Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Сущность и виды ассортимента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рентабельность продаж показывает результативность текущих затрат. Рентабельность продаж на предприятии «Подушечка» в исследуемом периоде практически не изменялась и составляла в 2015 - 7,61 %, в 2016 - 7,69 % , в 2017 - 7,89 %.

Темп роста производительности труда по отношению к темпу роста заработной платы в 2017 году к 2015 году составил 1,016, а в 2017 году к 2016 году - 1,019. Что свидетельствует о некотором превышении темпов роста производительности труда над темпами роста среднегодовой заработной платы.

Согласно проведенному анализу экономических показателей деятельности предприятия можно сделать следующие вывод, что предприятие работает стабильно. Но особого повышения основных показателей не происходит. Администрации данного предприятия следует обратить более пристальное внимание на данные факты и провести ряд мероприятий для повышения выручки от продаж и прибыли.

Выручка от продаж - это важнейший количественный показатель для торгового предприятия, характеризующий объем осуществленных продаж. Данный показатель отражает успех предприятия, спрос покупателей на реализуемые товары. От выручки от продаж зависят все важнейшие финансово­экономические показатели торговли, включая валовой доход, уровень коммерческих и управленческих расходов, прибыль и рентабельность. Анализ выручки от продаж, т. е. определение его структуры и динамики, осуществляется с целью изучения возможностей увеличения и максимизации прибыли .

Общий анализ выручки от продаж начинают с изучения его объема в динамике. Изменение динамики выручки от продаж позволяет выявить тенденции и закономерности развития предприятия с целью оказания на них положительного влияния и выявления возможностей улучшения динамики продаж.

В табл. 3 представлена динамика выручки от продаж ООО «Подушечка» за 2015-2017 гг.

Таблица 3

Динамика выручки от продаж ООО «Подушечка» за 2015-2017 гг.

Годы

Выручка от

Абсолютный

Темпы роста,

Темпы

Значение 1%

продаж, тыс. руб.

прирост выручки от

%

прироста,

%

прироста,

тыс.руб.

продаж,

тыс.руб.

Пред.

год

Баз.

год

Пред.

год

Баз.

год

Пред.

год

Баз.

год

Пред.

год

Баз.

год

2015

17450,00

-

-

-

-

-

-

-

-

2016

18898,00

1448,00

1448,00

108,29

108,29

8,29

8,29

174,67

174,67

2017

20239,00

1341,00

2789,00

107,09

115,98

7,09

15,98

189,14

24,05


Проанализировав данные таблицы можно отметить, что абсолютный прирост выручки от продаж в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 1448,00 тыс. руб., а в 2017 году по сравнению с 2016 годом - 1341,00 тыс. руб., что меньше на 7,39 %. По сравнению с 2015 годом в 2017 абсолютный прирост выручки от продаж составил 2789,00 тыс. руб.

Темпы роста показывают, сколько процентов составляет выручка от продаж отчетного периода в отношении к предшествующему, либо базисному периоду. Темпы роста выручки от продаж ООО «Подушечка» в 2016 равны 108,29%, в 2017 - 107,09%,что меньше на 1,2 %, а в 2017 году по сравнению с 2015 темпы роста составили 115,98 %.

Выручка от продаж ООО «Подушечка» в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 8,29 %, в относительно 2016 - на 7,09 %,а в 2017 по сравнению с 2015 годом выручка увеличился на 15,98 %.

Для оценки интенсивности изменений следует определить абсолютное значение одного процента прироста. На 1 % темпов прироста выручки от продаж приходится 174,67 тыс. руб. и 189,14 тыс. руб. в 2016 и 2017 году соответственно.

На анализируемом предприятии выделяют две формы торгового обслуживания: индивидуальное обслуживание через прилавок и обслуживание по образцам. Через прилавок обслуживаются покупатели в отделе «Текстиль для дома», а по образцам - покупатели в отделе «Ткани».

Следующим этапом анализа выручки от продаж ООО «Подушечка» является анализ сезонности продаж.

Под сезонностью обычно понимают периодические изменения спроса в зависимости от различных факторов, чаще всего времени года.

В табл. 4 представлена сезонность продаж розничного торгового предприятия ООО «Подушечка».

Таблица 4

Показатели характеризующие сезонность спроса на товары

ООО «Подушечка»

Месяцы 2017 г.

Выручка

тыс.руб.

