Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия) (Сущность и виды ассортимента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ данных табл. 7 показывает, что прибыль от продаж торгового предприятия ООО «Подушечка» стабильно увеличивается за весь исследуемый период и составляет в 2015 - 1327,65 тыс.руб., в 2016 - 1453,61 тыс. руб., в 2017 - 1596,10 тыс. руб. Прибыль до налогообложения увеличивается в 2016 году на 9,09 %, а в 2017 году на 9,39 %. Значение чистой прибыли постепенно растет и составляет в 2015 году - 1054,02 тыс. руб., в 2016 году- 1149,89 тыс. руб., в 2017 году - 1257,89 тыс.руб. Наблюдается и небольшой рост показателя рентабельности продаж: 2015 год -7,61 %, 2016 год - 7,69 %, 2017 год - 7,89 %.

Таким образом, анализ деятельности ООО «Подушечка», существующего на рынке текстильных товаров с 25 июня 2000 года и занимающегося реализацией тканей и текстиля для дома, показал, что с 2015 по 2017 гг. предприятие функционировало эффективно, о чем свидетельствует ежегодный рост прибыли от продаж, размер которой в период с 2015года по 2017года увеличился на 268,45 тыс.руб.

2.2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Подушечка»

Согласно приведенной методике первым этапом анализа формирования товарного ассортимента является АВС - анализ. Объектом исследования выступают следующие товарные группы: постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей.

АВС - анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров продаж и выявить базовый ассортимент ООО «Подушечка». АВС-анализ по обороту - это ранжирование ассортимента по выручкау. Удельный вес каждой группы товаров в общем объеме продаж ООО «Подушечка» за 2017 год, представлен в табл. 8.

Анализ данных табл. 16 свидетельствует о том, что товарные группы «постельное белье» и «ткани» являются явными лидерами, которые составляют 28,78 % и 21,45 % оборота соответственно и требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. По данной группе товаров должна проводиться полная инвентаризация не реже одного раза в квартал, необходимо постоянное отслеживание спроса (например, с помощью анкетирования).

Махровые полотенца, подушки и вафельные полотенца относятся к группе В, они составляют около 30% оборота. Эти товарные группы в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета. Скатерти, одеяла, пледы и простыни относятся к группе С - составляют 20% оборота. В ассортименте они являются аутсайдерами, в связи с тем, что на эти товары пониженный спрос.


Таблица 8

Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа (по обороту)

Товарная

группа

Оборот за

Оборот

Оборот

Оборот

Оборот

Доля в

Доля в обороте

I квар-тал,

за II

за III

за IV

за год,

обороте,

с

Группа

тыс. руб.

квартал,

квартал,

квартал,

тыс. руб.

%

накопительным

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

итогом, %

Постельное

белье

1455,30

1480,35

1286,18

1602,95

5824,78

28,78

28,78

А

Скатерти

150,69

153,28

133,18

165,98

603,13

2,98

31,76

С

Ткани

1084,65

1103,32

958,60

1194,69

4341,26

21,45

53,21

А

Подушки

506,17

514,88

447,35

557,52

2025,92

10,01

63,22

В

Полотенца

вафельные

388,35

395,03

343,22

427,75

1554,35

7,68

70,90

В

Полотенца

махровые

764,06

777,21

675,27

841,59

3058,13

15,11

86,01

В

Одеяла

126,42

128,59

111,72

139,24

505,97

2,50

88,51

С

Пледы

354,47

360,57

313,28

390,43

1418,75

7,01

95,52

С

Простыни

махровые

226,54

230,44

200,21

249,52

906,71

4,48

100

С

Итого:

5056,65

5143,67

4469,01

5569,67

20239,00

100,00

-

-

Оценить весомость каждой группы товаров ООО «Подушечка» в прибыли предприятия за 2017 год позволит АВС - анализ (табл. 9).

