. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, в общеэкономическом смысле - это выручка от основной деятельности (реализации товаров и услуг), а также доходы, получаемые помимо основной деятельности, из других источников. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, складывается из нескольких источников.

В упрощенном виде валовой доход представлен разницей выручки от продаж и себестоимости проданных товаров. Валовой доход на данном предприятии в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 362,00 тыс. руб., что составляет 8,3%, а в 2017 году вырос на 335,25 тыс. руб.(7,1%).

Уровень валового дохода показывает, какую часть он составляет в выручке от продаж. В ООО «Подушечка» за весь рассматриваемый период уровень валового дохода составлял 25,00 %.

Следующий показатель, который необходимо проанализировать, это издержи обращения. Затраты по доведению товаров от производителей к потребителю, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий.

Коммерческие и управленческие расходы в ООО «Подушечка» увеличились в 2016 году по сравнению с 2015 на 7,78 %, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 5,90 %. Этот рост вызван увеличением фонда оплаты труда.

Финансовый результат от продаж определяется путем вычитания из валового дохода коммерческих и управленческих расходов. На анализируемом предприятии наблюдается тенденция роста прибыли, так в 2015 году прибыль составляет 1327,65 тыс. руб., в 2016 - 1453,61 тыс. руб., в 2017 - 1596,10 тыс. руб.