Коэффициент

сезонности

Абсолютное

отклонение

Квадратное

абсолютное

отклонение

1

2

3

4

5

1 квартал

Январь

1623,75

0,96

0,04

0,0016

Февраль

1876,58

1,11

-0,11

0,0121

Март

1556,32

0,92

0,08

0,0064

Итого

5056,65

2 квартал

Апрель

1674,42

0,99

0,01

0,0001

Май

1748,25

1,04

-0,04

0,0016

Июнь

1721,00

1,02

-0,02

0,0004

Итого

5143,67

3 квартал

Июль

1426,67

0,85

0,15

0,0225

Август

1489,00

0,88

0,12

0,0144

Сентябрь

1553,34

0,92

0,08

0,0064

Итого

4469,01

4 квартал

Октябрь

1693,13

1,01

-0,01

0,0001

Ноябрь

1862,99

1,10

-0,10

0,01

Декабрь

2015,55

1,19

-0,19

0,0361

Итого

5569,67


Анализируя данные табл. 4, можно сделать вывод о том, что особо выраженной сезонности спроса на товары, реализуемые ООО «Подушечка» не наблюдается. Отмечается спад продаж в летний период, а самый наибольший подъем характерен для периода праздников Новый год (ноябрь 1862,99 тыс. руб., декабрь 2015,55 тыс. руб.), 23 февраля и 8 марта (февраль 1876,58 тыс. руб). И если подарки на Новый год потребители начинают покупать уже в конце ноября, то подарки мужчинам и женщинам покупаются чаще всего не ранее, чем за 2-3 недели до самого праздника. Причем продажи перед 23 февраля могут быть (по данным некоторых локальных исследований) несколько больше, чем перед 8 марта. Видимо в силу того, что женщины, покупающие подарки мужчинам, одновременно покупают подарки и знакомым женщинам.

Также при анализе выручки от продаж важно определить его структуру и распределение по отдельным товарным группам (ассортимент). Необходимо рассмотреть структуру ассортимента ООО «Подушечка». Изучение ассортимента так же позволяет проанализировать удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды. Для изучения ассортимента следуетвоспользоваться данными таблицы 6., проследить динамику реализации товарных групп за 2015- 2017 гг. и удельный вес каждой товарной группы в общем объеме выручки от продаж. Результаты расчетов послужили основой таблицы структуры ассортимента за 2015 - 2017 гг., позволяющей выявить преобладающие товарные группы, имеющие наибольший удельный вес в общем объеме выручки от продаж.

На основании таблицы можно сделать следующие выводы по ассортименту торгового предприятия.

Необходимо отметить, что выручка от продаж на предприятии ООО «Подушечка» возрастает в период с 2015 по 2016 год, что обусловлено наличием развернутого ассортимента представленного ниже

Неравномерность развития выручки от продаж в ассортименте привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме выручки от продаж.

Так в 2016 и 2017 году по сравнению с 2015 годом возросла доля постельного белья и махровых полотенец в выручке, эти товарные группы занимают преобладающее положение в общем объеме выручки от продаж, а это свидетельствует о том, что эти товарные группы составляют основную массу прибыли торгового предприятия. И соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

К товарам, имеющим небольшой удельный вес в выручке, относятся: скатерти, одеяла и махровые простыни, что свидетельствует о низком спросе на данные товарные группы. Следовательно, эти группы товаров дают меньшую массу прибыли. А наибольшую прибыль приносят такие товарные группы как: ткани, подушки и вафельные полотенца.


Возможно в дальнейшем расширение ассортимента этих товарных групп и ликвидация товарных групп, которые приносят наименьшую прибыль.

Следующий этап анализа выручки от продаж ООО «Подушечка» - анализ ритмичности и равномерности продаж.

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы торговой организации в реализации товаров покупателями, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в выручке и выручке, выручка теряет свою динамичность, интенсивность работы торгового предприятия снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых результатов. Поскольку данные критерии позволяют выявить анализ ритмичности и равномерности продаж, это свидетельствует о его важности и актуальности.

Оценка выручки от продаж является первым и важным шагом в анализе показателей деятельности предприятия, позволяющим оценить характер его динамики и факторов, влияющих на нее.

Таблица 5

Структура торгового ассортимента ООО «Подушечка» за 2015 - 2017 гг.