Анализ данных таблицы показал, что в группу В, на основании АВС- анализа по прибыли, входят не только махровые, вафельные полотенца и подушки, как было выявлено в результате исследования ассортимента по обороту, но и пледы. Это позволяет сделать вывод о том, что руководству предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента. Ткани и постельное белье удерживают свои позиции в группе А.


Таблица 9

Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа (по прибыли)

Товарная группа

При­быль за I кв., тыс. руб.

При-быль за II кв., тыс. руб.

При-быль за III кв., тыс. руб.

При-быль за IV кв., тыс. руб.

При-быль за год, тыс. руб.

Доля в при­были, %

Доля в прибы-ли с накопи­тельным итогом, %

Группа

Постельное

белье

120,18

122,20

106,18

132,35

480,91

30,13

30,13

А

Скатерти

12,36

12,57

10,93

13,62

49,48

3,10

33,23

С

Ткани

79,01

80,34

69,81

87,01

316,17

19,81

53,04

А

Подушки

32,99

33,54

29,15

36,32

132,00

8,27

61,31

В

Полотенца

вафельные

31,59

32,12

27,91

34,79

126,41

7,92

69,23

В

Полотенца

махровые

63,98

65,05

56,53

70,46

256,02

16,04

85,27

В

Одеяла

6,86

6,98

6,06

7,55

27,45

1,72

86,99

С

Пледы

31,91

32,45

28,19

35,14

127,69

8,00

94,99

В

Простыни

махровые

19,98

20,32

17,66

22,01

79,97

5,01

100,00

С

Итого:

398,86

405,57

352,42

439,25

1596,10

100

-

-

Для того чтобы определить товарную группу, приносящую предприятию наибольший оборот и прибыль, необходимо провести АВС-анализ по двум параметрам (табл. 10).

Таблица 10

Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа (по обороту и прибыли)

Товарная группа

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Прибыль за год, тыс. руб.

Доля в прибыли, %

Группа

по

обороту

Группа по прибыли

Постельное

белье

5824,78

21,45

480,91

30,13

А

А

Скатерти

603,13

2,98

49,48

3,10

С

С

Ткани

4341,26

28,78

316,17

19,81

А

А

Подушки

2025,92

10,01

132,00

8,27

В

В

Полотенца вафельные

1554,35

7,68

126,41

7,92

В

В

Полотенца

махровые

3058,13

15,11

256,02

16,04

В

В

Одеяла

505,97

2,50

27,45

1,72

С

С

Пледы

1418,75

7,01

127,69

8,00

С

В

Простыни

махровые

906,71

4,48

79,97

5,01

С

С

Итого:

20239,00

100,00

1596,10

100,00

-

-


На основании анализа данных, представленных в табл. 18, можно сделать следующие выводы:

- Скатерти, одеяла и махровые простыни входят в группу СС. Данные товары приносят предприятию менее 1% в обороте и прибыли. Они являются аутсайдерами.

- В группу ВВ входят подушки, вафельные и махровые полотенца - это товары устойчивые «середняки».

- К товарам с низким показателем по обороту и среднем показателем по прибыли относятся пледы. Предприятию по данной группе товаров необходимо проводить постоянный сравнительный мониторинг ассортиментных позиций с конкурентами.

- Постельное белье и ткани относятся к группе АА - это лидеры в ассортименте ООО «Подушечка», наиболее ценные товары. За данными товарными группами необходимо тщательно следить, выделить лучшее место в торговом зале, поддерживать рекламными акциями и мероприятиями. Целесообразно отслеживать конкурентную среду и колебания спроса.

На основании проведенного анализа сформирована матрица распределения товарных групп (рис. 2).

Рисунок 2. Матрица распределения товарных групп

по АВС - анализу

Матрица свидетельствует о том, что руководство ООО «Подушечка» придерживается определенной политики формирования ассортимента, но существуют резервы для совершенствования, возможности роста объемов продаж путем вывода некоторых товарных позиций на лидирующее место.