Наименование товаров

2015

год

Удельный вес, %

2016

год

Удельный вес, %

2017

год

Удельный вес, %

Абс. Изменение

Темп прироста, %

Изм. дельного веса, %

2017 г к 2015 г

2017 г к 2016 г

2017 г к 2015 г

2017 г к 2016 г

2017 г к 2015 г

2017 г к 2016 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Постельное белье

4620,76

26,48

5191,28

27,47

5824,78

28,78

1204,02

633,5

26,06

12,20

2,3

1,31

Скатерти

464,17

2,66

540,48

2,86

603,12

2,98

138,95

62,64

29,94

11,59

0,32

0,12

Ткани (х/б, шелк, атлас, лен)

3500,47

20,06

3668,1

19,41

4341,27

24,45

840,8

673,17

24,02

18,35

4,39

5,04

Подушки

1682,18

9,64

1836,89

9,72

2025,92

10,01

343,74

189,03

20,43

10,29

0,37

0,29

Полотенца вафельные

1549,56

8,88

1449,48

7,67

1554,36

7,68

4,8

104,88

0,31

7,24

-1,2

0,01

Полотенца махровые

2573,88

14,75

2834,7

15

3058,11

15,11

484,23

223,41

18,81

7,88

0,36

0,11

Одеяла

731,16

4,19

623,63

3,3

505,98

2,5

-225,18

-117,65

-30,80

-18,87

-1,69

-0,8

Пледы

1170,89

6,71

1302,07

6,89

1418,75

7,01

247,86

116,68

21,17

8,96

0,3

0,12

Простыни махровые

1156,93

6,63

1451,36

7,68

906,71

4,48

-250,22

-544,65

-21,63

-37,53

-2,15

-3,2

Всего

17450

100

18898

100

20239

100

2789

1341

15,98

7,10

0

0


Необходимо проанализировать показатель валового дохода в динамике за три года, данные для анализа отражены в табл. 6

Таблица 6

Анализ валового дохода ООО «Подушечка»

в динамике за 2015­2017 гг.

Показатели

Годы

Темпы роста 2017 г. к

2015

2016

2017

2015

2016

Выручка от продаж, тыс. руб.

17450,00

18898,00

20239,00

115,98

107,09

Себестоимость товаров, тыс. руб.

13087,50

14173,50

15179,25

115,98

107,09

Валовой доход, тыс. руб.

4362,50

4724,50

5059,75

115,98

107,09

Уровень валового дохода, %

25,00

25,00

25,00

100,0

100,00

Анализ данных табл. 11 демонстрирует очевидность стабильного роста выручки от продаж. Значение валового дохода увеличиваются на протяжении всего периода. В 2015 год валовой доход равен 4362,50 тыс. руб., в 2016 году увеличился на 8,30 % и составил 4724,50 тыс. руб., а в 2017 на 7, 09 % и составил 5059,75 тыс. руб. Уровень валового дохода в период с 2015 по 2017 год не менялся и составлял 25 %.

На прибыль от продаж влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внешние факторы можно разделить на две группы: обусловленные

изменениями конъюнктуры рынка и связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Объектом анализа выступает бухгалтерская прибыль или убыток. Бухгалтерская прибыль представляет собой алгебраическую сумму доходов и расходов по виду коммерческой деятельности, прочих доход и расходов. Анализ прибыли в динамике за три года отражен в табл. 7.

Таблица 7

Анализ прибыли ООО «Подушечка» в динамике за 2015-2017 гг.

Показатели

Годы

Темпы прироста 2017 к, %

Абсолютное изменение 2017 г. +/-

2015

2016

2017

2015

2016

2015

2016

Выручка от продаж, тыс.руб.

17450,00

18898,00

20239,00

15,98

7,09

2789,00

1341,0

0

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1327,65

1453,61

1596,10

20,22

9,84

268,45

142,49

Внереализацион ные доходы, тыс. руб.

113,08

115,50

117,00

3,47

1,30

3,92

1,50

Внереализацион ные расходы, тыс. руб.

53,85

56,10

57,98

7,67

3,55

4,13

1,88

Прибыль до налогообложени я, тыс. руб.

1386,88

1513,01

1655,12

19,34

9,39

268,24

142,11

Чистая прибыль, тыс. руб.

1054,02

1149,89

1257,89

19,34

9,39

203,87

108,00

Рентабельность продаж, %

7,61

7,69

7,89

3,68

2,60

0,28

0,20