Для оценки стабильности спроса на продукцию, реализуемую ООО «Подушечка» необходимо провести XYZ-анализ. Объект анализа - постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей. Анализируемый период - 2017 год.

Анализ данных свидетельствуют о том, что постельное белье, ткани и махровые полотенца пользуются постоянным спросом, по ним можно довольно точно спрогнозировать последующие продажи. Подушки, полотенца вафельные, простыни махровые, пледы и скатерти имеют колебания в спросе и, как следствие, средний прогноз продаж. 1

Для того чтобы выявить направления формирования оптимального товарного ассортимента, необходимо провести совмещенный АВС и XYZ - анализ.

Таблица 11

Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе совмещенного АВС и XYZ-анализа

Товарная группа

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Коэффициент относительной вариации, %

Группа

Постельное белье

5824,78

28,78

7,76

А

X

Скатерти

150,78

2,98

24,11

С

Y

Ткани

4341,26

21,45

9,13

А

X

Подушки

506,48

10,01

12,67

В

Y

Полотенца

вафельные

388,59

7,68

14,21

В

Y

Полотенца

махровые

764,53

15,11

8,98

В

X

Одеяла

126,50

2,50

26,19

С

Z

Пледы

354,69

7,01

20,75

С

Y

Простыни

226,68

4,48

18,97

С

Y

Итого:

20239,00

100,00

--

-

-


Результаты совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Подушечка» позволяют сделать следующие выводы:

- Постельное белье и ткани имеют высокий оборот и стабильный спрос. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но без создания избыточного страхового запаса. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

- В группу ВХ входят махровые полотенца. Данная товарная группа также отличается высоким выручкаом и стабильностью.

- В группу BY входят подушки и вафельные полотенца со средним оборотом и средней стабильностью спроса. Важно, чтобы данная группа товаров присутствовала в ассортиментном перечне с целью осуществления бесперебойной деятельности предприятия и удовлетворения потребностей покупателей.

- В группу СY входят пледы, простыни и скатерти, По товарам данной группы можно использовать систему заказов с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у предприятия финансовых возможностей.

- К товару-балласту относятся одеяла. Данную группу товаров можно либо безболезненно выводить из ассортимента, либо регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.

Для того, что подвести итоги по проведенным исследованиям, необходимо сформировать матрицу совмещенного анализа (рис. 3).

Рисунок 3. Матрица совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Подушечка»

Матрица свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать направления совершенствования формирования ассортимента предприятия с целью стабилизации продаж, увеличения прибыли и исключения из ассортиментного перечня нерентабельных товарных групп.

Анализ показал, что важную роль в выручке предприятия играет постельное белье, следовательно необходимо провести более детальное исследование по данной группе товаров (табл. 12).

Таблица 12

Исследование фактического ассортимента постельного белья ООО «Подушечка»

Товарная категория

Оборот

Оборот

Оборот

Оборот

Оборот за

за I кв.,

за II кв.,

за III

за IV

год, тыс.

тыс.

тыс.

кв.,

кв.,

руб.

руб.

руб.

тыс.

руб.

тыс.

руб.

Постельное белье «Tet-a-Tet»

115,24

117,22

101,86

127,00

461,32

Постельное белье «Хлопковый рай»

120,37

122,41

106,33

132,62

481,73

Постельное белье «Primavelle»

261,03

265,52

230,73

287,68

1044,96

Постельное белье «Унисон»

233,38

237,41

206,29

257,21

934,29

Постельное белье «Романтика»

116,40

118,41

102,89

128,28

465,98

Постельное белье «Arya»

72,90

74,15

64,43

80,34

291,82

Постельное белье «Karven»

465,61

473,62

411,56

513,14

1863,93

Постельное белье «Bella Vita»

70,13

71,34

61,99

77,29

280,75

Итого:

1455,06

1480,08

1286,08

1603,56

5824,78